Год выпуска: 1975 Жанр:драма, мелодрама, комедия Производство: СССР /Киностудия «Мосфильм»
Описание: Весело и беззаботно жил слесарь-сантехник Афанасий. Не гнушался левыми заработками, любил выпить, поволочиться за девушками. Так проходил день за днем, но однажды… О том, что случилось с Афоней, рассказывает фильм признанного мастера комедии Георгия Данелии.
Режиссер: Георгий Данелия Сценарий: Александр Бородянский Композитор: Моисей Вайнберг, Андрей Макаревич, Юрий Шахназаров Актеры: Леонид Куравлёв, Евгения Симонова, Евгений Леонов, Борислав Брондуков, Валентина Талызина, Владимир Басов, Николай Парфёнов, Готлиб Ронинсон, Нина Русланова, Раиса Куркина
Продолжительность: 01:31:57 Качество видео: BDRip
Дата мировой премьеры: 13 октября 1975 Релиз на DVD: 11 января 2011, «Парадиз Медиа» Релиз на Blu-Ray: 10 декабря 2013, «Lizard Cinema Trade»
Первоначально фильм должен был сниматься на киностудии Довженко. На главную роль Афони был утвержден Борислав Брондуков. Однако по распоряжению Минкультуры фильм отдали Георгию Данелии на Мосфильм. Играя роль алкоголика и пьяницы, Афоня пьет спиртное в кадре всего дважды и то в небольших количествах. В начале фильма в кафе «Ассоль» он пригубил пиво, а в середине фильма он у себя дома выпивает рюмку вина. На главную роль претендовали три человека — польский актер Даниэль Ольбрыхский, Владимир Высоцкий и Леонид Куравлев. Роль Федула для актера Борислава Брондукова стала знаковой. Актер так вошел в роль, что однажды охранники ресторана московской гостиницы, где проходили съемки, приняли его за алкаша. В перерывах между съемками Брондуков, не переодеваясь, вышел на улицу покурить и. .. пропал. Кто-то из киногруппы пошел его искать и увидел, как упирающегося Брондукова с бранью выкидывают из гостиницы: «Тоже выдумал — артист! Сказали тебе, пьянь болотная: нечего тебе здесь делать!» Многие помнят эпизод, когда Афоня «кадрит» пышногрудую девицу на танцах. Актрисе Татьяне Распутиной, чтобы увеличить грудь, решили подложить в бюстгальтер манную крупу. Грудь так «заиграла» в прозрачной блузке, что потом критики искренне восхищались этой художественной находкой. В фильме «Афоня» состоялся кинодебют группы «Машина времени». Песня для фильма была приобретена по всем законам и спустя несколько месяцев Макаревич получил деньги, около 500 рублей, большая по тем временам сумма. На эти деньги группа купила в комиссионке магнитофон «Грюндиг», на котором музыканты записали не один хит. Занимает по посещаемости 15-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката. Съёмки проводились в г. Ярославле. В фильме можно увидеть виды Спасо-Преображенского монастыря, брагинские «хрущёвки», кафе «Ассоль», универмаг «Ярославль» на улице Свободы. Все сцены с актрисой Евгенией Симоновой, которая играла роль медсестры Кати, сняли всего за три съёмочных дня. Дело в том, что Евгения Симонова уже подписала договор на съёмки в другой картине и всё лето должна была сниматься в Башкирии.
