Классический форум-трекер
canvas not supported
Нас вместе: 4 078 966

О детях. Мудрые доктора. Учителя. Родители


 
 
RSS
Начать новую тему   Ответить на тему    Торрент-трекер NNM-Club -> Форум для родителей -> Детский уголок
Автор Сообщение
urasvon ®
Стаж: 9 лет 2 мес.
Сообщений: 24
Ratio: 3,41
Поблагодарили: 2
100%
Откуда: Германия
germany.gif


Возрастая психология ребенка


Обложка не такая

Парапсихология ребёнка

Книга о детях с дефектами развития

Элементарная Педагогика

В И Слуцкий



Все мы друг друга воспитываем
Муж-жену и наоборот
Дети-родителей. Родители тоже ищут и находят методы. От хождения на четвереньках до дедушкиного армейского ремня.
И что интересно - педагогическую академию никто не посещал. И не собирался.

А воспитывать можно по разному.
Принуждением"Хочешь научим-не хочешь - заставим".
Посулами благ небесных и земных. От дам конфетку до поедешь-не поедешь на Канары.

Но лучший способ, это устроить так, чтоб тобой желаемое свершилось по собственной воле.
Тогда - ни сопротивления обороняющейся стороны. Ни огромные затраты на пощрение движений в нужном направлении не потребуются.
И что главное - сохранит Ваши драгоценные , издёрганные жизнью нервы



Приобщитесь к мудрости старого педагога. Не Макаренко



Добавлено спустя 9 минут 40 секунд:

В.Леви Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребёнок

PS
Для многих спорная постановка вопроса
"Подчинить свою жизнь воспитанию, становлению "на крыло" детей"
Я поступал именно так. И не жалею


Леви Владимир -

Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок



Жанр: Психология
Издательский дом: Торобоан
Год издания: 2006

Леви Владимир.
Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок

PDF

Искусство общения родителей и детей, искусство внушения и влияния,
дети, непохожие на других, трудности обучения, проблемы подростков,
наркотическая опасность, первая любовь...
Об этом и многом другом рассказывает Владимир Леви в своей книге.

Аннотация:

Потерять ребенка очень легко:
потерять в собственном доме...

А как уберечь, как вывести на жизненную дорогу?..

Как помочь стать счастливым?..

Книга из серии «Конкретная психология» всемирно известного психотерапевта и писателя Владимира ЛЕВИ.

Мировой бестселлер о взрослых и детях, о понимании и любви.

Новейшее, переработанное и дополненное издание.

Читать книгу On-line

Доступные форматы для скачивания:

Скачать в формате FB2 (Размер: 398 Кб)

Скачать в формате DOC (Размер: 250кб)

Скачать в формате RTF (Размер: 250кб)

Скачать в формате HTML (Размер: 399кб)



Добавлено спустя 3 минуты 37 секунд:

Система Никитиных. Вырости и Воспитай творческого ребёнка

Система Никитиных

Теги: воспитание, наказания, развивающие методики, разное, раннее развитие



Система Никитиных признана в Америке, Японии, Германии и родной России. Борис Павлович Никитин (21.01.1916-1999) и Никитина Лена Алексеевна (31.01.1930) – родители, педагоги, авторы оригинального семейного воспитания, одни из основоположников методики формирования творческих способностей с самого раннего детства.

Они вырастили и воспитали семерых детей, на сегодняшний день у них 24 внука.


Биография

Борис Павлович Никитин родился на Северном Кавказе в семье кубанского казака. В 1941 году окончил Военно-воздушную академию им. Н. Е. Жуковского, служил в истребительной авиации. Там - то он уже и начал создавать свои первые развивающие игры. В 1949 году он вышел в отставку и занялся научной педагогической работой в НИО Министерства трудовых резервов, затем — в Институте теории и истории педагогики, НИИ психологии и Институте трудового обучения и профориентации АПН. В 1958 организовал группу педагогов, разрабатывал идею открытия школы, которая бы повторяла опыт Макаренко.



