В Лос-Анджелесе 23 января Киноакадемия объявила номинантов на 90-ю премию «Оскар», и среди них — «
Нелюбовь» Андрея Звягинцева. Больше всего номинаций получила картина Гильермо дель Торо «
Форма воды». За звание лучшего режиссера помимо дель Торо борются Кристофер Нолан, Пол Томас Андерсон и «новички», актриса и режиссер Грета Гервиг и комик Джордан Пил. Кинокритик «Медузы» Антон Долин изучает список всех претендентов на награды и рассказывает о ключевых номинантах.
Начнем с патриотической нотки: «
Нелюбовь» Андрея Звягинцева номинировали. Если смотреть на этот вопрос сугубо состязательно, то нельзя не порадоваться отсутствию в списке «
На пределе» Фатиха Акина — после победы на «Золотом глобусе» этот скучноватый и назидательный фильм о неонацистах-террористах казался главным претендентом на «Оскара». Ан нет. Не оказалось в списке и «
Фокстрота» — сильной и скандальной драмы израильтянина Шмуэля Маоза, которая могла бы иметь хорошие шансы.
Ее место, видимо, заняло «
Оскорбление» Зиада Дуэри, фильм из Ливана — социальная драма о частном конфликте, который вырастает в глобальное противостояние двух групп беженцев, потерявших свои дома палестинцев и ливанских христиан. Конечно, академиков может соблазнить возможность выдать первого в истории «Оскара» ливанской картине (в целом, очень неплохой). Как и шанс наградить чилийскую «
Фантастическую женщину» Себастьяна Лелио — пронзительную драму о судьбе влюбленной и скорбящей женщины, которая в прошлой жизни была мужчиной. Если можно вообще говорить об «оскаровском формате», то это он и есть.
«
Нелюбовь» примыкает к другой группе — просто отличных европейских картин, которые хороши не жгуче-актуальной проблематикой, а своими художественными достоинствами: в той же условной группе еще два номинанта — «
О теле и душе» Ильдико Энеди из Венгрии и «
Квадрат» Рубена Эстлунда из Швеции. Две эти картины, в отличие от «
Нелюбви», уже осыпаны вполне заслуженными призами, «
О теле и душе» — в Берлине, «
Квадрат» — в Каннах. Поможет этот факт им или, наоборот, «от противного», Звягинцеву, предсказать трудно. Так или иначе, на его стороне — номинация за предыдущий фильм, «
Левиафан»; академики уже его знают. Номинация вышла очень сильной, победить в ней может любой из конкурсантов. Проиграть таким конкурентам почетно, выиграть — вдвойне приятно.
В остальном список номинантов вышел образцово-показательным — то есть, предсказуемым. Вряд ли можно считать сюрпризом то, что Академия решила отметить номинациями (в основном, в технических категориях) нового «
Бегущего по лезвию» и новые «
Звездные войны». Попали с незначительными упоминаниями в общий набор «
Конг: Остров черепа», «
Красавица и чудовище», «
Стражи Галактики», «
Война планеты обезьян», «
Логан». По ритуальной актерской номинации заслужили вечные фавориты «Оскара» Мэрил Стрип («Секретное досье»), Дензел Вашингтон (Роман Израэл, Esq.) и Дэниел Дэй-Льюис («Призрачная нить»): вряд ли им светят награды.
Из девяти номинантов на приз за лучший фильм года всерьез можно обсуждать только трех фаворитов. Остальные идут по разным негласным «квотам». Чувственный «
Зови меня своим именем» Луки Гуаданьино — как европейский раскованный этюд взросления, еще и с гомосексуальным акцентом (4 номинации). «
Прочь» Джордана Пила — действительно, лучший фильм года на тему расовых конфликтов (4 номинации, из них одна режиссеру), к тому же, эффектный дебют.
«
Леди Берд» Греты Гервиг — еще один дебют: «Оскар» не повторил ошибки «Золотого глобуса» и дал любимой актрисе хипстеров режиссерскую номинацию (всего их 5). За классиков в этом списке отвечает «
Секретное досье» Стивена Спилберга — всего две номинации, и то одна для Мэрил Стрип. «
Темные времена» Джо Райта и «
Призрачная нить» Пола Томаса Андерсона получили по шесть номинаций, и если очевидно, что «
Темные времена» будут лидировать в актерской категории (Гари Олдман) и категории «лучший грим», то причудливое кино Андерсона запросто может занять традиционное место «новаторской картины, которая останется без призов».
Шансы быть признанным лучшим фильмом имеют мрачные, смешные и душераздирающие «
Три билборда близ Эббинга, Миссури» Мартина Макдонаха (7 номинаций, но среди них нет режиссерской), блестяще-формалистический «
Дюнкерк» Кристофера Нолана (8 номинаций, но ни одной актерской) или волшебная «
Форма воды» Гильермо дель Торо (13 номинаций, колоссальный отрыв от остальных претендентов).
Сейчас кажется, что дель Торо заранее пора объявлять победителем; возможно, именно поэтому стоит насторожиться и дождаться сюрприза. В любом случае, метафорическая взрослая сказка мексиканского режиссера уже стала самым успешным его фильмом за всю карьеру; к «Золотому льву» и «Золотому глобусу» добавилось столько номинаций на «Оскара» — и это триумф. Каким бы ни был исход гонки, хочется думать, что веса этих наград хватит, чтобы дель Торо перестал мыкаться по продюсерам со своими многочисленными неосуществленными рискованными проектами и получил деньги хотя бы на один из них. В идеале — на самый амбициозный, «
Хребты безумия» по повести дедушки американского хоррора Г.Ф. Лавкрафта.
Источник