Автор |
Сообщение |
Maximus ®
Вольный стрелок Uploader 100+
Стаж: 18 лет 4 мес.
Сообщений: 5599
Ratio: 25.234
Поблагодарили: 13346
100%
|
Культовое кино, ставшее революционным для своего времени. Первая советская фантастика для детей и хрестоматийный образец, включенный в программу киновузов. Всесоюзный хит и шедевр, получивший высокую оценку за рубежом. Приключенческая лента Ричарда Викторова вышла в прокат в 1974 году и сразу же собрала у экранов всех подростков страны. Пожалуй, это было самое громкое событие после полета Гагарина, приблизившее массовую аудиторию к теме космоса и звезд.

Межгалактические перелеты, встречи с инопланетянами, роботы с искусственным интеллектом – для советской кинофантастики сюжеты картин Викторова казались чем-то запредельным. И хотя в наши дни знаменитая дилогия во многом уступает голливудским блокбастерам, она до сих пор смотрится актуально и любопытно. В материале раскроем пять причин, из-за которых стоит пересмотреть обе ленты.
Идея на миллион
Сделать фантастический фильм для юных зрителей Ричарду Викторову поручили на студии имени Горького. Руководство передало режиссеру готовый сценарий Авенира Зака и Исайи Кузнецова и попросило снять проходную космическую «сказку» – так сказать, для галочки. Однако талантливый кинематографист подошел к делу слишком ответственно. В считанные дни он пересмотрел все отечественные и зарубежные фильмы в этом жанре, спланировал работу над собственным проектом и понял, что ему придется бороться за более достойное финансирование для будущего шедевра.

Переговоры с начальством длились почти год. В итоге Викторову выделили больше миллиона рублей. По тем временам это была беспрецедентная сумма для детского кино. Впрочем, позже в результате экономии бюджет сократили до 400 тысяч.
Несмотря на это, сам проект разросся до двух полноценных фильмов. Объем отснятых материалов значительно превысил стандартный хронометраж советской ленты, так что из единого сценария вышла масштабная дилогия. Эта работа принесла Викторову большое признание в кинематографических кругах, а также две крупные награды – Государственную премию РСФСР им. братьев Васильевых и Государственную премию СССР.
Советский ответ Стенли Кубрику
Не секрет, что при создании своего детища советский режиссер Ричард Викторов вдохновлялся шедевром Стэнли Кубрика. Картина американского мастера «2001: Космическая одиссея» стала громким событием на Московском кинофестивале 1969 года. Таких визуальных эффектов мир еще не видел.
Когда Викторов предложил художнику кино Валерию Павлотосу повторить трюк с невесомостью по примеру голливудских коллег, тот ответил отказом. Специалист не захотел копировать чужой опыт и придумал собственный вариант иллюзии «парящих» актеров. Добиться зрелищных кадров помогли определенные движения камеры и специальные декорации. В отличие от кубриковской «Одиссеи», в которой по стенам и потолку корабля ходит один человек, в «Кассиопее» Викторова «невесомость» испытывают на себе сразу трое персонажей одновременно.
Позже эти сцены произвели неизгладимое впечатление на Стивена Спилберга. Посмотрев фильм «Москва – Кассиопея», кинематографист воскликнул: «Как это русским в начале 1970-х, когда еще не было компьютерной графики, удалось так мастерски снять невесомость?» Впоследствии он изучал по работам Викторова азы комбинированных съемок.
Футуристические костюмы и декорации
Впечатляющими оказались и декоративные решения в фильме. Даже спустя почти полвека интерьеры звездолета «Заря» выглядят достаточно стильно. Чего только стоит один отсек управления с автоматическими дверьми, множеством приборных панелей и (внимание!) сенсорными экранами.
Кстати, весь антураж межпланетного корабля собирали из устаревших или вышедших их строя настоящих космических приборов. Использованные в фильме тренажеры позаимствовали из запасников конструкторского бюро имени Королева и Звездного городка. Консультантом на съемках картины выступил космонавт, дважды Герой Советского Союза Георгий Береговой. В общем, подход у кинопостановщиков был самый основательный.
Футуристические костюмы, в которых юные герои покоряли просторы космоса, придумал художник Игорь Красулин. За основу он взял комбинезоны настоящих астронавтов. Серебристые комплекты отшили из экспериментального металлизированного нейлона. Такой гардероб выглядел эффектно на экране, но доставлял жуткий дискомфорт молодым артистам. Блестящая краска постоянно стиралась и сильно пачкала руки. В конце съемочных смен детям приходилось подолгу оттирать с ладоней серо-коричневые потеки.