Лена Алексеевна Никитина родилась в 1930 году в поселке Болшево Московской области. Мать, Е.А. Литвинова, – учительница. Отец, А.Д.Литвинов, – военный инженер. В 1948 году Лена окончила Болшевскую среднюю школу с золотой медалью, в 1954 году – Московский областной педагогический институт. Два года работала учительницей в селе Воеводское Алтайского края. С 1956-го по 1960 г. работала в московской железнодорожной школе № 40. С 1960-го по 1980 г. – библиотекарем и заведующей Болшевской библиотекой.



Будущие супруги познакомились в 1958 году на городском педагогическом совещании. Борису Павловичу на тот момент было 42 года, Лене Алексеевне – 28. Их объединили общие интересы – педагогика, творческая деятельность, школьные преобразования, ученики и преподавание.

Школу открыть не удалось, зато получилось создать свою собственную семью.

В 1959 г. у них родился сын Алексей, 1960 – Антон, затем Ольга, Анна, Юля, в 1969 – Иван и самая младшая – Любовь.



Как всё это начиналось

Когда в семье Никитиных появился первенец, ни о какой системе развития и воспитания не было и речи. На тот момент Борис и Лена имели довольно примитивное представление о младенцах. Они просто радовались своему сынишке, любили его и заботились о его потребностях.

Но вскоре, они стали замечать, что малыш плачет по-разному, как будто о чем-то говоря; сопротивляется, когда на него надевают чепчик, реагирует на внешние раздражители и т.д. Тогда Борис и Лена решили довериться своей интуиции и, вопреки стандартам воспитания, стали прислушиваться к желаниям и «подсказкам» своего сына, развивать его физические и интеллектуальные возможности. Теперь их малыш ел и спал не по часам, а когда хотел и сколько хотел. А бодрствование проводил, занимаясь физкультурой, закаливанием, общаясь с мамой, слушая ее песни или самостоятельно находя для себя интересные занятия.



Словом, Никитины доверились природе, или, как считает Лена Алексеевна «То, чем мы занимались, было вовсе не новаторством, а всего лишь — возвращением к истокам». И результат не заставил себя ждать – сын стал развиваться намного быстрее, чем было написано в популярной литературе.

Свои наблюдения, открытия и опыты решения проблем Никитины тщательно записывали в тетрадочки – дневники. Позже, эти записи и легли в основу книг Никитиных.

Интуитивно накопленный супругами Никитиными опыт помогал им создавать естественные условия для дальнейшего развития способностей детей, исходя из их желаний и потенциалов. Так постепенно, шаг за шагом, методом проб и ошибок, создавались их принципы семейного воспитания.

«Правы ли мы»?

У супругов Никитиных с появлением перового ребенка начались серьезные столкновения с родными бабушками и соседями. Те считали, что Лена и Борис проводят «неумные эксперименты над своими собственными детьми».
В 1965 г о семье Никитиных был снят первый кинофильм «Правы ли мы?», в котором они рассказывали о своём опыте и возможностях раннего развития детей. Тут же стали возникать первые столкновения с педагогами и медиками, которые утверждали, что Никитины калечат своих детей. И это не удивительно, ведь в то время, то, что пропагандировали Никитины, не укладывалось ни в какие рамки консервативных советских взглядов о воспитании детей.

Но Никитины, видя своих детей здоровыми, сильными, выносливыми, закаленными, увлеченными, к трем-четырем годам осваивающими чтение и азы математики, перескакивающими в школе через классы, продолжали их воспитывать в том же духе. Конечно, многое из того, что возмущало тогдашнюю общественность, сейчас никому из нас не покажется чем-то новым или оригинальным:

- Прикладывание новорожденного к груди сразу после рождения.
- Кормление ребенка по требованию, в том числе и ночью. Тоже самое относится и к ребенку после года – Никитины считали, что детей нельзя заставлять есть насильно.



