днако сегодня люди, в других религиях, не в состоянии увидеть ни чудес Моисея, ни знамений Иисуса, ни могущества Соломона. Иначе дело обстоит с Исламом, который Аллах избрал религией для всего человечества вплоть до Судного дня. Ислам отличается от религий предыдущих пророков непрерывностью, всемирностью и всеобщностью. Поэтому Аллах Своей милостью даровал людям каждой эпохи возможность увидеть свидетельства небесной истины, и чудо пророка Мухаммада (САС) не исчезло, а будет сохранено до Дня воскресения. Всевышний сказал: У каждого сообщения установлено место, и вы узнаете (аль-Ан'ам 6:67). По мере углубления человеческих знаний Коран все больше поражает людей тонкостью своих стихов и знамений.
Коранические чудеса затрагивают широкий спектр современной науки. Ведущие учёные в области эмбриологии, паразитологии, геологии, астрономии, океанологии метеорологии исследовали научные аяты Корана и признали его Откровением от Господа миров. Коранические знамения сочетаются с развивающимся знанием человечества и сопровождают научно-технический прогресс. Поскольку Книга Аллаха охватывает многие сферы бытия, люди разного уровня развития легко могут понять её аргументацию и оценить её достоверность.
Вера во Всевышнего Творца не только не противоречит человеческому разуму, но и является единственно правильной концепцией в отношении происхождения человека, смысла его существования и образа его жизни. Английский физик Кельвин сказал: «Если вы хорошо и глубоко задумаетесь, то увидите, что наука заставляет вас верить в Бога». Другой мыслитель Френсис Бэкон сказал: «Поверхностные и элементарные философские знания приводят человека к атеизму и безбожию, а глубокие, полные и всесторонние философские знания делают человека набожным и благочестивым».
Первые известные нам научные исследования в области эмбриологии были выполнены древними греками ещё в начале 5-го века до н. э. Отец медицины Гиппократ, а позднее Аристотель, занимаясь изучением куриных эмбрионов, пришли к заключению, что их развитие схоже с развитием эмбриона человека. Однако вплоть до 16-го века у западных учёных существовало убеждение, что эмбрион развивается из сгустка крови и семени. Это было отражением ошибочных взглядов Аристотеля, которые доминировали в течение многих веков. Считалось, что менструальная кровь даёт начало возникновению эмбриона. Великий мусульманский учёный Ибн Хаджар аль-Аскалани (773-852 гг. по хиджре; 14-й век н.э.) в книге Фатх аль-Бари писал: «Анатомы полагают, что зародыш возникает из менструальной крови женщины, однако священные тексты Ислама отвергают и опровергают эти идее»и. Открытие Левенгуком микроскопа в 1673 г. дало новый толчок развитию эмбриологии, ибо в семенной жидкости были обнаружены сперматозоиды. В 1694 г. появилось утверждение, что в сперматозоиде находится человеческое существо микроскопических размеров - гомункулус. В связи с этим участие женщины в развитии человека было признано минимальным. Тот факт, что для зачатия необходимы сперма и яйцеклетка, оставался неизвестным до 18-го века. С конца 19-го века начали предприниматься попытки классифицировать зародыши человека в соответствии со стадиями развития. Только в 1973 г. О'Рахилли смог разработать точную систему для классификации зародышей человека, особенно в первые три недели развития. Эти, так называемые стадии Карнеги, основанные на разных характеристиках процесса развития и морфологических критериях, получили международное признание.
До недавнего времени не было достаточно широко известно, что Коран и Сунна пророка Мухаммада (САС) содержат множество указаний, касающихся стадий развития человека. Эти указания не были достаточно поняты, поскольку они относились к таким деталям процесса развития, которые прежде науке были неизвестны.
