Автор |
Сообщение |
Михаил ®
Стаж: 14 лет
Сообщений: 21356
Ratio: 22.972
100%
|
«Дурак думает, что он мудр, но мудрец знает, что он дурак», — писал Шекспир в пьесе «Как вам это понравится». И знаете, эта строка прекрасно заключает в себе дух эффекта Даннинга-Крюгера.
Эффект Даннинга-Крюгера — это когнитивный уклон, впервые подчеркнутый Дэвидом Даннингом и Джастином Крюгером в исследовании 1999 года «Неквалифицированный и не подозревающий об этом»: как трудности с распознаванием собственной некомпетентности приводят к завышенным самооценкам». Он представляет собой предвзятость в оценке наших собственных способностей, которая проистекает из нашей ограниченной перспективы. Когда у нас плохое или несуществующее понимание какой либо темы, мы буквально слишком мало знаем о ней, чтобы понять, насколько мало мы знаем.
Это исследование зародилось после проделок Макартура Уилера, одного преступника, который средь бела дня решил ограбить два сберегательных банка в Питтсбурге. Уилер имел при себе пистолет, но даже не собирался скрывать свое лицо под маской. Это позволило полиции получить его изображение с камер видеонаблюдения и произвести арест. Однако имелась в этом деле одна интересная деталь.
Когда полиция пришла к нему домой, мистер Уилер был явно удивлен и смущен.
«Но я носил сок», — оправдывался он, прежде чем офицеры вывели его.
Лимонный сок
В какой-то момент своей жизни мистер Уилер узнал, что лимонный сок можно использовать как «невидимые чернила». Запишите что-нибудь на листе бумаги, используя лимонный сок, и вы ничего не увидите пока не нагреете его. Поэтому, он намазал лицо этим соком и пошел грабить банк, уверенный, что камеры не смогут раскрыть его личность, пока он не приблизится к каким-либо источникам тепла.
Однако стоит отметить, что мистер Уилер не был настолько наивен и не полагался на слепую веру. Он действительно проверил свою теорию, сделав селфи с помощью камеры Polaroid (во всех нас есть начинающий ученый). По какой-то причине, возможно, фотобумага была повреждена (мы точно не знаем почему), но камера вернула чистое изображение.
Как бы там ни было, но новость об этом случае облетела весь мир, все смеялись, а мистера Уилера отвезли в тюрьму. Однако полиция пришла к выводу, что он не сумасшедший и не принимал наркотики, он действительно верил, что его план сработает. Во время своего общения с полицией он не мог поверить, что невежество подвело его.
В то время Дэвид Даннинг работал психологом в Корнелльском университете, и странная история привлекла его внимание. Заручившись поддержкой Джастина Крюгера, одного из его аспирантов, он решил понять, как мистер Уилер мог быть настолько уверен в плане, который был явно глупым. Теория, которую они разработали, заключается в том, что почти все мы считаем, что наши способности в определенных областях выше среднего, и что большинство людей оценивают наши навыки гораздо лучше, чем они есть на самом деле. Это «иллюзия уверенности», которая лежит в основе эффекта Даннинга-Крюгера.
Мы все невежественны
Иногда мы не можем осознать свою некомпетентность. Это случается, когда «навыки, которые нам необходимы для получения правильного ответа, — это именно те навыки, которые нам необходимы, чтобы распознать, что такое правильный ответ». — пишет Даннинг в «Самооценка: препятствия и обходные пути к познанию себя».
В своем первом исследовании, которое они провели в 1999 году, ученые задали студентам в Корнелле ряд вопросов о грамматике, логике и юморе (вопросы использовались для оценки реальных навыков учащихся), а затем попросили каждого оценить общий балл, который они получат, и как это соотносится с баллами других участников.
Исследователи обнаружили, что ученики с самым низким рейтингом последовательно и существенно переоценивают свои способности. Студенты в нижнем квартиле (самые низкие 25% по баллам) считали, что они в среднем превосходили две трети других студентов (то есть, что они занимали верхние 33% по баллам).
Последующее исследование, проведенное авторами на стрельбище, показало аналогичные результаты. Даннинг и Крюгер использовали аналогичную методологию, задавая вопросы о безопасности оружия и оценивая, насколько хорошо «любители пострелять» выполняют тестовое задание. Те, кто правильно отвечал на наименьшее количество вопросов, также очень сильно преувеличивали свое мастерство владения огнестрельным оружием. Другое исследование показало, что 80% водителей оценивают свои навыки как выше среднего, что буквально невозможно математически.