«Афоня» — ещё один представитель бессмертного кино, классики советского и мирового кино в целом. Как ни странно, именно ещё один — как известно, в советские времена отечественная киноиндустрия произвела десятки культовых фильмов на все времена, что не теряют актуальности и по сей день. Герой картины — Борщов Афанасий Николаевич считает себя значимым для этого мира, постоянно что-то делает, чтобы внушить себе это, даже сам себя считает именно Борщовым Афанасией — но люди называет его просто Афоней. А Афоней его назвали за его простоту и по сути раздолбайство. Герой Данелиевской картины действительно добродушный, неплохой малый — но очень равнодушный, и как следствие — практически эгоистичный и циничный. Его жизнь сама по себе ничего не стоит, его образ жизни, всё, что его окружает — он одинок, теперь у него нет даже жены — но он очень сильно, пускай и на подсознании, старается закрыть на всё это глаза. Таким образом мы видим человека, который всю свою жизнь убегает от себя, но при этом причиняет боль всем окружающим. Эта картина напоминает произведение Вампилова «Утиная охота» — главный герой живёт своей жизнью, не знает, чего он хочет сам, но страдают люди вокруг. Так же и здесь — ему безразлично всё, тётя, ставшая ему родной матерью и ждавшая его всю жизнь, симпатичная и добрая девушка, которая буквально сразу влюбилась в него, коллеги по работе, некоторые из которых искренне желают ему добра и протягивают руку помощи. Но Афоня бежит от всего этого. Бежит и до поры до времени даже не понимает тот факт, что у него большие проблемы, что он вот уже сколько лет бежит от самого себя. Вначале картина представляет себя зрителю, как комедия — такие герои, как сам Афоня, поразительно выкручивающийся из некоторых курьёзных ситуаций, герой Леонова, настоящий друг Афони — Коля, уморительный псевдо-друг Афони — Федул. Все эти персонажи безусловно кажутся нам такими простыми, смешными и беззаботными. И прекрасный актёрский состав во главе с Куравлёвым только усиливает впечатление. Но рано или поздно приходится проснуться — и вот ты уже понимаешь, что все эти персонажи глубоко несчасты и по сути — они все бегут от себя, только Коля делает вынужденно, на время, а такие люди, как Федул и сам Афоня — делает это намеренно и постоянно, это входит у них в привычку, и они уже не задумываются ни над чем, становятся идеально равнодушными для той жизни, которая их бы устроила. Но именно в главном персонаже мы видим развитие — на примере горя вокруг него, страданий его близких — мы видим, что в его сознании появляются вопросы, озарение, просветление. Так умирает его тётя, которую он не видел много лет после армии — и вот приходит осознание того, насколько жестоким и безразличным может быть человек вообще. И, казалось бы, главный герой уже теряет надежду — но вот мы видим красавицу Катю Снегирёву и в сердце появляется надежда на благополучный исход событий для этого героя, для Афони — человека, возможно, уже с большой буквы. Такие люди были всегда и всегда будут — мир, безусловно, слишком сложная штука и никогда ничего не бывает идеальным, слишком сложная структура человеческого существования порождает всё новые и новые проблемы и в независимости от характера — некоторые люди в них просто теряются. «Афоня» — произведение искусства, актуальность которого не потеряет смысл, пожалуй, никогда. Это картина, позволяющая нам увидеть все грани человеческой безнравственности и при этом всём духовное перерождение человека, как личности, классика советского кино, великолепно снятая действительно талантливыми людьми.
