Экран не прошел мимо фактуры Гостюхина — «народности» облика, мужицкой основательности. Его облик работал как образ в Роднике (реж. А.Сиренко), где Гостюхин играл крестьянина и воина Касьяна, в Белом вороне (оба 1981, реж. В.Донской), где он был работягой-шахтером, в картине Возьму твою боль (1980, реж. М.Пташук; Госпремия БССР, 1981), где актер играл крестьянина Ивана Батрака. Но уже майор Мак-Наббс в телесериале В поисках капитана Гранта (1985, реж. С.Говорухин) сыгран с большой долей актерского озорства, стилизаторства. На резкой смене привычного гостюхинского имиджа сыгран и острохарактерный, почти комедийный атаман Платов в Левше (1986, реж. С.Овчаров). Столь же неожидан, но и абсолютно узнаваем воинствующий хам Меженин в Береге (1983, реж. В.Наумов; Госпремия СССР, 1985). Со второй половины 1980-х годов такие цельные герои, как убежденный революционер Семенчук из Моонзунда (1987, реж. А.Муратов) или генерал Горбатов из картины Генерал (1992, реж. И.Николаев), в биографии актера попадались все реже. Трагическая раздвоенность вора Васьки Пепла из фильма Без солнца (1987, по пьесе М.Горького На дне, реж. Ю.Карасик) еще раз проживалась Гостюхиным на современном материале в неразрешимой драме сломленного, но из последних сил бунтующего могильщика Воробья в картине Смиренное кладбище (1989, по повести С.Каледина, реж. А.Итыгилов; премия за лучшую мужскую роль на Кинофестивале «Созвездие-89»). Не менее трагичен бывший командир лагерной охраны Кузнецов из Нашего бронепоезда (1988, реж. Пташук), бившийся в бесполезных попытках самооправдания и кончавший самоубийством. В 1990 Гильдия киноактеров отметила Гостюхина призом «За выдающийся вклад в профессию».
Одна из лучших ролей актера — Сергей в фильме
"Урга" (1991, реж. Н.Михалков; Госпремия РФ, 1993). Продолжая сниматься в кино, он также играет (с 1982) на сцене Минского театра-студии киноактера. В 1997 дебютировал как кинорежиссер фильмом Ботанический сад, который сам оценил скромно, заметив лишь, что постарался «сделать нежную, добрую картину».