Фантастический юмор

Когда Ричард Викторов пересматривал фантастические фильмы, он заметил, что ни в одном из них нет юмора. Герои таких картин путешествовали, спасали мир, исследовали другие планеты, но никогда не смеялись. Тогда советский режиссер решил разбавить серьезный жанр тонкой иронией и веселыми шутками. К сожалению, это новаторство не вызвало восторга у определенного круга публики.
Ленинградские фантасты, для которых был устроен специальный показ фильма, обрушились на режиссера с критикой. Они оценивали увиденное исключительно с точки зрения академиков и в итоге назвали детище Викторова издевательством над научной фантастикой. Тогда один лишь Борис Стругацкий с пониманием отнесся к абсурдной иронии автора.
Зато задумку режиссера с радостью приняли главные зрители – дети. Маленькие непоседы от души веселились, когда всезнающие роботы вдруг падали в обморок от задачи «А и Б сидели на трубе…», и с удивлением наблюдали, как механические создания забавно обмениваются головами.
Дидактические смыслы
Детское кино в СССР невозможно представить без нравоучительных подтекстов. И космическая дилогия Викторова – не исключение. Однако режиссер, который по первому образованию был преподавателем русского языка и литературы, умел находить особый подход к подрастающему поколению.
Он виртуозно общался с юной аудиторией через свои фильмы, создавая решительных и сильных героев. Они стремились открывать новые истины, проявлять энтузиазм, совершать научные прорывы, решать сложные инженерные задачи. При этом они все равно оставались подростками: влюблялись, соревновались между собой, шутили. На них невольно хотелось быть похожими.
Так талантливому режиссеру удавалось обходить ложный пафос и нарочитый морализм. Его кино выходило поучительным, но не нравоучительным. И это именно то, чего сегодня не хватает отечественному кинематографу.
Источник"Москва-Кассиопея" (1973) "Отроки во Вселенной" (1974) |
|
|
 |
Рявкин
Предупреждений: 1
Стаж: 14 лет 4 мес.
Сообщений: 26040
Ratio: 11M
Поблагодарили: 2585
100%
Откуда: из-за горизонта
|
atrowbalk писал(а):  | Совершенно верно. Нужна идея. А ее как раз и нет. Причем, нет ее у всего Земного шара. Что движет массами? | твои личные фантазии?  -------------------------------------------------------- какая нафиг идея? повторю! Искусство это Импровизация и Самодеятельность!!! а ТАК НАЗЫВАЕМАЯ идея = ЗАКАЗ и это РЕЛИГИЯ и ПОЛИТИКА - вот вам и вся так сказать - "наука" ))) |
_________________  |
|
 |
Sinarh
Забанен
Стаж: 15 лет 5 мес.
Сообщений: 1166
Ratio: 0.795
79.81%
|
Для того времени это был - НЕПОВТОРИМЫЙ фантастический фильм, точнее фильмы, их два. Подобного просто не было. "Планета бурь" немного не то. Первый раз увидев его в детстве я на долгие годы запомнил что и МЫ можем снимать фантастику! Он даже сейчас смотрится более мене адекватным. И это по прошествии стольких лет! А так эти фильмы, особенно Отроки во Вселенной, был создан - для молодёжи. И это и правда: фантастика, приключения, и даже боевик. Увы Обитаемый остов и подобные до того уровня не дотягивают. Хотя и актёров таких что были, нет сейчас. |
_________________ Sumus ut sumus aut non sumus.
|
|
 |
FromChaose
Лауреат КТ
Стаж: 8 лет 3 мес.
Сообщений: 152
Ratio: 99.61
Поблагодарили: 1982
100%
Откуда: Moscow, Russia
|
Хороший детский фильм. С удовольствием смотрел и его, и Алису, и ... Терминатора2 и ЗВ... Спасибо автору новости, что напомнил про такое произведение!