- Совместный сон мамы и малыша.
- Естественное грудное вскармливание без докорма до появления первого зуба (допаивать ребенка можно только водичкой).
- Принятие воздушных ванночек, закаливающие процедуры.
- Избегание специальной стерильности.
- Обучение гигиеническим навыкам с рождения – выдерживание ребенка над тазиком, в том числе и ночью.
- Специальные упражнения для развития физических данных ребенка, в дальнейшем – с использованием спорткомплекса.
- Предоставление ребенку полной свободы для познания окружающего мира. Это учит ребенка занимать активную жизненную позицию.
- Родители сами знакомят детей с опасными предметами (спичками, иголками, ножницами т.д.), позволяя ребенку, например, дотронуться до горячего чайника. Это учит его в дальнейшем осторожности.
- При встрече с большой опасностью (поезд, автомашина, открытое окно и т. п.), показываем преувеличенное опасение, чтобы ребенок видел образец поведения в подобной ситуации.
- Если вы что-то запрещаете ребенку, нужно строго сказать, что «нельзя», но тут же рассказать, что можно: «Рвать книги нельзя, а старую газету можно».
- Впервые давая карандаш или ложку ребенку в руки, сразу закрепляем предмет в его руке правильно, чтобы не пришлось переучивать.
- Для развития эмоциональной сферы ребенка очень важен физический контакт с мамой. Поэтому стараемся почаще брать ребенка на руки, или, если такой возможности нет – пусть он нас хотя бы видит или слышит наш голос.
- Хвалим ребенка, искренне радуемся его успехам, записываем динамику его достижений.
- С 11 месяцев малыш уже может испытывать сострадание и желание помогать старшим. Возбуждаем и поощряем в нем сочувствие «Мама устала, принесешь ей тапочки». Делаем дела вместе с ребенком, вместе радуемся и огорчаемся.

Главная задача воспитания – развитие способностей

Основная идея методики Никитиных - НУВЭРС - Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей во всех видах человеческой деятельности. Но для наиболее эффективного развития ума и тела существует определенное время и определенные условия. Если способности вовремя не нашли своей реализации, то их потенциал угасает. Способности, получившие поддержку на ранних стадиях жизни, потом развиваются в большей степени.

Никитин считает, что у родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему. Для этого надо создать «опережающие» условия и богатую развивающую среду. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры. Так же было и с математикой (счеты, счетные палочки, цифры, измерительные приборы, таблица: сотни и тысячи, бусинки на проволоке и пр.), конструированием (всевозможные кубики, мозаика, конструкторы, строительные материалы, инструменты и др.), спортом (спортснаряды в разных сочетаниях в доме и во дворе).

Основные принципы методики Никитиных

Сами Никитины выделяют три основных принципа, которые были выработаны ими в ходе практики жизни, в общения с детьми:

Во-первых, это легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортснаряды вошли в повседневную жизнь ребят с самого раннего возраста, стали для них как бы средой обитания наравне с мебелью и другими домашними вещами.

Во-вторых, это свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Ребята занимаются сколько хотят, сочетая спортивные занятия со всеми другими видами деятельности.

В-третьих, это наше родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, наше участие в их играх, соревнованиях, самой жизни.

Никитины убеждены, что существуют две крайности, которых надо избегать. Это "заорганизованность" (сверхзаботливый уход, непрерывные занятия, развлечения, игры, в результате чего у ребенка не остается времени для самостоятельной деятельности), и "заброшенность" (когда общение с малышом сводится только к его обслуживанию – накормить, одеть, уложить спать).

Правильнее - просто радоваться успехам детей, это и будет поддерживать в них интерес. Как писал Б.Никитин « Самый совершенный спорткомплекс не вызывает его интереса, не "срабатывает", если мы, взрослые, остаемся равнодушны к тому, что с ним делает ребенок, как у него получается. А если упал, если неудача? Тогда мы утешим, конечно, вытрем заплаканные глаза, ободрим ("Не горюй, еще получится!")».