Это не характерно только для технических навыков, оно в равной степени проявляется во всех сферах человеческой деятельности. Мы тем же самым образом склонны оценивать нашу собственную относительную популярность в обществе.
Недооценка собственной компетентности
В своем первом исследовании Даннинг и Крюгер также обнаружили, что учащиеся, набравшие высший квартиль (25%), обычно недооценивают свою собственную компетентность. И хотя они гораздо лучше понимают, где они находятся, им кажется, что если задача ясна и проста для них, она должна быть таковой и для всех остальных.
То есть, если мы возмем по человеку из этих двух групп (из попавших в низшие и высшие 25%), то увидим, что они оба участвуют в «иллюзии уверенности» — с одной стороны, эта уверенность в себе, с другой, уверенность во всех остальных.
Обратная связь
Хотя все мы, похоже, одинаково склонны вводить себя в заблуждение, но есть еще один интересный ньюанс между теми, кто имеет уверенность относительно себя и теми, кто испытывает уверенность во всех остальных.
В ходе своих исследований Даннинг и Крюгер обнаружили, что хорошие ученики лучше прогнозируют свою успеваемость на будущих экзаменах, если им дать точную обратную связь о баллах, полученных ими в настоящее время, и их относительном рейтинге в классе. Учащиеся с самыми низкими показателями не изменили свои прогнозы даже после получения четкой и неоднократной обратной связи о том, что у них плохие показатели. Они просто настаивали на том, что их предположения верны.
Эффект Даннинг-Крюгера не провал с нашей стороны, это просто продукт нашего субъективного понимания мира. Во всяком случае, это служит предостережением против предположения, что мы всегда правы, и подчеркивает важность непредвзятости и критического взгляда на свои способности.Источник |
|
|
|
gnomandrey
Стаж: 14 лет 9 мес.
Сообщений: 226
Ratio: 100.887
100%
Откуда: город Лебедь
|
|
|
abc-inc
Стаж: 13 лет 8 мес.
Сообщений: 910
Ratio: 6.273
100%
|
Фекла Иванова писал(а): | abc-inc, тут о другом, всё-таки стоило бы вникнуть с суть вопроса... не надо цитировать мудрецов, просто запомни, как действуют глупцы, в жизни и это пригодится... |
Давно запомнил. Не пригодилось. В суть твоего (отсутствующего вопроса) вникнуть тебе или куда-нибудь еще? |
_________________ Этот мир спасёт только конец света...
|
|
|
tartarelin
Стаж: 14 лет 1 мес.
Сообщений: 461
Ratio: 204.344
100%
|
было бы здорово увидеть ещё статей про когнитивные искажения |
|
|
|
Max_Alekseyev
Только чтение
Стаж: 13 лет 10 мес.
Сообщений: 17370
Ratio: 31.848
Раздал: 166 TB
Поблагодарили: 2862
100%
Откуда: Місто-залізобетон
|
tartarelin писал(а): | было бы здорово увидеть ещё статей про когнитивные искажения |
Главное когнитивное искажение планеты, что люди считают, что остальные воспринимают вещи и относятся к происходящему так же как они абсолютно не понимая, что люди разные. Грубо говоря, смотрят на мир их глазами. Регулярно с этим сталкиваюсь. |
|
|
|
SaneG_2
Только чтение
Стаж: 15 лет 3 мес.
Сообщений: 754
Ratio: 79.278
Поблагодарили: 613
100%
|
Эффект даннинга-крюгера это прямой результат работы пропаганды науки в обществе. Виноваты именно пропагандисты, транслирующие идеи бигсайнс как несмоненные и прошедшие через сито "убийц" сомнений - нисходящая кривая после своего пика. Так у нас работают пропагандисты насаждая абсолютную уверенность к примеру в "линии партии" академии наук. Очень рекомендую к ознакомлению вот это выступление, чтобы не быть жертвой "убийц сомнения" и тем самым попадать в этот самый эффект даннинга-крюгера. |
_________________ Если вы углубитесь в биохимию, молекулярную биологию, то найдете роспись того дизайнера (Творца). © Ричард Докинс
|
|
|
AndreyySho
Стаж: 11 лет 10 мес.