В Священном Коране и хадисах Всевышний Аллах сказал: Мы сотворили человека из эссенции глины, потом Мы поместили его каплей (нутфа) в надёжном месте, потом создали из капли сгусток крови (алака), потом создали из сгустка крови кусок мяса (мудга), потом создали из этого куска кости (изам), и потом облекли кости мясом (ляхм), потом Мы вырастили его в другом творении, - благословен же Аллах, лучший из творцов! (аль-Му'минун 23:12-14). В этом отрывке дано описание трёх основных стадий развития: 1) стадия капли (нутфа); 2)стадия формирования (хальк); 3) стадия роста (наш'а).
1. СТАДИЯ КАПЛИ (НУТФА)
Стадия нутфа (небольшое количество жидкости или капля её) охватывает появление спермы и яйцеклетки и их соединение с образованием оплодотворённой зиготы, деление клетки с образованием бластулы, а также имплантацию последней в матку. Стадия нутфа включает в себя пять фаз или подстадий:
1 фаза. Аль-ма ад-дафик (извергаемая жидкость). Известно, что мужчина извергает семенную жидкость, что отражено в следующих словах Аллаха: «Пусть же посмотрит человек, из чего он создан! Создан из воды изливающейся» (ат-Тарик 86:5-6). Грамматический анализ арабского глагола, соответствующего слову изливающийся, свидетельствует, что это слово в приведённом утверждении из Корана указывает на активный характер процесса извержения, то есть на то, что извергаемая жидкость подвижна. Современная наука доказала, что сперматозоиды обладают подвижностью и достаточной активностью. Извержение происходит и в организме женщины, когда яйцеклетка попадает в фаллопиеву трубу и продвигается по ней. Попаданию сперматозоидов к месту оплодотворения способствует сокращение мускулатуры матки, которое вызывают простагландины, имеющиеся в семенной жидкости. В период фазы фертильности менструального цикла, когда возможно оплодотворение, слизь в шейке матки, которая в остальное время почти не проницаема для спермы, становится светлой, приобретает желеобразную консистенцию и обеспечивает возможность прохождения спермы. С помощью ферментов, выделяемых слизистой оболочкой матки (эндометрием) и яйцеводов, из головки сперматозоида удаляются гликопротеиды, и она приобретает заряд. Под влиянием ферментов, выделяемых в яйцеводах, также ослабляются связи между фолликулярными клетками, окружающими яйцеклетку, открывая тем самым сперматозоидам доступ к её защитной мембране.
Об участии мужской и женской жидкостей в процессе оплодотворения упомянул посланник Аллаха (САС). Когда иудей задал пророку (САС) вопрос: О Мухаммад, из чего создан человек? Пророк (САС) ответил: «О иудей, он создан из обеих - из мужской и женской жидкостей» (Ахмад).
2 фаза. Сулала (тонко извлеченная из жидкости субстанция). Термин сулала относится к процессу отбора основной субстанции из жидкости, которая выделяется у мужчин и женщин. Всевышний сказал: «Потом (Господь) сделал потомство его (мужчины) из капли (сулала) жалкой воды» (ас-Саджда 32:8). Таким образом, создание человека из двух жидкостей происходит путём особого отбора, для обозначения которого и используется термин сулала. Из фолликулярной жидкости выделяется яйцеклетка, а из многих миллионов сперматозоидов семенной жидкости - один единственный сперматозоид, который, первым коснувшись мембраны яйцеклетки, легко проникает в неё. Однако, сразу вслед за этим в клеточной мембране происходят быстрые физико-химические процессы, которые запирают вход для всех остальных.
Пророк Мухаммад (САС) сказал: «Не из всякой жидкости рождается плод...»(Муслим). Во-первых, перед оплодотворением семенная жидкость подвергается тонкому отбору; а во-вторых, для зачатия количество сперматозоидов в семени мужчины должно быть не менее 20 млн./ см2.
