Согласно журналистской легенде, одному из танковых экипажей хитростью удалось вырваться на трофейном Т-34 с испытательного танкового полигона в Кумерсдорфе. И если историческая достоверность сюжета и вызывает целый ряд вопросов (т.к.доподлинно известно лишь о
неудачных попытках угона трофейных танков с полигона), то его реализация - просто выше всяких похвал и не может не вызывать восхищения! Режиссёрами были использованы совершенно гениальнейшие приёмы по захвату воображения зрителя. Картина до сих пор пользуется большим спросом в файлообменных сетях (и ДАЛЕКО не только русскоязычных) и присутствует в куррикулумах самых именитых школ мирового кинематографа: по этой картине учат снимать будущих сценаристов и режиссёров-постановщиков.
А всё дело в том, что именно в этой картире мир
впервые увидел ДРУГУЮ войну. Честную. Настоящую. Тотальную. Беспощадную. Которая - "не до ордена - а была бы Родина". Которая - "одна на всех - мы за ценой не постоим". Которая - "убей немца - и сам останешься жив".
Это был именно тот фильм, в котором уже не большой палец сценариста и правая пятка режиссера, а вырвавшиеся из немецкого плена командир взвода тяжёлых танков, пехотный капитан да стрелок-радист бомбардировочной авиации - решают показать человечеству, КАК на самом деле войны выигрываются. А выигрываются они не на полях сражений. А - в умах: побеждает тот, кто сильнее духом, а не мускулами или высоким уровнем технической оснащённости.
Их было четверо безымянных солдат, с бору по сосне собранных в смертный экипаж, четверо искалеченных гладиаторов - которым судьба предоставила шанс отметить годовщину начала войны (22 июня) танковым рейдом по глубоким тылам немецкой глубинки - и госпожа Германия сыпанула в стороны мелким горохом.
Утюжа батареи, ломая шлагбаумы, стены, витрины галантерей и статуи Нордическим богам - триумфальным маршем шёл оживший танк №23 по прекрасным немецким дорогам, и стелились ему под гусеницы маленькие города большого Рейха: Версдорф, Вайсбург, Шпремберг, а в дисках взопревших телефонов отражались разрывающие мирные пространства совсем уж было победившей свердержавы танковые клинья невесть откуда взявшегося "противника". И потерянные бабы с нашивками Ost начинали смотреть в глаза своим "майстерам" с хлыстиками с тем большей непокорностью, чем медленней описывало полный оброт недовольное жерло башенной пушки.
Вот так, с урчанием и перевалочкой, танк стал пятым в маленькой армии, за считанные годы до своего знаменитого собрата "Рыжего", разбавившего нерушимый экипаж четырех танкистов с собакой. И хотя толстые фрицы по-прежнему бегают в кадре с овчарками и тянутся во фрунт с криком "Шнель-колоссаль!" - но даже эти карикатурные образы старого доброго герасимовского кино не испортили впечатления от правдивости картины в целом.
Лейтмотивом к фильму послужила знаменитая песня в исполнении певицы
Майи Кристалинской (те, кто постарше - разумеется, её помнят)
"Его зарыли в шар земной", звучащая в самом начале.