Сообщений: 107
Ratio: 14.122
38.28%
Откуда: Барнаул
|
Aleiv писал(а): | Вот то то и думаю, почему одноклассник, перебивающийся с двойки на тройку в школе, стал в реальной жизни преуспевающим бизнесменом, в то время как золотая медалистка, из той же школы, работает за зарплату, причём, не очень большую. Подсказываю тему для очередного исследования, на участие в проекте не претендую. :redface: |
Мать работала в школе 30 лет . Из 10 человек с красным дипломов МАКСИМУМ 1 одаренный . 5 человек просто ЗУБРИЛЫ (просто все заучивают наизусть - как стихотворения) и еще 4 человека предметы знают на четверку но ИМ просто ставят 5(так сказать тянут зауши - по 10 раз перездают экзамены и т.д.) Вот и весь секрет что из 10 человек из параллели которые закончили школу с красным дипломом только 2-3 куда то-где то хорошо устроились. |
_________________ i7-9900КF/GeForce RTX 4090/Samsung SSD 970 Evo Plus
|
|
|
ChupakabraOo
Стаж: 13 лет 5 мес.
Сообщений: 591
Ratio: 4.512
Раздал: 7.666 TB
100%
|
Тут на форуме таких "экспертов" полно! Каждый знает как страной управлять,как ядерные реакторы строить и т.д. Даже уже доказали,что Дэвид Даннинг идиот |
|
|
|
SaneG_2
Только чтение
Стаж: 15 лет 3 мес.
Сообщений: 754
Ratio: 79.278
Поблагодарили: 613
100%
|
Aleiv писал(а): | Вот то то и думаю, почему одноклассник, перебивающийся с двойки на тройку в школе, стал в реальной жизни преуспевающим бизнесменом, в то время как золотая медалистка, из той же школы, работает за зарплату, причём, не очень большую. |
Это стереотипы и заблуждения, бизнесменов у нас в россии нет. Есть предприниматели, а это люди которые не блещут особым интеллектом, тупо наживаются на ничего не делании - купи-продай. Именно создают технологии и уровень жизни как раз те кто на 4-5 учился. Но вам видимо такой уровень категорий даже не снился, чтобы вообще понимать о чем речь. Это разговор гуся и свиньи. Много же успеха в вашем понимании добился человек, занимающийся коммерцией (грабежом), но почемуто не тот кто чтото разработал или придумал. Я разрабатывал промышленный блок питания в одной конторе, но почемуто сливки с этого снимал только наш директор. Он палец о палец не ударил чтобы создать этот блок, но лексус и элитный коттедж у него ,а не у меня. Дело в системе, а не в том что двоечники или троечники успешные "бизнесмены"... лично я знаю одноклассников двоечников-троечников которые дальше рабочих завода или спиться не смогли реализоваться. Поэтому ваше утверждение это не более чем фантазии для вашего успокоения. |
_________________ Если вы углубитесь в биохимию, молекулярную биологию, то найдете роспись того дизайнера (Творца). © Ричард Докинс
|
|
|
boboshka2011
Стаж: 13 лет 6 мес.
Сообщений: 170
Ratio: 0.601
100%
|
abc-inc писал(а): | aforte писал(а): | а по факту, выживает сильнейший. и везет дуракам |
По факту, выживает тупейший, если судить по выводам "психологов". |
А по конкретному факту, после описанного вами случится следующее: Однозначно и бесповоротно, обязательно и безусловно, беспрецедентно и бесспорно всех "выживших до поры, наитупейших, прощелыжных, сильнейших, мерзких, и гнусных", коих будет как грязи на подмосковном Подольске, всех их ждёт участь-Геенна огненная, серой пыхтящая и булькающая. Короче, капец полный! |
_________________ Когда руки растут из фотошопа, шедевральный провал неизбежен! (Си Цзиньпин)
|
|
|
SaneG_2
Только чтение
Стаж: 15 лет 3 мес.
Сообщений: 754
Ratio: 79.278
Поблагодарили: 613
100%
|
ChupakabraOo писал(а): | Тут на форуме таких "экспертов" полно! Каждый знает как страной управлять,как ядерные реакторы строить и т.д... |
Страной-то как управлять какраз знает даже свинопас, но система поставлена таким образом,чтобы туда не попадали люди могущие чтото создавать и налаживать. Нужны те кто будет исполнителен к главной воле партии и реализовывать своими руками их цели. Ведь все не так в нашем королевстве, начиная от школы, заканчивая законами. |
_________________ Если вы углубитесь в биохимию, молекулярную биологию, то найдете роспись того дизайнера (Творца). © Ричард Докинс
|
|
|
ser477
Стаж: 15 лет 9 мес.
Сообщений: 6854
Ratio: 1.886
60.23%
Откуда: РОССИЯ
|
Дуракам проще жить. Они счастливее других. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь, что не знаешь ничего. Знания умножают печали... |
|
|
|
ZT_Ivan
Стаж: 12 лет 4 мес.