3 фаза. Нутфат-у-амшадж ("капля смешанной жидкости"). Оплодотворённая яйцеклетка, или зигота, принимает форму капли - нутфат-у-амшадж. Всевышний сказал: «Мы создали человека из капли смеси (нутфат-у-амшадж)» (аль-Инсан 76:2). Слово нутфат - это существительное единственного числа, а "амшадж" - прилагательное множественного числа. Поэтому это выражение представлялось таинственным для ранних толкователей Корана, однако сегодня ясно, что зигота, оставаясь в единственном числе, представляет собой многокомпонентную систему, сложенную из хромосом и других составляющих сперматозоида и яйцеклетки. В процессе развития зиготы происходит деление клеток зародыша, называемых бластомерами. Через четыре дня после оплодотворения они образуют скопление клеток сферической формы - морулу. На пятый день после оплодотворения по мере разделения на две части клеток, составляющих морулу, из неё формируется многоклеточное образование - бластула. В этот период бурного деления клеток термин амшадж очень точно характеризует нутфат.
4 фаза. Такдир (предопределение). В раннем периоде формирования нутфат-у-амшадж хромосомы обеих родителей смешиваются и образуют диплоидные пары. Такая комбинация генов определяет характер развития ребёнка, а также его пол. Всевышний сказал: «Из чего Он его создал? - Из капли (нутфа)! Создал его и предопределил (программу его будущего развития)». (Абаса 80:18-19).
5 фаза. Харс (имплантация). Всевышний сказал: «Ваши жёны - нива (харс) для вас; ходите на вашу ниву, когда пожелаете» (аль-Бакара 2:222). Понятие нива (харс) связано с вспашкой почвы. Последний этап стадии нутфа начинается с имплантации бластулы и называется харс. В Коране этот процесс уподобляется возделыванию почвы, а выстилка матки - почве, в которой развивается семя.
2. СТАДИЯ ФОРМИРОВАНИЯ (ХАЛЬК)
1 фаза. Алака (пиявка). Период формирования начинается, когда эмбрион приобретает форму алака. Эмбрион вытягивается до тех пор, пока не приобретает вид, напоминающий пиявку. Эмбрион прикрепляется к стенке хорионического мешка, покрытого ворсинками, которые прикреплены к эндометрию, или внутренней выстилке матки. Зародыш окружён амниотической жидкостью подобно тому, как пиявка окружена водой. На этой стадии эмбрион обладает примитивной системой кровообращения и нервной системой. Таким образом, термин алака соответствует внешнему виду зародыша и способу его крепления к поверхности матки.
Другое значение слова алака - подобный сгустку крови. К концу третьей недели развития в зародыше начинает циркулировать кровь, в результате чего эмбрион приобретает вид кровяного сгустка, хотя кровь его и остаётся жидкой.
2 фаза. Мудга (разжёванный кусочек). На 24-25 день завершается стадия алака. Переход от стадии алака к стадии мудга совершается очень быстро. Она начинается на 26-27 день. Слово мудга означает кусочек, который был разжёван. На этой стадии, после формирования эмбриона и плаценты, процесс роста ускоряется и появляются участки тела, называемыесомитами, из которых будут формироваться кости и мышцы. Сомиты, которые становятся видны на теле эмбриона, напоминают отпечатки зубов. Развитие эмбриона на этой стадии имеет определённые особенности:
а) внешний вид сомитов или отпечатков постоянно меняется подобно тому, как меняется вид отпечатков зубов в процессе жевания; б) в процессе формирования новых тканей эмбрион поворачивается подобно тому, как поворачивается жевательная резинка в процессе жевания; в) спинка эмбриона изгибается, как изгибается пластинка жевательной резинки; г) по мере формирования сомитов часть внутренних элементов подвергается дифференцировке в зачаточные органы, а другая часть остаётся недифференцированной, что нашло отражение в Коране: «...потом из куска мяса (мудга), сформированного и бесформенного» (аль-Хаджж 22:5).