Сцены более красочные и яркие, как по мне, у поделок Голливудских. А вот в будущем я бы лучше жил в том, которое в наших фильмах было.
p.s. Читал и читаю много фантастики. Уровень советской и "буржуйской" - разный. Наша массовая тяготела больше к "НФ", "буржуйская" - к "Детективу/Боевику/Вестерну/Порнухе в космосе". По большому счёту те же ЗВ - это "Космическое фэнтэзи", А "Терминатор" - просто боевик с элементами фантастики. ИМХО. Спорить ни скем не буду. И холиварить тоже )) К слову, чтобы не гнать "волну негатива" на США из "буржуйских" фильмов, близких по "духу" и "мотивации" - пожалуй оригинальный сериал "Звёздный Путь" (StarTrack), 1960х гг., если память не изменяет ))
p.p.s Наивность и цельность детских фильмов СССР - умиляет. К сожалению нынче другие герои для детишек. |
_________________  |
|
 |
flamasterr
Стаж: 16 лет 5 мес.
Сообщений: 409
Ratio: 2.211
Раздал: 1.785 TB
100%
Откуда: Оттуда
|
Рявкин писал(а):  | atrowbalk писал(а):  | Совершенно верно. Нужна идея. А ее как раз и нет. Причем, нет ее у всего Земного шара. Что движет массами? | твои личные фантазии?  -------------------------------------------------------- какая нафиг идея? повторю! Искусство это Импровизация и Самодеятельность!!! а ТАК НАЗЫВАЕМАЯ идея = это РЕЛИГИЯ и ПОЛИТИКА - вот вам и вся так сказать - "наука" ))) |
Идея это не религия и не политика, религия это производная от веры, то что ранее древний человек не мог объяснить логически его окружающий мир. Политика это производная экономики, не более. Ум рождает идею и идея есть всегда, стоит присмотреться к научной фантастике, как идею моделирования будущего. Как пример модели идеи "Искусственный разум / Artificial Intelligence: A.I" Искусственный разум / Artificial Intelligence: A.I. (2001) BDRip [H.264/1080p] и эта идея не утопическая для человека. |
|
|
 |
Рявкин
Предупреждений: 1
Стаж: 14 лет 4 мес.
Сообщений: 26040
Ratio: 11M
Поблагодарили: 2585
100%
Откуда: из-за горизонта
|
FromChaose писал(а):  | Хороший детский фильм. С удовольствием смотрел и его, и Алису, и ... Терминатора2 и ЗВ... Спасибо автору новости, что напомнил про такое произведение!
|
рад !!!  когда вижу адекватные комментарии Добавлено спустя 1 минуту 14 секунд:flamasterrидея это следствие - а не причина - так? а если идея причина - то это матрица ))) то вы программа (религиозная или политическая уже не важно) Добавлено спустя 8 минут 27 секунд:ещё раз повторю - идея это импровизация и самодеятельность разума!!! такое понятие вы называете искусство! а что тогда искусственный интеллект? ответ - это религия и политика - - то бишь ограничение самодеятельности и импровизации естественного!! - - вот например мы ща все под ИИ - но мечтаем о том что это фантастика )) |
_________________  |
|
 |
rex4537
Стаж: 11 лет 10 мес.
Сообщений: 120
Ratio: 1.001
0.16%
|
Фильм хоть и для подростков , но тема захвата власти машинами потом использовалась многими кинопроизводителями как и построение идеального будущего. |
|
|
 |
fjbfjb
Стаж: 14 лет 10 мес.
Сообщений: 843
Ratio: 37.424
100%
|
"Советский ответ Стенли Кубрику"???? - Это как сравнивать морковку с помидоркой, и та, и другая хороши, но в своём роде |
|
|
 |
Рявкин
Предупреждений: 1
Стаж: 14 лет 4 мес.
Сообщений: 26040
Ratio: 11M
Поблагодарили: 2585
100%
Откуда: из-за горизонта
|
fjbfjb писал(а):  | Это как сравнивать морковку с помидоркой |
я хочу борщ!!! ГДЕ СВЕКЛА? !!!! ЗА КАПУСТУ МОЛЧУ - УВЕРЕН ЧТО БУДЕТ! |
_________________  |
|
 |
atrowbalk
Стаж: 3 года 2 мес.