В начале будет смешно. На сцене, где танцуют изящные балерины в своих белых, словно воздушных одеяниях, появится забулдыга в нелепых шароварах и в таком же затрапезном халате, надетом прямо на майку. Соединение несоединимого рождает смех. Но Георгию Данелии внешнего противопоставления мало. Он сталкивает в прямом смысле слова — пьяницу и балерин. Федул крикнет своим резким, пропитым голосом: «Осторожнее!». Он чувствует себя везде хозяином, во всём правым, потому что ему Афоня рубль должен. Этот самый 1 р. для Федула — наибольшая ценность на свете. И что Федулу искусство, если голова трещит с похмелья, поэтому надо срочно выпить, а «вечный должник» Афоня куда-то запропастился… Но дальше лента становится всё грустнее. В середине по-прежнему смешно, но вместе с тем уже грустно, а в конце будет чаще грустно, хотя и смешно. Режиссёр неоднозначно относится не только к герою, но и к жизни. Картины Данелии трагикомичны, как трагикомична жизнь по своей сути. Нет только смешного или грустного — есть грустный юмор. Если же речь идёт о серьёзном, то юмор становится вдвое грустнее. Почему, например, такой человек, как Афоня, оказался рвачом и пьяницей, изнутри пустым, никому не нужным. Как случилось, что обаятельный, остроумный парень-золотые руки, мечтавший поражать людей своими делами, теперь, кроме выпивки и интрижек с женщинами, ничего в жизни не видит. Он привык шагать по жизни легко, обходя встающие перед ним преграды. Никому не нужна совесть, если всё исчисляется «федуловским рублём». Лично Афоня всем безразличен — он требуется лишь как обезличенный сантехник, что даёт особые привилегии. Афоня нашёл золотую жилу, из которой без особого труда (немного нахальства, немного предприимчивости) можно «черпать» деньги, которые, в сущности, ему уже не нужны. В узости мира Афони, как ни странно, видится широта его натуры. Рубли-то он стяжает, но тратит их безрассудно, в отличие от других — даже телевизора у него нет, и в комнате неуютно и голо. От Афони недолог путь до почти потерявшего человеческий облик Федула, истошный крик которого («Афоня! Ты мне рубль должен!») будет сопровождать весь фильм. Но Афоня ещё пытается стать иным, хотя бы в придуманном им самим мире. Он выступает то как Вольдемар, то как Руслан, а то и как Дормидонт — в зависимости от обстоятельств. И не хочет быть просто Афоней Борщовым, слесарем-сантехником ЖЭК № 2, обыкновенным пьяницей и дебоширом. Жаждет исключительного, невероятных приключений, красивых романов с «девушками своей мечты», такими, как на снимках, которые вырезаны из журналов и прикреплены к стенам неухоженной и грязной комнаты, или как тоже открыточная красотка Елена, равнодушно расплатившаяся с ним двумя «красненькими» за притащенную раковину. И тогда в отчаянии, обнажая разудалую душу, Афоня пустится в пляс в ресторане, хотя этот танец — не больше, чем форма эпатажа, причуда человека, который решил по-пьяному покутить. От Афони все уходят, как и он уходит ото всех. Вокруг него пусто, как пусто и в его душе. Афоня не замечает, что давно уже один. И даже не слышит голос самого себя, того Афанасия, «конька-горбунка» (так ласково называла воспитавшая его тетя Фрося, которую он тоже забыл), уехавшего из деревни в город. Но вовсе не город — причина того, что Афоня так изменился. Он сам не смог развить в себе то, что было заложено в нём. Трагедия Афони — это трагедия несостоявшейся личности, человека, который примирился с обстоятельствами и не желает задуматься над своей жизнью… И первым, кто невольно заставит его ответить на вопрос, действительно ли Афоня доволен жизнью, станет вроде бы очередной собутыльник Коля, склонный относиться ко всему «философически», хотя авторы не скрывают некоторой иронии по отношению к его возвышенным мечтаниям. Но именно после недолгого общения с таким «домашним» и добродушным Колей заглавный герой «Афони» захочет вернуться в деревню, но не найдёт там спасения от самого себя, выяснив, что тетя Фрося два года назад умерла, и теперь у него нет уже прошлого. А есть ли будущее? В ленте Данелии есть ещё одна героиня — скромная, чистая, искренняя, нежная, трогательная Катя. Нельзя сказать, что она красива. Но обаятельная, милая, застенчивая улыбка делает Катю красивой. Она любит Афоню, просто любит, не требуя ничего взамен. Интересно, что среди своих подруг, тоже работающих в больнице, Катя называет некую Пашу Строганову. Героиня Инны Чуриковой из «Начала» с точно таким же именем действительно могла бы быть ей подругой, потому что столь же незабвенно любит своего непутёвого Аркашу (кстати, его сыграл Леонид Куравлёв). Катя пытается убедить Афоню, что он — не «совсем пропащий» (если воспользоваться названием предыдущей картины Данелии). Она даже не сомневается, что Афоня — хороший, иначе бы не полюбила его. Многое в словах Кати наивно, но по-детски непосредственно и очаровательно. Отнюдь не то, что Катя рассказывает, а что именно она рассказывает, способно заставить Афоню задуматься. Уезжая неприкаянным из деревни, он вспоминает именно о Кате. Она — последняя надежда для держащего в руках паспорт с фотокарточкой шестнадцатилетнего Афони из деревни Борщовка. Он снова может начать всё сначала и стать Афанасием Борщовым, к которому Катя деликатно обращается на «вы». И она вдруг явится из города с чемоданом в руках в этот заштатный аэропорт, словно Золушка из сказки в поисках своего Принца. Это не «счастливый конец». Это «счастливое начало» для Афони, всего лишь возможность новой жизни. И от самого героя зависит, воспользуется ли он подлинным подарком судьбы?! оценка: 7.5/10
Специальный приз на Всесоюзном кинофестивале во Фрунзе в 1976 году.