3 фаза. Изам (кости). По окончании стадии мудга зародыш имеет хрящевой скелет. Первичные центры оссификации появляются на 7-й неделе. Пророк Мухаммад сказал: «Когда минуют 42 ночи со времени нутфа (времени зачатия) Аллах посылает к нему ангела, который придаёт ему форму и создаёт уши, глаза, кожу, мышцы и кости..." (хадис передал имам Муслим). В хадисе подчёркивается, что ангел придаёт форму зародышу. До 42-го дня довольно трудно отличить внешний вид эмбриона человека от эмбрионов многих других животных, но в этот период он приобретает присущий ему облик. В течение этого периода эмбрион распрямляется и формируются органы, обеспечивающие жизнедеятельность плода. В Коране этот процесс описывается следующим образом: «(Господь), который сотворил тебя, затем выровнял и затем соразмерил» (аль-Инфитар 82:7).
4 фаза. Ляхм ("мясо"). Всевышний сказал: «...создали из этого куска кости и облекли кости мясом...» (аль-Муминун 23:14). Несмотря на то, что миобласты, или примитивные мышечные клетки, располагаются в непосредственной близости от развивающихся костей, формирование прикреплений мышц происходит после того, как начался процесс оссификации средних и концевых фрагментов костей. Наряду с облечением костей мясом в эту фазу продолжается выпрямление тела. Именно в это время (7-8 недели) начинается дифференцировка гонад половых желёз и формирование яичек и яичников, что также отражено Коране. Несмотря на то, что миобласты, или примитивные мышечные клетки, располагаются в непосредственной близости от развивающихся костей, формирование прикреплений мышц происходит после того, как начался процесс оссификации средних и концевых фрагментов костей. Наряду с облечением костей мясом в эту фазу продолжается выпрямление тела. Именно в это время (7-8 недели) начинается дифференцировка гонад половых желёз и формирование яичек и яичников, что также отражено Коране.
3. СТАДИЯ РОСТА (НАШ 'А)
На 9-ой неделе начинается период внутриутробного развития плода, начало которого чётко отражено в Коране: «...потом Мы вырастили его в другом творении...» (аль-Муминун 23:14). Ко всем предыдущим стадиям эмбрионального развития относился глагол халакна (мы создали, мы изменили), однако начало нового периода выделяется глаголом анша'наху (дать начало, вырастить, увеличить). На стадии наш'а проявляются следующие особенности: а) после 12-ой недели значительно ускоряется рост плода, на что и указывает глагол анша'наху; б) формируются конечности, соотношение размеров головы, тела и конечностей становится более пропорциональным, кожа покрывается пушком, происходит дифференциация наружных половых органов, закладка поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры, в это время у плода появляются координированные рефлексы и движения, происходит и ряд других изменений, которые подтверждают, что зародыш превращается в другое творение - плод, что и подчёркнуто в Коране; в) ангел вдыхает в зародыш душу. Пророк Мухаммад (САС) сказал: «У каждого из вас все составляющие вашего творения собираются вместе в утробе вашей матери к 40 дню. Затем он столько же пребывает в виде сгустка крови и столько же - в виде разжёванного куска. После этого к нему посылается ангел, который вдыхает в него душу. Ему даны четыре указания: записать его удел, срок, деяния и будет ли он несчастным или счастливым» (аль-Бухари и Муслим). Природа души находится вне сферы естественных наук и ещё не понята человечеством. Всевышний сказал: «Они спрашивают тебя о душе. Скажи: Душа (приходит) от повеления Господа моего. Даровано вам знания лишь немного» (аль-Исра 17:85). Известно, что между понятиями жизни и души существует различие, хотя природа их остаётся для нас таинственной. Сперматозоид и яйцеклетка представляют собой живые организмы, тем не менее, они лишены души. Творения же, имеющие душу, обладают самостоятельным сознанием, подобно человеку и животным. Доказательством обретения человеком души на этой стадии может служить появление у плода произвольных движений, осуществляемых, в отличие от рефлекторных движений, по собственной воле плода. Таким образом, приведённые выше три значение слова наш'а весьма точно соотносятся с определением стадии: начинать - указывает на начало функционирования выделительной, кроветворной и других систем; расти и развиваться - указывает на быстрый рост и развитие органов и систем; увеличиваться - указывает на быстрое увеличение роста и веса плода, отмечаемое на 12-ой неделе.