И дети учат нас

Все психологические тонкости общения Никитиных со своими детьми пришли не сразу, а постигались нелегко, порой через ошибки и промахи.

И вот два тому примера:

Первый.

Когда ребенок попадал в трудное положение (упал и не мог встать, застрял и т.п.), Лена и Борис делали вид, будто не замечают этого. Малыш старался, кряхтел, плакал, но в итоге сам справлялся с ситуацией. И какое-то время Никитины считали, что они делают всё правильно. Но однажды они увидели такую неприятную картину: их второй полуторагодовалый сын плакал от ушиба и испуга, а старший трехлетний сын даже не смотрел в его сторону, как и его родители. Он был равнодушен к слезам брата. Это заставило Никитиных изменить свою тактику.

Второй.

Вся семья собралась за столом на ужин. Самый маленький из детей, ему еще не было и года , сидел у мамы на коленях. Взяв со стола ложку, он потянул было ее в рот, но уронил на пол и заплакал. Лена спустила сына на пол и сказала, чтобы тот поднял ложку. Но малыш заплакал еще громче и отпихнул ложку. Мама, не желая потакать капризам, настаивала на своем, а малыш плакал еще пуще прежнего. Все перестали есть, настроение было испорчено. «Ну тогда ты мне не нужен такой!» - сказала мама и выбежала из кухни. Плачущий малыш пополз за ней. И только опомнившись, Лена поняла, как была несправедлива к нему: «Сын искал у меня понимания и помощи, а получил – за простую оплошность - самое жестокое наказание: от него отказалась мама. Он протестовал как мог, а я... даже не пыталась его понять, шла в своих действиях из каких-то затверженных
правил, а не от ребенка и его состояния...»



Ошибки воспитания

Разумно используя идеи Никитиных можно постараться вырастить своих детей здоровыми, крепкими и смышлеными. Те же явные недочеты, о которых впоследствии Лена и Борис сами писали в своих книгах, скорее, относятся именно к их семье и их слишком большой увлеченности своей же собственной системой.

1. Сосредоточенность на детях. Несмотря на то, что и Лена, и Борис работали – всё остальное время они посвящали только детям.

2. Семья Никитиных жила в искусственно - изолированном мире. Вся жизнь была сосредоточена только в их маленькой квартирке. Дети не посещали детский сад – Никитины не хотели, чтобы те проводили весь день в незнакомом месте. В результате дети и вправду чувствовали себя чужаками в обществе. В школе они были намного младше своих одноклассников и не имели друзей.

3. В семье Никитиных были перепутаны функции мужчины и женщины. Решение многих проблем легло на плечи Лены, она была ведущим лидером.

4. Серьезная жизнь порой подменялась игрой. У Никитиных была мастерская. Дети забавлялись в ней с инструментами и станками, но у них не было настоящего дела или задания, например, сделать свою табуретку, полку и т.п.

5. Никитины большое внимание уделяли развитию физических возможностей, творческому интеллекту, трудовых навыков, а гуманитарная, эстетическая и нравственная сторона практически отсутствовала.

6. Дети в семье Никитиных, занимались только тем, что им было самим интересно, а значит легко. И соотношение «хочу» и «надо» сильно перевешивало в сторону первого. Поэтому, если что-то детям Никитиных не нравилось или было для них трудно – они этого избегали. Когда заложенный в семье багаж знаний закончился и надо было учиться и трудиться, чтобы добывать знания – никому этого делать не хотелось. Детям, не привыкшим к дисциплине, не нравилось ходить в школу – и мама оставляла их дома.