Сообщений: 303
Ratio: 9.482
0%
|
Рявкин писал(а):  | atrowbalk писал(а):  | Совершенно верно. Нужна идея. А ее как раз и нет. Причем, нет ее у всего Земного шара. Что движет массами? | твои личные фантазии?  -------------------------------------------------------- какая нафиг идея? повторю! Искусство это Импровизация и Самодеятельность!!! а ТАК НАЗЫВАЕМАЯ идея = ЗАКАЗ и это РЕЛИГИЯ и ПОЛИТИКА - вот вам и вся так сказать - "наука" ))) |
У любой жизни есть смысл. Разница между животным и человеком очень простая. У животного смысл жизни заложен изначально. А человек смысл свой жизни выбирает (и даже создает) сам. То, что ты мгновенно перешел на личности как раз и указывает на точное попадание в цель. В ином случае ты бы спокойно сказал, что у людей смысл жизни такой (или у такой-то страны смысл существования такой). Но этого нет. Ты сразу набросился "чоооооо, самый умный, дооооооооооо" и набросал несколько бессмысленных слов. Все от бессмысленности. И это всеобщая бедаю Вкусно жрать и сладко спать быстро надоедает. PS. Какой еще искусственный интеллект, когда с натуральным тотальный дефицит? |
|
|
 |
sentra
Стаж: 15 лет 10 мес.
Сообщений: 211
Ratio: 5.825
100%
|
Maximus писал(а):  | ... Чего только стоит один отсек управления с автоматическими дверьми, множеством приборных панелей и (внимание!) сенсорными экранами. Кстати, весь антураж межпланетного корабля собирали из устаревших или вышедших их строя настоящих космических приборов. ...... Футуристические костюмы, в которых юные герои покоряли просторы космоса, придумал художник Игорь Красулин. За основу он взял комбинезоны настоящих астронавтов.... Источник |
Текст пафосный, а писал его  Если весь антураж взяли из настоящих космических приборов, то откуда там сенсорные экраны? И почему в советском фильме берут комбинезоны астронавтов, т.е. американских покорителей космоса? В Советском Союзе и в современной России используется слово "космонавты". |
|
|
 |
Sinarh
Забанен
Стаж: 15 лет 5 мес.
Сообщений: 1166
Ratio: 0.795
79.81%
|
Не забывайте вы пишите мнение с позиции ДЕСЯТКОВ лет жизни. Причём дерьмовой куда больше чем в 70е. Да, колбаса была настоящая, и мороженка. И мама была не папой...
Если бы вам в юном возрасте показали такой фильм, и ваш мозг не изнасилован уже холивудом в трико, и повесточкой про супер баб, что бы вы испытали?
И скажите что это было бы плохо? |
_________________ Sumus ut sumus aut non sumus.
|
|
 |
Kirill_Mirolub94
Стаж: 2 года 1 мес.
Сообщений: 101
Ratio: 11.475
88.81%
|
Лучше Рокни О Бэнон крут, а этот фильм нет на мой взгляд в плане показа космических полетов. Добавлено спустя 1 минуту 46 секунд:Замятинский "Интеграл" напоминает. Не буду смотреть  |
|
|
 |
paramedik1
Uploader 100+
Стаж: 15 лет 5 мес.
Сообщений: 5136
Ratio: 141.513
Поблагодарили: 2905
100%
|
Без этого кадра статья никогда не станет полной.  |
|
|
 |
vg0damir
Стаж: 13 лет 3 мес.
Сообщений: 15
Ratio: 3.532
0.11%
|
Мда..... Стенли Кубрик и Звездные войны, вдохнавлялись Советской Кинофантастикой. Клушанцевым и прочими. ))) ужас сколько сведущих развелось. ))) |
|
|
 |
Auk_
Стаж: 13 лет 9 мес.
Сообщений: 152
Ratio: 6.495
14.5%
|
zaithito писал(а):  | Maximus писал(а):  | Ленинградские фантасты, для которых был устроен специальный показ фильма, обрушились на режиссера с критикой. Они оценивали увиденное исключительно с точки зрения академиков и в итоге назвали детище Викторова издевательством над научной фантастикой. |
Пожалуй, поддержу ленинградцев. Смотрел это фильм в детстве, совершенно не будучи академиком. То есть именно тогда, когда, по задумке авторов, его и положено смотреть, но даже в том возрасте он казался мне каким-то фальшивым, что ли. Неумным и ненастоящим. Хотелось того, во что можно верить. Некоего образа будущего, которое могло стать реальным. А нам подсовывали вот такое... |
Может статься - Ваш интеллект сильно выше среднего и Вы теперь стали академиком (ведь стали ?) А какой же фильм Вам кажется реалистичным ? для ориентира. |
|
|
 |
|
|
|