General Unique ID : 236020676442185473266459400117528806585 (0xB18FEDC78142EDA59F8586383B9BC4B9) Complete name : F:\Downloads\Афоня.mkv Format : Matroska Format version : Version 4 / Version 2 File size : 1.85 GiB Duration : 1h 31mn Overall bit rate : 2 883 Kbps Encoded date : UTC 2014-04-21 10:54:11 Writing application : mkvmerge v6.4.1 ('Omega Point') built on Sep 16 2013 22:05:10 Writing library : libebml v1.3.0 + libmatroska v1.4.1
Не смотря на свое латентное диссидентство, именно Г.Данелия практически единственный из кинорежиссеров СССР смог увидеть, а главное донести до широких народных масс основную проблему Союза Советских Социалистических Республик эпохи Застоя (как впрочем и других т.н. «цивилизованных» стран мира) – СВЕРХУРБАНИЗМ!
Обещанный Н.Хрущевым к 1980-му году коммунизм, как известно, представляет собой - «стирание граней как между умственным трудом и физическим, так и между городом и деревней».
Что же мы видим в данном фильме, а многие из наших современников тогда видели вокруг себя и в жизни?
«Черемушки», «Теремки»: девяти-, шестнадцати- и даже более «этажки».
Сотни миллионов ежегодно «сдаваемых» бетоно-метров (с соответствующими хищениями при строительстве для тогдашних «теневиков»-предтеч нынешних «бизнесменов») + массовая миграция в эти «стальные пещеры» потребляющих продукты питания мужчин и женщин (причем самого трудоспособного возраста) = не БЛИЖЕ к этим самым продуктам, а наоборот – ДАЛЬШЕ (см. на эту тему также один из примечательных фильмов эпохи - «Блондинка за углом»)!
И только герой фильма «Афоня» не просто понял, что ему не место на этой «ярмарке тщеславия», а принял единственно верное решение – вернулся в деревню!
Примечательно, что за 40 прошедших лет сотни миллионов его бывших соотечественников не поняли этого ДО СИХ ПОР!
P.S. Впрочем, зародившаяся примерно в то же время (середина 1970-х гг.) повальная мода на «дачи» отчасти реабилитирует «рожденных в СССР».
Однако, давая отдушину от стрессового/загазованного города, дача, как известно, не давала главного – т.н. «продовольственной безопасности».
А если и находились желающие вкалывать на «своих шести сотках», то производительность их труда (лопата, сапка, ведра и т.п.) была (и остается до сих пор!) на уровне не XX в н.э., а скорее XX в ДО Н.Э.
Не надоело «наступать на грабли»?
IntelMac
Стаж: 14 лет 1 мес.
Сообщений: 219
Ratio: 3.452
100%
Спасибо за качество и размер.
Ивн2
Стаж: 10 лет 3 мес.
Сообщений: 3
Ratio: 0.149
100%
А как теперь этот фильм скачать? или искать на других тор ентах?