Сообщений: 108
Ratio: 2.895
100%
|
Дурак из за деревьев не видит леса. Его виденье леса ограничено знанием о одном (ближайшем) дереве, которое он видит и не приемлет иных знаний. Иногда самоуверенность даёт плоды в достижении целей. Чаще они разбивают себе лоб.
Мудрец из за леса не видит деревьев. Видение всей картины не вселяет в него уверенности, так как он не знает точно - из каких именно деревьев состоит лес. Ему нужно знать точно, так сказать КГ\АМ. Упорные достигают след. стадии, другие - стакан в петлю.. есть и что-то среднее, жалкое.
Ученый. Всеобъемлеющее изучение картины любой задачи от и до - даёт полную компетентность и как следствие - уверенность.. _
Итог: Учиться, учиться и ещё раз учиться(с) В.И.Ленин p.s. умение учёного манипулировать и здоровый образ жизни - высшие гос. чины. |
|
|
|
Aleiv
Стаж: 13 лет 7 мес.
Сообщений: 5232
Ratio: 44.172
100%
Откуда: От верблюда....
|
SaneG_2 писал(а): | Это стереотипы и заблуждения, бизнесменов у нас в россии нет. Есть предприниматели, а это люди которые не блещут особым интеллектом, тупо наживаются на ничего не делании - купи-продай. Именно создают технологии и уровень жизни как раз те кто на 4-5 учился. Но вам видимо такой уровень категорий даже не снился, чтобы вообще понимать о чем речь. Это разговор гуся и свиньи. Много же успеха в вашем понимании добился человек, занимающийся коммерцией (грабежом), но почемуто не тот кто чтото разработал или придумал. Я разрабатывал промышленный блок питания в одной конторе, но почемуто сливки с этого снимал только наш директор. Он палец о палец не ударил чтобы создать этот блок, но лексус и элитный коттедж у него ,а не у меня. Дело в системе, а не в том что двоечники или троечники успешные "бизнесмены"... лично я знаю одноклассников двоечников-троечников которые дальше рабочих завода или спиться не смогли реализоваться. Поэтому ваше утверждение это не более чем фантазии для вашего успокоения. |
А ещё я думаю, почему у нас столько "талантливых" людей, не являющихся успешными(как хотите понимайте значение слова), занимают агрессивно-инфантильную позицию(все и вся им что-то должны), не понимая при этом ни юмора, ни сарказма, но в тоже время выражающие категоричные суждения с заявкой на "последнею инстанцию" по любому, практически, вопросу, делающие это на гране "фола" , порой даже переходя эту грань? Боже упаси, не имею никого в виду с этого ресурса, просто наблюдение из жизни. |
|
|
|
ser477
Стаж: 15 лет 9 мес.
Сообщений: 6854
Ratio: 1.886
60.23%
Откуда: РОССИЯ
|
SaneG_2 писал(а): | ...Я разрабатывал промышленный блок питания в одной конторе, но почемуто сливки с этого снимал только наш директор... |
Вы как вчера родились. Всю жизнь так, и при коммунистах и сейчас. Иначе какой смысл становиться директором? Коммунисты, правда, грамоты давали. Весь чердак оклеен этими бесполезными бумажками. Но ностальгия. |
|
|
|
Lingi
Стаж: 13 лет
Сообщений: 3047
Ratio: 66.719
100%
|
Aleiv писал(а): | Вот то то и думаю, почему одноклассник, перебивающийся с двойки на тройку в школе, стал в реальной жизни преуспевающим бизнесменом, в то время как золотая медалистка, из той же школы, работает за зарплату, причём, не очень большую. Подсказываю тему для очередного исследования, на участие в проекте не претендую. |
Ну такая история каждым знакома. Речь не в оценках, а в гибкости ума и узости моральных рамок. Троечних более гибкий и мораль на него с детства не давит, он не боится получить четверку и рискует, а в результате оказывается на коне. С отличницей тоже все понятно, зажатая в самоконтроле и навязанных "так можно, а так нельзя", страшащаяся получить не пять, а потому не рискующая, не делающая шаги к успеху, предпочитающая стабильные три копейки, чем нестабильные 100 рублей. Поэтому родители, осознайте, вам не нужен потомок, который ничего не добьется в жизни. Не ругайте их за 4. Хорошист с небольшими вкраплениями троек- это золотая середина, при которой человек нигде не пропадет и свое возьмет. |
|
|
|
|
|
|