Автор |
Сообщение |
Maximus ®
Вольный стрелок Uploader 100+
Стаж: 18 лет 4 мес.
Сообщений: 5599
Ratio: 25.234
Поблагодарили: 13346
100%
|
Культовое кино, ставшее революционным для своего времени. Первая советская фантастика для детей и хрестоматийный образец, включенный в программу киновузов. Всесоюзный хит и шедевр, получивший высокую оценку за рубежом. Приключенческая лента Ричарда Викторова вышла в прокат в 1974 году и сразу же собрала у экранов всех подростков страны. Пожалуй, это было самое громкое событие после полета Гагарина, приблизившее массовую аудиторию к теме космоса и звезд.

Межгалактические перелеты, встречи с инопланетянами, роботы с искусственным интеллектом – для советской кинофантастики сюжеты картин Викторова казались чем-то запредельным. И хотя в наши дни знаменитая дилогия во многом уступает голливудским блокбастерам, она до сих пор смотрится актуально и любопытно. В материале раскроем пять причин, из-за которых стоит пересмотреть обе ленты.
Идея на миллион
Сделать фантастический фильм для юных зрителей Ричарду Викторову поручили на студии имени Горького. Руководство передало режиссеру готовый сценарий Авенира Зака и Исайи Кузнецова и попросило снять проходную космическую «сказку» – так сказать, для галочки. Однако талантливый кинематографист подошел к делу слишком ответственно. В считанные дни он пересмотрел все отечественные и зарубежные фильмы в этом жанре, спланировал работу над собственным проектом и понял, что ему придется бороться за более достойное финансирование для будущего шедевра.

Переговоры с начальством длились почти год. В итоге Викторову выделили больше миллиона рублей. По тем временам это была беспрецедентная сумма для детского кино. Впрочем, позже в результате экономии бюджет сократили до 400 тысяч.
Несмотря на это, сам проект разросся до двух полноценных фильмов. Объем отснятых материалов значительно превысил стандартный хронометраж советской ленты, так что из единого сценария вышла масштабная дилогия. Эта работа принесла Викторову большое признание в кинематографических кругах, а также две крупные награды – Государственную премию РСФСР им. братьев Васильевых и Государственную премию СССР.
Советский ответ Стенли Кубрику
Не секрет, что при создании своего детища советский режиссер Ричард Викторов вдохновлялся шедевром Стэнли Кубрика. Картина американского мастера «2001: Космическая одиссея» стала громким событием на Московском кинофестивале 1969 года. Таких визуальных эффектов мир еще не видел.
Когда Викторов предложил художнику кино Валерию Павлотосу повторить трюк с невесомостью по примеру голливудских коллег, тот ответил отказом. Специалист не захотел копировать чужой опыт и придумал собственный вариант иллюзии «парящих» актеров. Добиться зрелищных кадров помогли определенные движения камеры и специальные декорации. В отличие от кубриковской «Одиссеи», в которой по стенам и потолку корабля ходит один человек, в «Кассиопее» Викторова «невесомость» испытывают на себе сразу трое персонажей одновременно.
Позже эти сцены произвели неизгладимое впечатление на Стивена Спилберга. Посмотрев фильм «Москва – Кассиопея», кинематографист воскликнул: «Как это русским в начале 1970-х, когда еще не было компьютерной графики, удалось так мастерски снять невесомость?» Впоследствии он изучал по работам Викторова азы комбинированных съемок.
Футуристические костюмы и декорации
Впечатляющими оказались и декоративные решения в фильме. Даже спустя почти полвека интерьеры звездолета «Заря» выглядят достаточно стильно. Чего только стоит один отсек управления с автоматическими дверьми, множеством приборных панелей и (внимание!) сенсорными экранами.
Кстати, весь антураж межпланетного корабля собирали из устаревших или вышедших их строя настоящих космических приборов. Использованные в фильме тренажеры позаимствовали из запасников конструкторского бюро имени Королева и Звездного городка. Консультантом на съемках картины выступил космонавт, дважды Герой Советского Союза Георгий Береговой. В общем, подход у кинопостановщиков был самый основательный.
Футуристические костюмы, в которых юные герои покоряли просторы космоса, придумал художник Игорь Красулин. За основу он взял комбинезоны настоящих астронавтов. Серебристые комплекты отшили из экспериментального металлизированного нейлона. Такой гардероб выглядел эффектно на экране, но доставлял жуткий дискомфорт молодым артистам. Блестящая краска постоянно стиралась и сильно пачкала руки. В конце съемочных смен детям приходилось подолгу оттирать с ладоней серо-коричневые потеки.
