Яков Протазанов. Пиковая дама (1916) DVDRip Производство: Российская империя, Киноателье «И. Ермольев» Жанр:ужасы, фэнтези, драма, экранизация, немое кино
Режиссер: Яков Протазанов Актеры: Иван Мозжухин, Вера Орлова, Елизавета Шебуева, Татьяна Дуван, Поликарп Павлов, Николай Панов и др.
Описание: За карточной игрой один из офицеров рассказывает друзьям о своей престарелой родственнице-графине, которой некогда граф Сен-Жермен открыл тайну трёх верных карт, выигрывающих кряду. Германн, который никогда не садится за игровой стол из боязни проиграть, загорается идеей выведать у графини эту тайну. Для этого он знакомится с племянницей графини Лизой. Девушка влюбляется в него и даёт ему ключ от дома. Ночью Германн проникает в дом графини, чтобы выпытать у старухи тайну трёх карт. Графиня отказывается отвечать и умирает.
Продолжительность: 01:02:42 Качество видео: WEBRip Субтитры: Русские интертитры
«Пиковая дама» была создана в 1916 году на фабрике Ермольева. В те годы над фильмом работали не больше шести-семи дней. Протазанов снимал «Пиковую даму» – двадцать. Не считая предварительного этапа – создания сценария и эскизов декораций. Художником на фильме был Владимир Баллюзек, работавший с Александром Бенуа в Московском художественном театре над декорациями к спектаклям по «Маленьким трагедиям» Александра Сергеевича Пушкина. Мхатовская постановка (реж. Владимир Иванович Немирович-Данченко) произвела на Протазанова, любителя, ценителя и знатока театра, глубокое впечатление.
1916 год. Третий год Первой мировой войны. Целые состояния вырастают на биржевых спекуляциях и на военных подрядах, целые состояния развеиваются в дым. Кабаре, варьете, театры и кино переполнены. Эпоху характеризуют: «Что наша жизнь? – Игра», фразой из «Пиковой дамы», только не Пушкина, а Чайковского, – оперной. Характер Германна, написанный Пушкиным чуть не сто лет назад, становится современным.
Протазанов трактует сюжет реалистически, вся история с призраком графини становится плодом больного воображения Германа (У Пушкина – «Германн», у Протазанова – «Герман», как в опере). Вообще, все, что видит сидящий в зале зритель, есть видение Германа. Протазанов – одни из первых режиссеров, попытавшихся раскрыть и показать внутренний мир героя. Для чего были использованы различные технические приемы.
Оператор, Евгений Славинский, виртуозно работал со светом, точнее, с освещением: человеческих лиц, интерьеров, городских улиц. Камера была подвижна и следовала за героем, тем самым передавая его смятенное, беспокойное состояние. Прием был новый и не всем понятный. Один из рецензентов писал: «… оператор передвигается вслед за Германном, и потому на экране получились движущиеся комнаты, что резко нарушает общее впечатление художественной правдивости» (газета «Театр»). Но, в общем, фильм произвел на современников сильное впечатление. Вот выдержка из частного письма, хранящегося в Музее кино: «Постановка замечательная, играют (Герман – Мозжухин и т.д.) очень хорошо. Дело рук каких-то молодых художников. Идет это под музыку Чайковского. Кто ходит смотреть вторично что-нибудь в кинеме? А эта компания горит нетерпением увидеть еще раз…».
Заглавную роль в фильме сыграл знаменитый актер русского немого кино Иван Мозжухин (он же сыграл у Протазанова в «Отце Сергии»). Мозжухин интересовался проблемами человеческой психики и, имея выразительную, «романтическую» внешность, умел передать психологическое состояние героя.
Мозжухин был известен тем, что принимал участие в разработке сценариев своих картин. Протазанов считал, что сценарий «делается полновесным только в соавторстве с актером», он вообще был актерским режиссером, успешно работая практически во всех жанрах. Был великолепным комедиографом, но делал не комедии положений, а редкие тогда комедии характеров («Дон Диего и Пелагея», 1928, «Праздник святого Йоргена», 1930), снимал драмы и трагедии («Сорок первый», 1927, «Бесприданница», 1937), фантастику («Аэлита», 1924). В его фильмах играли выдающиеся актеры: Игорь Ильинский, Анатолий Кторов, Иван Москвин, Мария Блюменталь-Тамарина и другие. Впервые снялись у него Вера Марецкая, Ада Войцик, Николай Баталов, Михаил Жаров, Нина Алисова. В 1916 году кино по отношению к другим искусствам было младенцем, только-только начавшим говорить. Широко обсуждались различные эстетические проблемы, встающие перед «младенцем», в частности, соотношение литературы (слова) и кино (движущейся фотографии). Впрочем, этот вопрос обсуждается до сих пор. После выхода «Пиковой дамы» Протазанова фабрика Ермольева издала книгу, «Пиковую даму» Пушкина, с иллюстрациями – из фильма.