Классический форум-трекер
canvas not supported
Нас вместе: 4 249 677


Совeтуeм установить VPN чтобы скрыть Ваш IP-адрес

Советский ответ Стенли Кубрику: пять причин пересмотреть фильм «Москва – Кассиопея»


Страницы:  1, 2, 3, 4  След. 
 
RSS
Начать новую тему   Ответить на тему    Торрент-трекер NNM-Club -> Форум Видео -> Пользователи NNM-Club рекомендуют!
Автор Сообщение
Maximus ®
Вольный стрелок
Uploader 100+
Стаж: 18 лет 4 мес.
Сообщений: 5599
Ratio: 25.234
Поблагодарили: 13346
100%
nnm-club.gif
      Культовое кино, ставшее революционным для своего времени. Первая советская фантастика для детей и хрестоматийный образец, включенный в программу киновузов. Всесоюзный хит и шедевр, получивший высокую оценку за рубежом. Приключенческая лента Ричарда Викторова вышла в прокат в 1974 году и сразу же собрала у экранов всех подростков страны. Пожалуй, это было самое громкое событие после полета Гагарина, приблизившее массовую аудиторию к теме космоса и звезд.

      pic

      Межгалактические перелеты, встречи с инопланетянами, роботы с искусственным интеллектом – для советской кинофантастики сюжеты картин Викторова казались чем-то запредельным. И хотя в наши дни знаменитая дилогия во многом уступает голливудским блокбастерам, она до сих пор смотрится актуально и любопытно. В материале раскроем пять причин, из-за которых стоит пересмотреть обе ленты.

      Идея на миллион

      Сделать фантастический фильм для юных зрителей Ричарду Викторову поручили на студии имени Горького. Руководство передало режиссеру готовый сценарий Авенира Зака и Исайи Кузнецова и попросило снять проходную космическую «сказку» – так сказать, для галочки. Однако талантливый кинематографист подошел к делу слишком ответственно. В считанные дни он пересмотрел все отечественные и зарубежные фильмы в этом жанре, спланировал работу над собственным проектом и понял, что ему придется бороться за более достойное финансирование для будущего шедевра.

      pic

      Переговоры с начальством длились почти год. В итоге Викторову выделили больше миллиона рублей. По тем временам это была беспрецедентная сумма для детского кино. Впрочем, позже в результате экономии бюджет сократили до 400 тысяч.

      Несмотря на это, сам проект разросся до двух полноценных фильмов. Объем отснятых материалов значительно превысил стандартный хронометраж советской ленты, так что из единого сценария вышла масштабная дилогия. Эта работа принесла Викторову большое признание в кинематографических кругах, а также две крупные награды – Государственную премию РСФСР им. братьев Васильевых и Государственную премию СССР.

      Советский ответ Стенли Кубрику

      Не секрет, что при создании своего детища советский режиссер Ричард Викторов вдохновлялся шедевром Стэнли Кубрика. Картина американского мастера «2001: Космическая одиссея» стала громким событием на Московском кинофестивале 1969 года. Таких визуальных эффектов мир еще не видел.

      Когда Викторов предложил художнику кино Валерию Павлотосу повторить трюк с невесомостью по примеру голливудских коллег, тот ответил отказом. Специалист не захотел копировать чужой опыт и придумал собственный вариант иллюзии «парящих» актеров. Добиться зрелищных кадров помогли определенные движения камеры и специальные декорации. В отличие от кубриковской «Одиссеи», в которой по стенам и потолку корабля ходит один человек, в «Кассиопее» Викторова «невесомость» испытывают на себе сразу трое персонажей одновременно.

      Позже эти сцены произвели неизгладимое впечатление на Стивена Спилберга. Посмотрев фильм «Москва – Кассиопея», кинематографист воскликнул: «Как это русским в начале 1970-х, когда еще не было компьютерной графики, удалось так мастерски снять невесомость?» Впоследствии он изучал по работам Викторова азы комбинированных съемок.

      Футуристические костюмы и декорации

      Впечатляющими оказались и декоративные решения в фильме. Даже спустя почти полвека интерьеры звездолета «Заря» выглядят достаточно стильно. Чего только стоит один отсек управления с автоматическими дверьми, множеством приборных панелей и (внимание!) сенсорными экранами.

