Мечтой построить корабль, который мог бы не только плавать, но и летать над водой и сушей, человечество жило несколько столетий. И только около полувека назад воплотить эту идею в жизнь удалось советскому конструктору Ростиславу Алексееву. Созданную им машину изобретатель назвал экранопланом.
Сегодня имя Ростислава Алексеева редко вспоминают. Между тем именно ему мы обязаны появлением быстроходных судов на подводных крыльях (СПК) — «Ракет», «Комет» и «Метеоров», без которых теперь невозможно представить ни одну полноводную реку в нашей стране.
По словам друзей и коллег Алексеева, водой и скоростью тот был одержим с юности. Над созданием быстроходных судов он начал работать ещё в студенческие годы.
После окончания вуза в 1941 году Алексеев по распределению попал на завод «Красное Сормово» в Горьком (ныне Нижний Новгород) мастером по приёмке танков Т-34.
Алексеев изучал разные крыльевые схемы других инженеров-конструкторов, которые были доступны. Изобретатель понял: если поставить суда на подводные крылья, их скорость увеличится. Многие конструкторы того времени сочли эту идею безумной, но она сработала. Именно благодаря таким судам Центральное конструкторское бюро, которое возглавил Алексеев (позднее оно стало носить его имя), получило всемирную известность.
Но даже у «Метеоров» и «Комет» был предел быстроходности: когда они разгонялись примерно до 100 км/ч, управляемость судов снижалась, а металл начинал разрушаться. Алексееву же такой скорости было мало. Решить проблему можно было только одним способом — поднять суда над водой. Так родилась идея экраноплана.
В 1961 году Алексеев сумел убедить руководство СССР, что экранопланы могут стать перспективным вооружением. Проект получил одобрение, но работы, разумеется, засекретили — в правительственных документах новый вид транспорта называли «высокоскоростными кораблями специального назначения».
Первый опытный образец тяжёлого экраноплана Алексеев и его соратники спустили на воду в июне 1966 года. Назывался он просто — «Корабль-макет» (КМ), и на тот момент это был крупнейший летательный аппарат на планете. Испытания, проводившиеся в Каспийском море в течение следующих 13 лет, не остались незамеченными для иностранных спецслужб. На Западе судно прозвали «Каспийским монстром».
КМ, а также созданный чуть позднее «Орлёнок» послужили основой для разработки, пожалуй, самого известного экраноплана в истории — ракетоносца «Лунь».
Источник