всё это происходило на самом деле, и всё это снималось без малейшего учёта таких понятий, как фестивали, кассовые сборы или дело партии. Поэтому попробуем разобраться, что перед нами и как на это нужно смотреть.
В 1973 году норвежский «Тимфильм» предложил ленинградцам «совместное производство» — фильм об одном из эпизодов Петсамо-Киркенесской операции. «Ленфильм» отдал постановку Игорю Масленникову, предоставил павильоны, съёмочную группу, прекрасных актёров. Но тут важно сразу понять, что инициатива исходила от норвежцев и нужен фильм был в первую очередь им.
Действие во многом основано на реальных событиях. В написании сценария и съёмках участвовали очевидцы. Масленников серьёзно изучил историю оккупации Норвегии. Так что фильм нельзя обвинять в поверхностности, излишней художественности. Вообще, его создание это история постоянных компромиссов: в экранном времени, в жанре, в теме, в манере, даже в технических аспектах производства. В Норвегии снимали по возможности минимально, старались заменить её Крымом, по одной простой причине — жуткий холод. И если местные жители (которые с удовольствием участвовали в массовке) к таким морозам привыкли, то, например, для оператора это был настоящий подвиг. Но смена декораций минимально повлияла на настроение, на тональность произведения.
Андерсен с одной стороны и Масленников с другой постоянно спорили, боролись за раскрытие именно своей ветки. И в рамках хронометража получилось у них довольно неплохо. Актёры тоже отработали очень хорошо — и «наши» и норвежцы. Да, нужно признать, что постановка не идеальна, не получилось раскрыть все тонкости; боевые кадры не холодят душу, они чрезмерно постановочные; некоторые моменты не прочувствованы, не получилось нагнать неимоверного драматизма. Для нашего зрителя по крайней мере. Да — не шедевр. Но кроме художественной ценности у фильма есть совершенно иная суть. Это ещё один памятник (помимо того, что стоит в Киркенесе) освободителям Норвегии, памятник освобождению Норвегии. Король Улаф V (сын Хокона VII, знаменитая речь которого звучит в кульминации) плакал на премьере. Это ли не показатель силы и важности произведения?
Я попытался оценить этот фильм с точки зрения норвежца и он мне понравился. Более того, я оценил его как «не норвежец» и он мне тоже понравился. Он хорош как «кино о счастливом эпизоде Второй мировой». Но допускаю, что он может не понравиться как «советское кино о Великой отечественной». Поэтому сразу предупреждаю: не нужно ждать драматической глубины и мастерства уровня советских шедевров. Как бы это грубо не прозвучало, но это другой фильм, о другой войне, другими глазами. Да, здесь в центре тоже советские солдаты и их подвиг. Просто важность этого подвига показана через переживания мирного населения.
Выдающийся фильм, созданный норвежцами для норвежцев. Выдающийся фильм, созданный «Ленфильмом» для норвежцев. И выдающийся памятник, созданный норвежцами для освободителей. Или, скорее даже — спасителей. |