СРОКИ РАЗВИТИЯ ПЛОДА
В Священном Коране указана не только последовательность событий, связанных с развитием зародыша и плода, но и обозначены сроки наступления этих событий, что осуществляется с помощью союзов фа (потом, с очень короткой задержкой) и сумма (потом, с определённой задержкой). Всевышний сказал: «Мы сотворили человека из эссенции глины, потом (сумма) Мы поместили его каплей (нутфа) в надёжном месте, потом (сумма) создали из капли сгусток крови (алака), потом (фа) создали из сгустка крови кусок мяса (мудга), потом (фа) создали из этого куска кости (изам), и потом (фа) облекли кости мясом (ляхм), потом (сумма) Мы вырастили его в другом творении, - благословен же Аллах, лучший из творцов!» (аль-Му'минун 23:12-14). Использование союза сумма указывает на наличие некоторой задержки между следующими фазами:
1) При переходе нутфа в алака. Во время фазы имплантации на стадии нутфа вплоть до стадии алака процессы развития развиваются достаточно медленно. От начала фазы имплантации (6-й день) до соединения оплодотворённой яйцеклетки со слизистой матки (14-й день) проходит около недели, а затем проходит ещё около 10 дней до начала развития спинной хорды (16-й день), когда эмбрион приобретает облик пиявки или алака. Таким образом, в процессе развития стадии алака отмечается некоторая задержка.
2) При переходе от фазы ляхм к стадии развития плода. Можно считать, что стадия развития плода (наш'а) начинается на 9-й неделе, однако все её основные признаки проявляются позднее. Быстрый рост плода начинается только с 12-й недели. Кроме того, начало развития ряда органов происходит по окончании 8-й недели или по окончании фазы ляхм, но наиболее выраженные изменения в этих органах отмечаются после 11-й недели. Таким образом, до 12-й недели развития имеет место задержка полного проявления наш'а, а слово сумма точно указывает на существование этой задержки. Слово фа указывает на то, что следующие стадии наступают непосредственно одна за другой:
a) Алака (до 24-25 суток) переходит в мудга (с 26-27 суток); б) Мудга (до конца 6-й недели) переходит в изам (с начала 7-й недели); в) Изам (до конца 7-й недели) переходит в ляхм (с начала 8-й недели). Данные фазы непосредственно сменяют одна другую, что и отражено в Коране.
Термины, использованные в Коране, весьма точно описывают разные процессы, происходящие с эмбрионом и плодом. Использованная номенклатура проста, понятна и согласуется с представлениями современной эмбриологии. Подобные научные данные не могли быть известны простому человеку в 7 веке. Как мусульманам, так и немусульманам понятно, что они могли быть открыты пророку Мухаммаду (САС) только Господом миров, которому известно все - не только о нашем развитии, но и о наших деяниях и мыслях.
Священный Коран - Книга истины, ниспосланная Аллахом для всего человечества. Всевышний сказал: Скажи: «Если бы собрались люди и джинны, чтобы сделать подобное этому Корану, они бы не создали подобного, даже если одни из них были бы другим помощниками» (аль-Исра 17:88).
Четырнадцать столетий минуло с тех пор, как был сделан этот вызов. Сегодня, когда люди открыли для себя законы развития и жизни человеческого зародыша, все мы нуждаемся в справедливом законе для развития и жизни человеческого общества. Книга Аллаха проливает свет как на тайны человеческого развития, так и на тайны подлинного счастья, которого люди лишились, отвернувшись от руководства Господа. |