Фантастический юмор

Когда Ричард Викторов пересматривал фантастические фильмы, он заметил, что ни в одном из них нет юмора. Герои таких картин путешествовали, спасали мир, исследовали другие планеты, но никогда не смеялись. Тогда советский режиссер решил разбавить серьезный жанр тонкой иронией и веселыми шутками. К сожалению, это новаторство не вызвало восторга у определенного круга публики.
Ленинградские фантасты, для которых был устроен специальный показ фильма, обрушились на режиссера с критикой. Они оценивали увиденное исключительно с точки зрения академиков и в итоге назвали детище Викторова издевательством над научной фантастикой. Тогда один лишь Борис Стругацкий с пониманием отнесся к абсурдной иронии автора.
Зато задумку режиссера с радостью приняли главные зрители – дети. Маленькие непоседы от души веселились, когда всезнающие роботы вдруг падали в обморок от задачи «А и Б сидели на трубе…», и с удивлением наблюдали, как механические создания забавно обмениваются головами.
Дидактические смыслы
Детское кино в СССР невозможно представить без нравоучительных подтекстов. И космическая дилогия Викторова – не исключение. Однако режиссер, который по первому образованию был преподавателем русского языка и литературы, умел находить особый подход к подрастающему поколению.
Он виртуозно общался с юной аудиторией через свои фильмы, создавая решительных и сильных героев. Они стремились открывать новые истины, проявлять энтузиазм, совершать научные прорывы, решать сложные инженерные задачи. При этом они все равно оставались подростками: влюблялись, соревновались между собой, шутили. На них невольно хотелось быть похожими.
Так талантливому режиссеру удавалось обходить ложный пафос и нарочитый морализм. Его кино выходило поучительным, но не нравоучительным. И это именно то, чего сегодня не хватает отечественному кинематографу.
Источник"Москва-Кассиопея" (1973) "Отроки во Вселенной" (1974) |
|
|
 |
Lavr4567
Стаж: 15 лет 4 мес.
Сообщений: 47
Ratio: 43.42
Поблагодарили: 58
100%
Откуда: Астана
|
Класное кино...раз 10 ходил смотреть и все ровессники были рады смотреть и обсуждать...Агапит ты уже большой,у тебя растут волосы... |
|
|
 |
atrowbalk
Стаж: 3 года 2 мес.
Сообщений: 303
Ratio: 9.482
0%
|
Разве Кубрик о чем-то спрашивал СССР? Что за странная привычка последних лет давать ответы на незаданные вопросы? Люди просто смотрели фильмы о своем, как они думали, скором будущем и мечтали. При чем тут Кубрик, о которов в СССР никто не слышал?
Добавлено спустя 2 минуты 23 секунды:
navigator_track
Кто же в той стране (в какой) давал ответ Кубрику? Если вы имеете в виду СССР, то СССР давал ответы на претензии Запада. Например, "наш ответ Чемберлену" был четким ответом врагу рабочих людей. Но приплетать сюда Кубрика... |
|
|
 |
flamasterr
Стаж: 16 лет 5 мес.
Сообщений: 409
Ratio: 2.211
Раздал: 1.785 TB
100%
Откуда: Оттуда
|
Надо не "ответы делать Стенли", а идти и развиваться далее, не останавливаться не догматизировать идеологию, но получилось как всегда: застряли, догматизировали марксизм, перестали развиваться и теперь имеем то что есть сейчас, вместо прогресса - регресс. Москва - Кассиопея это уже следствие движение "локомотива" по инерции. Считаю лучшей работой советской научной фантастики это " Люди как боги". "Сделать фантастический фильм для юных зрителей Ричарду Викторову поручили на студии имени Горького." Самое сейчас грустное, что студия имени Горького теперь духоскрепный телеканал спас. Вот вам и регресс. То что было написано и снято в фильме уже не ваше, вы не продолжатели тех идей которые заложили более 100 лет назад, люди! с философским восприятием мира. |
|
|
 |
dmitriy1975
Стаж: 14 лет 3 мес.
Сообщений: 1445
Ratio: 1.058
100%
Откуда: Moscow
|
Очень точно режиссер понимал, как важен юмор в фантастических фильмах. Именно этого последнее время в кино не хватает зарубежной фантастике и вообще фентези, даже легкой, отчего она становится сильно глупее. |
|
|
 |
atrowbalk
Стаж: 3 года 2 мес.
