http://www.bonnieraitt.com/https://ru.wikipedia.org/wiki/Рэйтт,_Бонни
https://en.wikipedia.org/wiki/Bonnie_Raitthttp://rockfaces.ru/b/bonnieraitt.htmhttp://www.allmusic.com/artist/bonnie-raitt-mn0000096613/discography/allКогда речь заходит о традиционных жанрах, неизменно приходится делать скидки на национальное мировосприятие. Когда речь заходит о блюзе и фолке - о нем приходится говорить в первую очередь. В Америке блюз - течение, не подвластное моде, существующее в своем собственном пространстве. Чтобы стать культовым американским музыкантом, не надо быть новатором - лучше и вернее держаться корней. Рано или поздно верность однажды выбранному традиционному стилю вынесет тебя наверх.
В Америке настоящий блюзовый музыкант всегда больше, чем просто музыкант. Даже если он, как, например, Бонни Рэйтт, и не считает себя таковым.
Сказать, что Бонни Рэйтт у себя на родине-фигура уважаемая, на самом деле покривить душой. Преуменьшить. Безымянные комментаторы на Youtube пишут о ней: "национальное достояние" и в этом нет ни капли иронии. На ее счету 9 премий "Грэмми", ее альбомы вот уже почти как двадцать лет продаются на родине неизменными миллионными тиражами. При этом в ее песнях нет ничего, что выходило бы за рамки самых распространенных канонов, ее голос не отличается фантастическими диапазонами. Она-талантливый и техничный гитарист, и именно это помогло ей завоевать репутацию. И никаких ходов, откровенно рассчитанных на дешевую прессу. Рэйтт-сама сдержанность и интеллигентность.
История Бонни Рэйтт во многом уникальна. Это история о том, как медленно приносит плоды огромная работоспособность и умение продолжать заниматься любимым делом, не рассчитывая на быстрые дивиденды. А также история о том, как исполнительское мастерство и правильно выбранный репертуар становятся залогом успеха. Возможно, поздновато, но обязательно становятся.
Рэйтт, дочь бродвейского артиста и пианистки, взялась за гитару в 9 лет, но как-то не думала, что музыкой стоит заниматься всерьез и уж тем более зарабатывать таким образом деньги. Однако деньги зарабатывать пришлось, средства на учебу в колледже быстро закончились, и Рэйтт начала выступать по мелким клубам. Выступления затягивали все сильнее, начали приносить доход, и колледж отпал сам собой.
За годы учебы она, как многие другие ее сверстники, успела заболеть антивоенными идеями и окончательно понять, что ее музыка не должна носить только развлекательный характер. Кумиры ее юности - Боб Дилан, Джоан Баэз, Пит Сигер - сделали сцену площадкой для политических и социальных заявлений. Рэйтт продолжила эту традицию.
В своих поздних интервью она объясняет, что столь глубокое внимание к общественным и политическим проблемам не только дань 60-м - оно родом из детства. Родители Бонни были квакерами, а для Рэйтт их пацифисткие убеждения всегда имели больше политическое, чем религиозное значения. "У меня было очень хорошее воспитание", вспоминает она. Рэйтт даже собиралась, выучившись, уехать в Танзанию, которая в то время представлялась ей центром социализма и демократии. Однако жизнь сложилась иначе.
Будучи никому неизвестной начинающей певицей Бонни подружилась с Диком Уотерманом, одним из столпов блюзовой звукозаписи. Рэйтт тогда было не больше 20, ее новому другу 65. Уотерман дал ей пропуск на сцену, остальное было делом времени.
Путь на вершину растянулся почти на 20 лет. В них уложились и причудливая кавер-версия "Runaway" Дэла Шеннона (первая песня сделавшая Рэйтт по-настоящему известной), и война между Warner и Columbia, где певица оказалась заложницей корпоративных разногласий, потеря контракта, годы наркотической аддикции, выступление в одной программе с Роем Орбисоном, благотворительные концерты и даже поездка в Москву в 1987 в рамках дружественных советско-американских культурных акций. И все-таки настоящее признание пришло к ней только с выпуском альбома "Nick of Time" в 1989-м.
90-е - десятилетие победивших инновационных течений - стало для Рэйтт самым успешным в карьере. В 2000-м году, под торжественную речь в исполнении Мелиссы Этеридж, ее ввели в Зал славы рок-н-ролла. Задним числом кажется, что иначе и быть не могло.
Когда Рэйтт признается в своих интервью, что искренне не чувствует разницы между традиционным чикагским блюзом и, скажем, музыкой соул, ее словам сначала поражаешься. А потом понимаешь, что именно в них и заключен секрет успеха Бонни. В ее чутье на великое, в умении не смущаясь тащить в свою копилку любые песни, которые кажутся подходящими по масштабу. В умении правильно оценивать этот самый масштаб. И в умении выбирать себе друзей.
Ее партнерами на сцене в разное время были Хаулин Вульф, Джон Ли Хукер и Бен Харпер. И свой юбилей (8 ноября Рэйтт исполнилось 60) она встречает совместными концертами с CROSBY, STILLS & NASH. Но по сути, есть только один человек на американской рок-сцене, с которым Рэйтт имеет смысл хоть как-то соотносить. Это, как ни странно, Брюс Спрингстин, тоже сделавший ставку на качественную мейнстримовую апелляцию к стандартам, на ту же беспроигрышную смесь блюзовых и рок-мелодий без намека на попытки угнаться за другими, более модными течениями. Но с большим намеком на честность. То, что так ценили и продолжают ценить у них на родине. Национальное мировосприятие-от него и в правду никуда не деться. badlemon.ru Людмила Ребрина
Bonnie Raitt discography
1971: Bonnie Raitt
1972: Give It Up
1973: Takin' My Time
1974: Streetlights
1975: Home Plate
1977: Sweet Forgiveness
1979: The Glow
1982: Green Light
1986: Nine Lives
1989: Nick of Time
1991: Luck of the Draw
1994: Longing in Their Hearts
1998: Fundamental
2002: Silver Lining
2005: Souls Alike
2012: Slipstream
2016: Dig in Deep
2022: Just Like That