| |
Автор |
Сообщение |
Михаил ®
Стаж: 13 лет 3 мес.
Сообщений: 21356
Ratio: 22.972
100%
|
Изобретение ядерной бомбы в середине 40-х годов, бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, первый советский атомный заряд — все эти события находили отражение в американской массовой культуре. В особенности ярко это представлялось на эстраде: казалось, что музыканты соревнуются в том, кто сочинит и исполнит самую нелепую песню о смертоносном оружии. «Лента.ру» рассказывает о феномене «ядерных» песен 1940-1950 годов и о том, почему они были именно такими.
Пригнись и прикройся
По улице идет улыбчивая черепашка по имени Берт, в каске и галстуке-бабочке. Ничто не предвещает беды, черепашка срывает и нюхает цветочек. Но что это? Внезапно в кадре появляется шашка динамита на веревочке, следующая за мультипликационным персонажем. «Пригнись!» — поется в легкой жизнерадостной песенке, звучащей за кадром. «Прикройся!» — вновь повторяют певцы. Черепашке не нужно говорить дважды — она тут же прячется в панцирь. Умный Берт! Делайте как Берт, поскольку то же самое может произойти с каждым из вас. И это будет не динамит, который держит на веревке обезьянка, а самая настоящая ядерная бомба.
Сейчас это короткое образовательное видео 1951 года выглядит дико: диссонирующая жизнерадостная песенка, смешной мультперсонаж… Однако за этой концепцией стояла вполне серьезная работа, которую провело нью-йоркское агентство Archer Productions по заданию Федерального управления гражданской обороны США, созданное по указу президента Трумэна. Целью создания этого образовательного видео было предупредить детей, а не напугать их.
Этот на первый взгляд легкомысленный тон придавался всем учениям по гражданской обороне, которые массово проходили тогда в американских школах. В бомбоубежищах во время учебной тревоги детройтские учителя читали детям веселые истории и сказки, стараясь создать атмосферу спокойствия и показать воспитанникам: ничего страшного, просто мир изменился, и надо знать, как себя в нем обезопасить.
В «Атомном кафе»
Атомный век родился в огне ядерных грибов, поднявшихся над Хиросимой и Нагасаки в августе 1945 года, и изменил мир в одночасье, оказав огромное влияние в том числе и на американскую поп-культуру.
Даже те, кто лицезрел испытания первой атомной бомбы «Тринити» в июле того же года, хоть и отдавали себе отчет в том, какой страшной силой обладает это оружие, писали о нем с благоговением, проводя теологические аналогии, практически восхищаясь его эффектом. Генерал Томас Фарелл, командующий полевыми операциями Манхэттенского эксперимента, писал, что звук взрыва заставил его задуматься о том, что «жалкие смертные» совершают святотатство, «заигрывая с силами, которые предназначены лишь для Всевышнего». Уильям Лоуренс, журналист, писал об испытаниях «Тринити» и признавался, что чувствовал себя так, будто присутствовал при сотворении мира, «когда господь сказал: да будет свет».
Песня «Пригнись и прикройся» будет сочинена позже, в 1951 году, но песни об атомной бомбе в США начали писать сразу же после ее испытаний в 1945 году. И, в отличие от детской композиции, призванной научить детей, что делать в том случае, если СССР начнет ядерную атаку на Америку, в них считывалось то же благоговение перед новой неизвестной силой, обожествление ее. Эти песни роднит одно важное свойство — настроение: практически все композиции об атомной бомбе конца 1940-х — начала 1950-х годов отличает мажорный лад и быстрый, бодрый ритм.
Первая «ядерная» песня была написана Карлом Дэвисом и Харти Тейлором и называлась When the Atomic Bomb Fell («Когда упала атомная бомба»). Авторы называли ядерное оружие, уничтожившее Хиросиму и Нагасаки, «ответом на молитвы наших парней на передовой». Впрочем, в военное время эта песня мало чем отличалась от других патриотических произведений того же толка.