7. Семья Никитиных жила как в аквариуме – в их доме почти постоянно присутствовали какие-то посторонние люди – гости, врачи, педагоги, журналисты, «перениматели» опыта. При этом у каждого посетителя было своё видение системы – начиная от доброжелательно – положительного и заканчивая агрессивно – обвинительным. А семья и дом – это наша крепость, это личное.

Многие считали, что дети Никитиных вырастут гениями, обладающими сверхвозможностями. Но сами Лена и Борис не раз подчеркивали, что воспитывали не "вундеркиндов", а самостоятельных людей, способных вступиться за себя и ответить "нет". Дети Никитиных были одарены, интеллигентны, воспитаны в стремлении достигать цели. Все они состоялись во взрослой жизни – каждый из них является специалистом в своей области. У всех есть крепкие семьи и, как минимум , двое детей.

Список литературы

В книгах Никитиных, как говориться, из первоисточников, Вы сможете подробнее ознакомиться с их опытом по воспитанию детей. Книги очень легко читаются – ведь они написаны живым родительским языком. Если Вам и не захочется последовать примеру супругов Никитиных, то в любом случае их книги заставят более внимательно и вдумчиво отнестись к своим детям.

1. Никитин Б.П. Наши уроки. – Л., 1992.
2. Никитин Б.П. Первый год, первый день. – М.: Знание, 1994.
3. Никитин Б.П. Развивающие игры. — М.: Педагогика, 1985.
4. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. — М.: Просвещение, 1991. Ссылка
5. Никитина Л. А. Мама или детский сад.— М.: Просвещение, 1990.
6. Никитины Л. и Б. Мы и наши дети.— М.: Молодая гвардия, 1979. Ссылка
7. Никитины Л. и Б. Мы, наши дети и внуки. – Пермь, 1997.
8. Никитины Л. и Б. Резервы здоровья наших детей. — М.: Физкультура и спорт, 1990. Ссылка
9. Никитин Б. П. Детство без болезней. — С-Пб.: ИК «Комплект», 1996.
10. Никитин Б.П. Здоровое детство без лекарств и прививок. – М.: ЛИСТ-НЬЮ, 2001.
11. Никитина Л. А. Отчий дом. — 1982.
12. Никитина Л. А. Я учусь быть мамой. — М.: ЛИСТ-НЬЮ, 2002.
13. Никитина Л. А. Исповедь. — 1991.
14. Никитина Л.А., Соколова Ж.С., Блудова Л.А. Родителям XXI века. – М.: Знание, 1998.

Можно также прочитать статьи о детях Никитиных тут и тут

Автор статьи о Системе: Дарья Колдина
[/b][img][/img]

Добавлено спустя 3 минуты 14 секунд:

Разумные дети Методика Монтессори

Разумные дети Методика Монтессори




Итальянский
психолог Мария Монтессори считала, что каждый ребенок - яркая
индивидуальность со своим внутренним миром и уникальными способностями.

Главная задача педагогов, практикующих эту методику - не заставлять
ребенка делать что-либо, а пытаться заинтересовать его в процессе; не
«лепить» характер малыша, а помочь ему раскрыть его потенциал.

Суть метода состоит в наблюдении за самостоятельным развитием малыша.
Важные принципы методики Монтессори - самовоспитание, самообучение и
саморазвитие. Воспитатель скорее не обучает ребенка, а руководит его деятельностью.



Цель педагогов - способствовать
развитию внутренней мотивации воспитанников к обучению, их
самостоятельности и самодисциплине. Важная особенность Монтессори-групп
состоит в том, что в них занимаются малыши разного возраста. Сторонники
этой Монтессори-теории утверждают, что это способствует лучшей
социальной адаптации детишек и развивает «чувство локтя». Сама же Мария
Монтессори считала, что дети способны обучать друг друга едва ли не
лучше, чем взрослые.

Монтессори-зоны

Классы Монтессори включают в себя несколько «смысловых» зон. Условно их можно разделить на:

- зону сенсорного развития
Здесь малыш в процессе игры изучает окружающий мир: учится различать свойства предметов (высоту, вес, цвет, длину и т.п.).