      Кстати, весь антураж межпланетного корабля собирали из устаревших или вышедших их строя настоящих космических приборов. Использованные в фильме тренажеры позаимствовали из запасников конструкторского бюро имени Королева и Звездного городка. Консультантом на съемках картины выступил космонавт, дважды Герой Советского Союза Георгий Береговой. В общем, подход у кинопостановщиков был самый основательный.

      Футуристические костюмы, в которых юные герои покоряли просторы космоса, придумал художник Игорь Красулин. За основу он взял комбинезоны настоящих астронавтов. Серебристые комплекты отшили из экспериментального металлизированного нейлона. Такой гардероб выглядел эффектно на экране, но доставлял жуткий дискомфорт молодым артистам. Блестящая краска постоянно стиралась и сильно пачкала руки. В конце съемочных смен детям приходилось подолгу оттирать с ладоней серо-коричневые потеки.

      Фантастический юмор

      pic

      Когда Ричард Викторов пересматривал фантастические фильмы, он заметил, что ни в одном из них нет юмора. Герои таких картин путешествовали, спасали мир, исследовали другие планеты, но никогда не смеялись. Тогда советский режиссер решил разбавить серьезный жанр тонкой иронией и веселыми шутками. К сожалению, это новаторство не вызвало восторга у определенного круга публики.

      Ленинградские фантасты, для которых был устроен специальный показ фильма, обрушились на режиссера с критикой. Они оценивали увиденное исключительно с точки зрения академиков и в итоге назвали детище Викторова издевательством над научной фантастикой. Тогда один лишь Борис Стругацкий с пониманием отнесся к абсурдной иронии автора.

      Зато задумку режиссера с радостью приняли главные зрители – дети. Маленькие непоседы от души веселились, когда всезнающие роботы вдруг падали в обморок от задачи «А и Б сидели на трубе…», и с удивлением наблюдали, как механические создания забавно обмениваются головами.

      Дидактические смыслы

      Детское кино в СССР невозможно представить без нравоучительных подтекстов. И космическая дилогия Викторова – не исключение. Однако режиссер, который по первому образованию был преподавателем русского языка и литературы, умел находить особый подход к подрастающему поколению.

      Он виртуозно общался с юной аудиторией через свои фильмы, создавая решительных и сильных героев. Они стремились открывать новые истины, проявлять энтузиазм, совершать научные прорывы, решать сложные инженерные задачи. При этом они все равно оставались подростками: влюблялись, соревновались между собой, шутили. На них невольно хотелось быть похожими.

      Так талантливому режиссеру удавалось обходить ложный пафос и нарочитый морализм. Его кино выходило поучительным, но не нравоучительным. И это именно то, чего сегодня не хватает отечественному кинематографу.
Источник

"Москва-Кассиопея" (1973)
"Отроки во Вселенной" (1974)
bablzz
Стаж: 15 лет 11 мес.
Сообщений: 2327
Ratio: 9.406
Поблагодарили: 3
100%
Откуда: Искривлённое пространство
ussr.gif
Это мой самый любимый фильм! :клево: ❤️
zaithito
Стаж: 17 лет 2 мес.
Сообщений: 504
Ratio: 9.344
Поблагодарили: 4
2.14%
ussr.gif
Maximus писал(а): Перейти к сообщению
Ленинградские фантасты, для которых был устроен специальный показ фильма, обрушились на режиссера с критикой. Они оценивали увиденное исключительно с точки зрения академиков и в итоге назвали детище Викторова издевательством над научной фантастикой.


Пожалуй, поддержу ленинградцев. Смотрел это фильм в детстве, совершенно не будучи академиком. То есть именно тогда, когда, по задумке авторов, его и положено смотреть, но даже в том возрасте он казался мне каким-то фальшивым, что ли. Неумным и ненастоящим.

Хотелось того, во что можно верить. Некоего образа будущего, которое могло стать реальным. А нам подсовывали вот такое...
danrecords
Стаж: 13 лет 3 мес.
Сообщений: 6368
Ratio: 8.77
Поблагодарили: 4
100%
Откуда: Беларусь, Минск
belarus.gif
Великолепный фильм! Безусловно, он опередил то время...