Другое дело — Atomic Power («Атомная сила»), написанная певцом Фредом Кирби в жанре вестерн-кантри. Ее подхватили многие популярные в то время исполнители, а журнал Billbord назвал ее «величайшей народной песней последних двадцати лет» и «гимном». И, разумеется, она изобиловала отсылками к теологии. Японские граждане тут «заплатили за свои грехи», а атомный взрыв сравнивался с «всемогущей дланью господней». Место в истории
В английском языке существует забытый термин «ньюкспик» (Nukespeak) — использование метафор, эвфемизмов, технического жаргона и акронимов для описания ядерного оружия в нейтральном и даже позитивном ключе. В его рамках мораль и практика ядерной войны опускается, а проблемы, связанные с ней, игнорируются или недооцениваются.
Чаще всего в качестве примера ньюкспика приводятся заявления государства: например, в 1950-х годах чиновники предлагали измерять содержание радиоактивного стронция-90 в человеческом теле в «единицах солнечного света» (sunshine units). В определенном смысле «атомная» попса сама по себе один большой пример ньюкспика.
Конечно, темы ядерной войны не были эксклюзивными для 1950-х годов прошлого века. Они поднимались и в 80-е годы, когда угроза уничтожения человечества самым разрушительным из доступных видов оружия вновь встала очень остро. Однако их авторы не пытались посмеяться над проблемой или как-то принизить ее значение — все было слишком хорошо понятно.
Тем не менее, «ядерные песни» не оказались забыты. Когда компания Bethesda приобрела права на разработку игр серии Fallout, они заняли свое место в ней в качестве саундтрека. Да, музыка, которая звучит в Fallout 3, 4 или 76 — вовсе не новодел. Настроившись на определенную радиостанцию Пустоши, можно услышать «Atom Bomb Baby», «Uranium Fever» и прочие произведения начала ядерной эпохи в истории человечества.
В гротескном постапокалиптическом мире, в котором транзисторы никогда не были изобретены, компьютеры и роботы работали на лампах, а атомная энергия использовалась повсеместно — от кухонной аппаратуры до автомобилей, в мире, разрушенном взрывами ядерных бомб, где кучки выживших в убежищах пытаются строить новое общество, эти песни пришлись как раз кстати. В какой-то мере они подчеркивают сюрреалистичность происходящего, а с другой стороны навевают ужас своей беззаботностью, в особенности когда под залихватское кантри со словами «Атомная бомба, крошка», на игрока выскакивает обезображенное тело дикого гуля.
Михаил Карпов
|
|
|
|
kley BF
Стаж: 9 лет 3 мес.
Сообщений: 103
Ratio: 926.217
Раздал: 4.199 TB
100%
|
|
_________________ Все написанное вами может быть использовано и против вас !!!
----------------------------------------
Мой сарказм достиг того уровня
когда даже я не знаю шучу я или нет ...
|
|
|
Al1921
Стаж: 4 года 8 мес.
Сообщений: 38
Ratio: 1.504
0.41%
|
Бомбардировка Японии-это конечно прискорбно...но то что готовила Япония всему миру...наверно равно...или даже похлеще было бы... |
|
|
|
Kalex
Администратор
Стаж: 16 лет 7 мес.
Сообщений: 44389
Ratio: 128.272
Поблагодарили: 15162
100%
|
|
|
maldoror666
Только чтение
Стаж: 13 лет 10 мес.
Сообщений: 4572
Ratio: 18.323
100%
|
Лучше всего тему ядерной бомбы обыграла Линда Ловлейс в "Глубокой глотке" imho. Это про секс.
Феномен "ядерных песен" в статье Ленты не раскрыт напрочь. В 1982 Rounder Records на виниле выпустила умопомрачительный сборник Atomic Cafe: A Soundtrack Album таких эпохальных песен вперемешку с документальными фрагментами из всякого рода хлама обучающих видео для писающих девочек, истерик кухонных домохозяек и радио-теле-ядерного психоза. Он продолжил серию подобного рода винтажной американской пропаганды о вреде марихуаны, пользе презервативов и продаже души Сатане (серия Hillbillies In Hell: 1952-1974 (OMNI, 2016-2019). Позднее тему Atomic Cafe добрые люди расширили аж до пяти альбомов Atomic Platters: Cold War Music From The Golden Age Of Homeland Security (2005). Писать обо всех этих жемчужинах музыки долго и отдельная тема. Но все эти альбомы на тему человеческого идиотизма просто бэст и рекомендед.
пс. К слову рок-н-ролла там нет и в помине, он появился позже бомбы. Песни на эту тему в ту пору сочинялись и пелись в стилях Blues, Folk, Country, Bluegrass. |
|
|
|
|
|
|