- зону умственного развития
Среди
разнообразия наук ребенок выбирает наиболее интересный для него
материал. Здесь дают начальные знания по различным предметам:
математике, естествознанию, языкам...

- зону движения
Физические
упражнения, разработанные в рамках методики Монтессори, помогают
малышам развить координацию движений, равновесие, способствуют
концентрации внимания.

- зону реальной жизни
В
этой зоне малыши учатся самостоятельности: раскрашивают, вырезают,
рисуют, завязывают шнурки и застегивают пуговицы. Все эти действия
помогают развитию моторики: мелкой и крупной.

Попытаемся раскрыть суть методики Монтессори в нескольких словах:

- интерес
Главная задача Монтессори-педагога - научить малыша сосредотачиваться на работе, которая ему интересна.

- индивидуальный подход
Каждый
ребенок - личность. Мария Монтессори считала, что не стоит торопить
его, искусственно «ускоряя» его развитие. Вместе с тем нужно не
упустить момент, и вовремя предоставить ему возможность самореализации.

- свобода выбора
Специалисты,
практикующие методику, считают, что не стоит мешать поиску малыша: он
может начинать делать что-либо, затем бросать это, но со временем
энергия ребенка «перенаправится» на конструктивную деятельность.


Работая с детьми, Монтессори сделала открытие, благодаря которому смогла подробнее узнать и понять особенности детского развития.

Открытием стало то, что

ребенок имеет совсем иное, отличающееся от разума взрослого, мышление.

Это мышление она назвала «впитывающим мышлением». Таким образом, мозг малыша работает на подобии губки, впитывая всю информацию из окружающей среды, без разбора, так как еще не имеет возможности разделять ее на «хорошее», «злое», «доброе» и «плохое».

Поэтому для маленького ребенка очень важной является окружающая среда, из которой малыш мог бы получить все, что необходимо для нормального развития. Поэтому задачей родителей является обеспечение своему малышу большого количества сенсорных впечатлений, образцами хорошего и только положительного социального поведения, способами рациональной деятельности с предметами, а также способами эмоционального реагирования.

Несомненно, все эти впечатления сыграют не маленькую роль в развитии малыша, но кроме них необходимо также создать крохе ту среду, в которой он мог бы слышать и воспринимать только правильную речь, что позволит ему в будущем, воспринимать мир, с положительной стороны создавая только правильные впечатления.

Методика Марии Монтессори раннего развития детей

Методика Марии Монтессори раннего развития детейМария Монтессори огромную роль в своей методике развития отводила играм. Такие игры включают в себя материалы письма и чтения, практической жизни, материалы по развитию речи, и, конечно же, материалы для сенсорного развития. Каждая игра, которую предлагает педагог с мировым именем, направлена на развитие мышления малышей. Ведь играя, ребенок учится воспринимать, а также оценивать форму, количество и объем предметов. А для того чтобы развить мозг в своей методике Мария Монтессори предлагает использовать те игры и игрушки в которых есть множество мелких деталей, которыми малыш может манипулировать.

Выделенные М. Монтессори сензитивные периоды жизни ребенка являются основными стадиями развития малыша, на которые взрослые, как бы они ни старались, все равно не смогут повлиять. Бывает и так что у малыша не было способности развиваться в соответствии с определенным направлением развития, то в таком случае он потерял единственный естественный шанс приобрести какую-то определенную способность.

Сензитивные периоды, которые возникают в жизни каждого ребенка, являются довольно длительными, а динамика их протекания для каждого ребенка индивидуальна. Но в основном главные периоды жизни детей определяются такими промежутками времени: сенсорное развитие происходит от рождения до 5,5 лет, восприятие порядка – от рождения до 3 лет, движения и действия развиваются от 1 до 4 лет, развитие речи – от рождения и до 6 лет, а социальные навыки от 2,5 до 6 лет.



