Посмотрел фильм и сам себе удивился, ведь ничего себе так, звёзд с неба не хватает, но мысль у создателей теплится. В целом мне фильм показался лёгким и незамысловатым. В духе Амели. Вступление с бабочкой является аллюзией на призрачную бабочку, которая приснилась любителю парадоксов, китайскому философу Чжуанцзы. Это не только классика, но ещё и про сны, как и фильм. Однажды Чжуанцзы приснилось, что он — бабочка, весело порхающий мотылёк. Он наслаждался от души и не осознавал, что он Чжуанцзы. Но, вдруг проснулся, очень удивился тому, что он — Чжуанцзы и долго не мог понять: снилось ли Чжуанцзы, что он — бабочка, или бабочке снится, что она — Чжуанцзы?!
Кого-то насмешило кашне хозяина корпорации с монетками, лейка и вычурные наряды челяди. Но ведь это типичная абсурдная экстравагантность в духе Бёртона, Пятого элемента или Чарли с шоколадной фабрики. Да вспомним хотя бы пресловутую элиту из Голодных игр. Хозяин корпорации стремится выделиться из толпы серого плебса. Столь демонстративным эпатажем в своё время грешил владелец Евросети Чичваркин. Экранный образ главного злодея в Повелителях снов напомнил мне пушкинского Троекурова из «Дубровского». А главный герой, естественно, сродни Дубровскому — ловкий. оборотистый, смышлёный проныра, который вторгся в налаженную корпоративную махинацию, что называется, с корабля на бал, как Чацкий. И нашустрил до такой степени, что стал угрозой безраздельному владычеству и сытости жадного барина.
Довольно недурно в фильме обыграно корпоративное подобострастие. Начальство безжалостно строит и муштрует своих подчинённых. Инакомыслие правдивой девушки у остальных подпевал вызывает прямо-таки священный ужас. Секретарша от такой небывальщины то и дело «выпадает в осадок» со стремянки.
Очки на японцах олицетворяют туристов с фототехникой, которые глазеют на всё вокруг и снимают на память. Более того, позже по фильму этот фотоокулярный символизм обретает вполне прозаическую форму: любознательные японцы таким образом прикарманивают чужие секреты. Ну а одеты они в стилизованные кимоно.
Шашни с секретаршей герой закрутил не просто так, а с корыстным умыслом. Он её банально соблазнил, чтобы иметь преференции и блат. Благодаря этому очень скоро он получает от своей пассии список клиентов, в обход всех запретов. Это облегчает ему работу. Иными словами, флиртом с секретаршей он сглаживает углы, идёт к успеху.
Экскурсия японцев показана тоже не просто так, потешности ради. Японцы, повторюсь, приехали чтобы вызнать и умыкнуть что-нибудь выгодное. Корпорация Морфея ведь монополист в сонном деле, не так ли? Именно поэтому японец полез в цех проверить пачкучесть, разыгрывал из себя простофилю. И именно поэтому экскурсия проводилась не хозяином, а секретаршей, то есть буквально на «отстань, старушка, я в печали». Какой отсюда вывод? Всё это представление с пачкучестью и микстурами из чувств было постановочным, корпорация пускала пыль в глаза пронырливым конкурентам. Вот и поводили японцев, как детей, показали нечто помпезное и броское, красиво оформленную витрину. Вспомните фильм Остров Майкла Бэя. Там клоны занимались бесполезной работой. Вот в рамках экскурсии происходило то же самое. Пыль в глаза.
Вся интрига фильма закручена вокруг «иметь или быть». Главный герой, вчерашний студент, настроен на быстрый взлёт. Создатели подчеркнули никчёмность российского образования, поэтому он покупает выгодный диплом в подземном переходе у довольно шельмоватых парней. И сферы деятельности выбирает не наобум, а хлебные. Недвижимость, финансы, ресторанное дело. Хочет пристроиться на место с доходом пожирнее, прямо с улицы. И закономерно пролетает везде, реальность даёт ему от ворот поворот. А иметь роскошный автомобиль очень хочется. Поэтому он недолго горбатится черновым трудом, а ловит свой шанс и по блату устраивается в корпорацию. И дальше продолжает идти по пути наименьшего сопротивления. Как я отметил выше, заводит служебный роман буквально со вторым человеком в корпорации (секретарша директора), и в хвост, и в гриву использует рыжего засоню с перспективным изобретением. И тэ дэ.
Много забавных аллюзий. Например, три байкера, которыми обрядились директор и подручные. Седобородые выступили в образе знаменитых рокеров ZZ-Top, а все вместе они выглядели как три богатыря, прискакавшие на разборку в какую-то тьму-таракань. Или стилизация шуток под картину Серова «Девочка с персиками» и… вот второй мизансцены не узнал, возможно, это «Неизвестная» Крамского. В общем, фильм изобилует такими остроумными мелочами. |