В прошлом году депутат внёс законопроект, регламентирующий проведение акций. Если его примут, продавцам придётся соблюдать кучу ограничений во время очередной «Чёрной пятницы». В ответ Ассоциация компаний интернет-торговли написала в правительство письмо: раз так, ритейлу проще обойтись без скидок и дисконтов. Разбираемся, что происходит.
Что там за законопроект?В ноябре прошлого года депутат Олег Лебедев
внёс в Госдуму законопроект
«установления правовых основ проведения распродажи товаров». В документе чиновник изложил своё видение того, как можно дополнительно регулировать масштабные промоакции. Во-первых, торговцы должны указывать точные сроки начала и завершения дисконта — сегодня, по словам автора проекта, это не всегда происходит.
Во-вторых, у распродажи должна быть причина — может случится, что компания сплавляет уценённый товар, но скрывает информацию о его качестве. А об этом надо сообщать. Наконец, продавцы должны оглашать стоимость продукта до скидки — причём брать среднюю цену за полгода. То есть писать на товаре со скидкой, сколько он стоил в течение последних шести месяцев.
В нём есть смысл? ДаВ сопроводительной записке Лебедев указал, что эти меры необходимы, ведь нынешнее законодательство слабо защищает граждан при распродажах. Мысль справедливая — дистрибьюторы
во всём мире любят прикручивать липовые скидки. И
Россия не исключение — отмечается, что у нас в дни «Чёрной пятницы» объём фейковых уценок
достигает 75%.
Как это делается? Самый распространённый метод обманщиков — задрать цену до начала акции, а затем якобы снизить её. В таком случае даже со скидкой товар стоит столько же, как и без неё, а иной раз дороже. Бывает, что для участия в распродаже покупатель должен выполнить обязательные условия — например, приобрести к устройству несколько аксессуаров, на которых дисконта нет.
Так что смысл в инициативе депутата виден — с потоком фейковых скидок действительно пора что-то делать. Однако задумка не понравилась АКИТ — Ассоциации компаний интернет-торговли, куда входят плюс-минус
все крупные ритейлеры, включая «М.Видео», OZON и DNS.
Что не нравится АКИТ?В начале января члены АКИТ
направили письмо Сергею Жигарёву — главе комитета Госдумы по экономполитике. Они сообщили, что описанные в законопроекте нововведения грозят
«вмешательством в рыночное ценообразование». Особенно пункт, обязывающий писать о средней цене товара до скидки. Ассоциация утверждает, что эта повинность помешает бизнесу: придётся адаптировать ПО, переобучать персонал и где-то хранить данные.
Кроме того, в АКИТ отметили, что сейчас потребитель может самостоятельно отслеживать динамику стоимости товаров — например, такой инструмент доступен в «Яндекс.Маркете». Есть и специальные плагины, рапортующие о колебании цен. В итоге, по мнению ассоциации, нет нужды в дополнительном регулировании системы распродаж.
Ведь потребителю лучше не станет, а вот задушенный новыми правилами ритейлер скорее откажется проводить акции, чем будет подстраиваться под требования.
«Введение таких требований с большой долей вероятности повлечёт отказ торговли от проведения распродаж, что негативно отразится на уровне цен и инфляции», — цитируют «Известия» письмо АКИТ.
АКИТ действительно может отменить распродажи?Если руководство организации решит отказаться от распродаж и все члены АКИТ согласятся с этим решением, то да — никаких дисконтов больше не будет. Другой вопрос, пойдёт ли на это ассоциация. Мнения экспертов разделились.
Галина Кузнецова, преподаватель делового администрирования в РАНХиГС, настроена скептически.
«Распродажи — это главный инструмент в современной торговле. Многие компании устраивают акции со скидками даже в убыток себе. Кроме того, распродажи позволяют освободить складские помещения от старого товара», — приводят её слова «Известия».
Впрочем, есть и другое мнение. Алексей Иванов, президент Национальной ассоциации дистанционной торговли,
заявил, что маленькие промоакции останутся — а вот большие, вроде «Киберпонедельника», могут и исчезнуть.
«Есть вероятность, что это обернётся отказом от участия ритейлеров в больших распродажных праздниках. Что касается вообще отказа от распродаж, то у кого-нибудь каждый день распродажа, все отказаться не смогут, ведь все магазины что-то да распродают».
Но ведь это только проект? Всё может измениться?Да. Напоминаем, что пока речь только о законопроекте — чтобы документ получил юридическую силу, он
должен пройти через несколько правок, три парламентских чтения, а ещё его должен подписать президент. Не исключено, что инициатива Лебедева сильно изменится после этих процедур или не пройдёт их вовсе.
На какой стадии это дело сейчас? У чиновников лежит черновик законопроекта. Он на предварительном чтении в Госдуме — депутаты изучают, пишут замечания и предложения. К 13 февраля должны закончить, а рассматривать будут уже весной. Если инициативе дадут зелёный цвет, она уйдёт на первое чтение. Выдержит? Отправят на второе — и после этого шансы на реализацию законопроекта значительно вырастут.
Правда, стоит понимать, что все инициативы АКИТ актуальны только для бизнеса в России — местных ритейлеров, крупных и не очень. На распродажах AliExpress или Amazon эти изменения никак не скажутся, там всё будет идти своим чередом. Так что полностью без скидок мы не останемся, даже если ассоциация объявит бойкот дисконтам.
Пока мы ждём весны — в это время чиновники будут решать, что делать с законопроектом. Быть может, его отменят или дополнят так, чтобы в АКИТ передумали сворачивать распродажи. Другой вопрос — нужны ли они с таким потоком фейковых скидок?