Добавлено спустя 5 минут 8 секунд:

Америка без математики =0

Америка без математики =0




Как улучшить математическое образование наших детей
Published: October 18, 2010





«Для нации нет более долгосрочной инвестиции,
чем кормить маленьких детей молоком,
едой и образованием»
У. Черчилль

Как известно, математика – фундаментальная наука, и глубокое знание ее основ позволяет успешно изучать физику, астрономию, химию, биологию, компьютерные и инженерные дисциплины и т.д.

Полеты в космос с помощью челноков и шатлов, высадка человека на Луну, изобретение айфонов или Hubble Space Telescope, который «видит» почти всю Вселенную, осуществлены талантливыми инженерами и учеными, которые, разумеется, имели прекрасное образование и блестящие знания по математике и физике. Создание Силиконовой долины в Калифорнии, о которой сегодня мечтает Россия, требует, среди прочего, разработки весьма высоких технологий, и маленький компьютер, который вы можете положить в карман, соединяет вас со всем миром и является практически бесконечным источником информации, включая сотни томов книг, которые вы можете легко туда внести.

Имея cell-phone, вы можете с помощью микроволнового излучения соединиться с любым человеком на Земле. Безусловно, все это требует обширных знаний, которые можно приобрести в лучших университетах США. Например, University of Chicago известен во всем мире как университет, 75 выпускников которого стали Нобелевскими лауреатами. Несомненно, хорошее образование в нашем быстроменяющемся мире является главной ценностью человека и определяет уровень его интеллекта. Но сегодня речь не об этом.

Речь о том, почему мы так озабочены математическим образованием наших детей, что мешает им хорошо учиться и что следует предпринять, чтобы школьники глубоко знали математику и развивали математическое мышление. Почему они еле-еле читают, не могут сложить два числа без калькулятора, ничего не запоминают, не умеют доказать теорему, не знают формул, не хотят выполнять домашние задания, и никто не мешает им «ничего не делать». Согласно журналу Time за сентябрь этого года, десятки лет в Америке безрезультатно пытаются улучшить систему школьного образования.

В статье How to Fix Our Schools сегодняшняя образовательная система Америки названа несостоятельной. И это сказано о стране, где есть десятки первоклассных университетов и которая, вне всяких сомнений, впереди всех стран мира в области открытий, передовых технологий и инноваций. С 1971 года затраты на образование в Америке (из расчета на одного студента) удвоились и превышают затраты на образование в большинстве стран мира (только четыре небольшие европейские страны тратят немного больше, чем США).

Приведу только некоторые факты. В ряде public schools лишь один из каждых пяти учеников знает математику на уровне необходимых требований. Учащиеся не могут вычислить площадь комнаты или найти длину окружности, потому что не знают формул; они умножают 20 на 30 с помощью калькулятора, так как не знают таблицу умножения. Одна ученица 10-го класса прибавляла 17 к 8 на пальцах. В 2009 г. 68% восьмиклассников знали математику на уровне basic или below basic и 69% с трудом читали. В 2006 году американские учащиеся заняли 21-е место в science literacy и 25-е – в math literacy среди 30 развитых стран мира.

В предыдущие годы ситуация была еще хуже. Когда-то возлагались большие надежды на charter schools, число которых за последние восемь лет увеличилось в четыре раза, однако только 17% из них, то есть каждая шестая, показали существенно лучшие результаты по сравнению с традиционными public schools. Согласно статистическому анализу мнений 1000 взрослых американцев, 67% думают, что сегодняшняя школа переживает кризис; 65% полагают, что школы не дают детям достаточной подготовки для их будущего.
[AD]

На вопрос, как улучшить систему образования, 52% ответили, что родители должны больше помогать своим детям, и 24% сказали, что нужны лучшие учителя. В то же время 90% взрослых верят, что соответствующие изменения позволят существенно улучшить образовательную систему и знания учеников.