Сообщений: 303
Ratio: 9.482
0%
|
flamasterrСовершенно верно. Нужна идея. А ее как раз и нет. Причем, нет ее у всего Земного шара. Что движет массами? Примитивная жажда наживы для реализации примитивных желаний что-то сожрать и чета позырить "А чо такова? Кайфуем, брат". Вот и вся идеология. Как раз это и погубило цивилизацию планеты Варианы в продолжении "отроки во вселенной". Роботы вершители уже пришли. "Живи для себя". Знакомый лозунг? Вот это наше будуще. PS. А помните этих двух милашек? Мы дефектные и мы ваши друзья. На 1.17.20 если перемотать. Хехе |
|
|
 |
Optimus
Uploader 104+
Стаж: 12 лет 7 мес.
Сообщений: 7830
Ratio: 2966.073
Раздал: 361.5 TB
Поблагодарили: 494234
31.88%
Откуда: Красноярск
|
Да дребедень, что кубрик что это  |
_________________  |
|
 |
sukaopa
Стаж: 13 лет
Сообщений: 538
Ratio: 0.618
100%
Откуда: Солнечный город
|
atrowbalk Цитата: | При чем тут Кубрик, о которов в СССР никто не слышал? |
Н-у-у как не слышали? "Спартак" все смотрели. |
_________________ Ну во-первых, это красиво!
|
|
 |
atrowbalk
Стаж: 3 года 2 мес.
Сообщений: 303
Ratio: 9.482
0%
|
Керк Дуглас был куда ближе и роднее. |
|
|
 |
startseff
Стаж: 9 лет 11 мес.
Сообщений: 771
Ratio: 15.08
100%
|
Вот это крутая фантастика была по тем временам ... Добавлено спустя 1 минуту 52 секунды: Цитата: | Очень точно режиссер понимал, как важен юмор в фантастических фильмах. Именно этого последнее время в кино не хватает зарубежной фантастике |
И смешно было , даже очень ( это я опять про Фантомаса ) . |
|
|
 |
litly
Стаж: 11 лет
Сообщений: 27
Ratio: 21.963
1.61%
Откуда: Oulu
|
Да-да, "мы сделаем вас счастливыми" ... |
|
|
 |
golliaf82
Стаж: 12 лет 1 мес.
Сообщений: 312
Ratio: 2.977
0%
|
В настоящее время смотрим классику, а от современного кино, просто тошнит, или переключаешься на зарубежные произведения, которые сняты куда лучше и ни чего не раздражает... |
|
|
 |
GEV67
Стаж: 17 лет 4 мес.
Сообщений: 341
Ratio: 6.468
100%
|
Главное, что бы современные горе-кинематографисты не сделали ремейк на эти фильмы. |
|
|
 |
idenis86
Стаж: 3 года 3 мес.
Сообщений: 279
Ratio: 39.784
1.13%
|
Кир Булычёв - топ, а фильмы - лютое г... Даже по советским меркам. Я даже в детстве это не осилил, особенно после Чужого. |
|
|
 |
atrowbalk
Стаж: 3 года 2 мес.
Сообщений: 303
Ratio: 9.482
0%
|
idenis86
Чужой - это, конечно, шедевр. Космический корабль как старая рыболовецкая шхуна, где из вооружения только огнемет. Чужая форма жизни, которая легко совмещается с земной. На космическом корабле есть возможность увидеть работу лицехвата, но нет возможности увидеть заражение личинкой. Разумеется, на космическом корабле после контакта с чужой формой жизни и некоторого времени сношений с лицехватом нет повода вводить карантин. А что может случиться? Тащите его в жилой отсек и потом сажайте за общий стол. Мы против ограничения свободы в любом ее виде. И, конечно же, на космическом корабле достаточно пожрать для Чужого чтобы он из небольшого котенка вымахал в здоровенного лося. Причем, деликатесы вполне совместимы с системой пищеварения Чужого, а метаболизм последнего легко наращивает пару сотен кг за пару дней. Вот это настоящая научная фантастика. Куда уж до такого гениального шедевра «Москва – Кассиопея». Ведь тут даже никто не курит и волосню из трусов не показывает. Дикари-с... |
|
|
 |
Drukar
Стаж: 8 лет 3 мес.
Сообщений: 162
Ratio: 3.775
100%
|
Цитата: | Советский ответ Стенли Кубрику |
Наш ответ чемберлену  Фильм великолепен для того времени, даже сейчас такое не скучно посмотреть и кому-то даже поностальгировать. |
|
|
 |
|
|
|