_________________
Слушать попсу нельзя!
Рявкин
Предупреждений: 1
Стаж: 14 лет 4 мес.
Сообщений: 26040
Ratio: 11M
Поблагодарили: 2585
100%
Откуда: из-за горизонта
zaithito писал(а): Перейти к сообщению
Пожалуй, поддержу ленинградцев. Смотрел это фильм в детстве, совершенно не будучи академиком. То есть именно тогда, когда, по задумке авторов, его и положено смотреть, но даже в том возрасте он казался мне каким-то фальшивым, что ли. Неумным и ненастоящим.

а мне наоборот, именно в третьем классе (1984) мне фильм понравился!!
возможно из-за дефицита аполитичной фантастики, но понравился!
да и политикой в то время занимались только для галочки (можно и не вникать как ща пропускаешь рекламу мимо )

а сейчас именно то что вы говорите.. :убится ап стену:
Andy300
Стаж: 11 лет 3 мес.
Сообщений: 262
Ratio: 4.418
3.53%
Прямой ответ Стэнли Кубрику это все же "Солярис". И эстетикой оформления кадра и оригинальной философией. В обсуждаемой дилогии Викторова "след" Кубрика отсутствует. Он частично есть в "Через тернии...", но здесь - нет. "Кассиопея" и "Отроки" больше близки к фантастике Роберта Шекли, который был очень популярен в СССР..
messer20080
RG Всё лучшее - детям!
Стаж: 14 лет 11 мес.
Сообщений: 4431
Ratio: 28.954
Раздал: 76.55 TB
Поблагодарили: 145856
100%
Откуда: Измаил
ussr.gif
Не знаю, что там за ответ, но фильм великолепный!😁

_________________
Ай да Пушкин...!

pic
fibi768
Стаж: 12 лет 4 мес.
Сообщений: 1895
Ratio: 1.708
100%
Откуда: Киев
vietnam.gif
А я в то время читал книги. Да и сейчас предпочитаю.

Если же разобраться подробней, то в каждой стране свои традиции кинематографа и пытаться противопоставить фильмы одной страны против другой как лучшие, удел недалеких. Индийские фильмы про одно, советские про другое, французские имеют свой неповторимый шарм. Разве что из швейцарских помню только часы... ))

А уж предпочтения могут быть вообще какими угодно. Но на мой собственный вкус, американское кино в большей степени развлекательное. Советские же фильмы пытались воспитывать, нести светлое, мудрое, мораль. Обычно такие фильмы заставляют зрителя не просто развлекаться, а участвовать движениями души. Это не всем по нутру. Но и те и другие занимают свою нишу и необходимы.
Рявкин
Предупреждений: 1
Стаж: 14 лет 4 мес.
Сообщений: 26040
Ratio: 11M
Поблагодарили: 2585
100%
Откуда: из-за горизонта
Andy300 писал(а): Перейти к сообщению
Прямой ответ Стэнли Кубрику это все же "Солярис"

Это Лем... помню зачитывался дневниками Тихого ))
интересно, есть ли хоть какая то экранизация? хотя бы в мультиках как про "Алису" Булычёва.. (Можейко)