Недавно в Америке запущена новая программа – Race to the Top – и выделено дополнительное крупное инвестирование школ – 4.35 млрд долларов. Цель программы – улучшить американские стандарты; оценивать работу учителей, учитывая успехи их учеников; повышать квалификацию учителей; освобождать от работы тех, кто не умеет учить.( Bill & Melinda Gates Foundation имеет примерно те же цели.) Этой программой заинтересовались даже в ЕС. Демократ Чарльз Барон, ответственный за реформу образования, надеется, что программа, возможно, даст какие-то сдвиги в существующей системе. Чтобы обеспечить успех программы, Анна Дункан, Education Secretary, запросила Конгресс выделить дополнительно 1.35 млрд долларов на последующие годы,

Так как же улучшить математическое образование наших детей? Что нужно предпринять, чтобы помочь им уже сегодня, не дожидаясь, пока реформы заработают? Мы, взрослые, ответственны за сложившуюся ситуацию. Мой длительный опыт преподавания физики, математики и астрономии в бывшем СССР и в США позволяет мне сделать следующие выводы:

Математике и физике в школах бывшего СССР учили лучше, чем в США, ибо от школьников требовалось запоминание формул, доказательство теорем, знание физических законов и т.д. В американской школе не принято что-то требовать от детей (говорят, в силу какой-то демократии, хотя правильнее сказать – в силу безразличия к детям и их образованию). Учиться наукам без запоминания – все равно что учиться играть на фортепиано, лишь разглядывая ноты или изучая устройство пианино. Немецкий физик, лауреат Нобелевской премии Макс фон Лауэ сказал: «Образование – это то, что останется, когда выученное уже позабыто». Учитель потому и образован, что все помнит и может применить свои знания на практике. В бывшем СССР ученики никогда не просили преподавателя написать на доске нужные для решения формулы в день экзамена, так как были обязаны помнить их.

В американских колледжах есть правило: на каждый час занятий с преподавателем в классе студент обязан два часа заниматься вне класса. Следуйте этому правилу – и вы быстро увидите хорошие результаты. Научите вашего ребенка учиться вне зависимости от его оценок в школе. К сожалению, хорошие отметки не всегда отражают истинные знания.

Выберите вашему ребенку лучшую школу и advanced or honored classes. Это потребует, конечно, затрат, но это будет лучшей инвестицией в вашего ребенка (помните высказывание Черчилля). Как пишет Б. Герштейн: «Выкладывайте деньги и предвкушайте, как десяток наипрестижнейших университетов будут драться за вашего ребенка». Я знаю много семей, где дети хорошо учатся, и несмотря на это, дополнительно занимаются с учителями дома. Секрет успеха вашего ребенка прост – научиться много и упорно работать.

Исследования показывают, что наилучших результатов в учебе достигают дети, имеющие образованных родителей, ибо они могут помогать своим детям. Не надейтесь только на школу. Родители, уделяющие много внимания детям и интересующиеся их учебой, имеют меньше проблем с ними в будущем, и наоборот.

Занимательные, нестандартные задачи развивают логическое мышление, повышают интерес к предмету и учат ребенка находить решение трудной проблемы. А в не этом ли в конечном счете заключается смысл образования?

Итак, ребенку необходимо запоминать основные математические формулы; он должен много заниматься вне школы. Вы должны выбрать ему лучшую школу, а потом – лучший университет. Помогайте ему и интересуйтесь его учебой. Помните, что успех ребенка, особенно в математике, определяется развитием его логического мышления.

Говорят, что Америка – великая страна, страна неограниченных возможностей, в которой каждый имеет свободу выбора. Это действительно так – но не для всех, а для тех, кто хорошо организован, умеет учиться и много работает.

Илья ГУЛЬКАРОВ

доктор физ.-мат. наук
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Торрент-трекер NNM-Club -> Форум для родителей -> Детский уголок Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1