_________________
pic pic
MagiRus2005
Стаж: 13 лет 9 мес.
Сообщений: 679
Ratio: 1.83
100%
Откуда: Урал
ussr.gif
У старших пацанов из 60-х был Фантамас и Неуловимые мстители. У нас в 70-е были Отроки и, попозже, Пираты ХХ века. У восьмидесятников Алиса добавилась.
maldoror666
Предупреждений: 1
Стаж: 14 лет 8 мес.
Сообщений: 5025
Ratio: 19.109
100%
Andy300 писал(а): Перейти к сообщению
Прямой ответ Стэнли Кубрику это все же "Солярис". И эстетикой оформления кадра и оригинальной философией. В обсуждаемой дилогии Викторова "след" Кубрика отсутствует. Он частично есть в "Через тернии...", но здесь - нет. "Кассиопея" и "Отроки" больше близки к фантастике Роберта Шекли, который был очень популярен в СССР..
скрытый текст
+1. В точку.
Тоже удивился заголовку.
И даже Тарковского нельзя так называть - "прямым ответом". Кубрик есть Кубрик, Тарковский - безусловно Тарковский, а не какой то "ответ". Это слишком большие режиссеры, со своим видением, парадигмой, стилем, чтобы соревноваться и "мериться" чем-то там. Понравилась строчка по тексту "тот ответил отказом. Специалист не захотел копировать чужой опыт и придумал собственный вариант иллюзии", вот это достойно и правильно. Удивило:
Цитата:
Спилберга. Посмотрев фильм «Москва – Кассиопея», кинематографист воскликнул: «Как это русским в начале 1970-х, когда еще не было компьютерной графики, удалось так мастерски
Похоже на мифологию. Откуда Спилбергу в начале 70-х было известно понятие "компьютерная графика", да еще "мастерская"? ))) Или это его цитата была сделана много позже... Потому что хорошо помню журнал "Англия" времен СССР 70-х, где появилась первая статья про попытки рисовать на компьютере. Сохранил ее до сих пор, потому что тогда рисовал и новость голову снесла... с тех пор и не давала покоя, пока наконец собственный первый комп не появился...
Цитата:
Впоследствии он изучал по работам Викторова азы комбинированных съемок

Тоже странно. А что больше не было фильмов по которым Спилбергу эти комбинированные изучать? (включая наши советские фильмы, само собой). Да полно было мощных комбинационных разработок, начиная с Сергей Михалыча Эйзенштейна, в 20-30-х он на эту тему лекции даже по миру читал и книги писал...
Цитата:
талантливому режиссеру удавалось обходить ложный пафос и нарочитый морализм

Вот что сейчас было бы полезно преподавать в наших киноинституциях. Очень важный и полезный предмет. Потому что искусство кино начинается не со звездных понтов... Если оно искусство конечно.

Дидактические смыслы тож хорошо. Пройдет еще немного лет и подозреваю что там же найдут еще сакральные, этрусские, кабалистические, и еще бездну разных смыслов ... )))
Oslik18
Стаж: 14 лет 9 мес.
Сообщений: 157
Ratio: 4.769
10.64%
Откуда: Владивосток
russia.gif
по ссылкам на фильмы в конце статьи ничего не находится... у кого есть права - поправьте

 !  Примечание от Alone_Kedr:
Ссылки корректные.
скрытый текст
Рявкин
Предупреждений: 1
Стаж: 14 лет 4 мес.
Сообщений: 26040
Ratio: 11M
Поблагодарили: 2585
100%
Откуда: из-за горизонта
maldoror666 писал(а): Перейти к сообщению
Вот что сейчас было бы полезно преподавать в наших киноинституциях. Очень важный и полезный предмет. Потому что искусство кино начинается не со звездных понтов... Если оно искусство конечно.

что то слишком заумно..
очень важный и полезный предмет, который начать преподавать - это УЖЕ ПОЛИТИКА,
а искусство это ИМПРОВИЗАЦИЯ - то бишь всегда и всегда - САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

_________________
pic pic
Didier
ИгроКлуб, Uploader 100+
 

Online
Стаж: 18 лет 5 мес.
Сообщений: 627
Ratio: 72.733
100%
Откуда: Novosibirsk
ussr.gif
Andy300 писал(а): Перейти к сообщению
Прямой ответ Стэнли Кубрику это все же "Солярис". И эстетикой оформления кадра и оригинальной философией.


То что снял Тарковский - отврат никакого отношения не имеющий к оригинальной книге Лема. И об этом не раз говорил сам Лем.

Тарковский снял непонятное нечто, но с прекрасными актерами.
Рявкин
Предупреждений: 1
Стаж: 14 лет 4 мес.
Сообщений: 26040
Ratio: 11M
Поблагодарили: 2585
100%
Откуда: из-за горизонта
лично меня это устраивает.

_________________
pic pic
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Торрент-трекер NNM-Club -> Форум Видео -> Пользователи NNM-Club рекомендуют! Часовой пояс: GMT + 3
Страницы:  1, 2, 3, 4  След.
Страница 1 из 4
picpicpicpicpicpicpicpicpicpic
Загрузка...