В феврале 2025 года министр промышленности России Антон Алиханов объявил о планах возобновить выпуск авиадвигателя ТВД 10Б для установки на биплан АН-2. Модернизация существующего парка АН-2 с помощью двигателя ТВД-10Б, позволит запустить восстановленные самолеты уже летом следующего года.

Турбовинтовой двигатель, известный как ТВД-10, был разработан в Омском моторостроительном конструкторском бюро (ОКБ-29) в середине 1960-х годов. Он был ярко представлен на различных международных выставках, а в 1969 году его активно демонстрировали на знаменитом авиасалоне в Париже – Ле-Бурже. В рамках этого события даже ближнемагистральный пассажирский самолет Бе-30, был оснащен данным двигателем. Бе-30 задумывался как альтернатива легендарному АН-2, однако серийное производство самолета было завершено уже в 1970 году, и всего было построено всего семь экземпляров.

Производство авиадвигателя ТВД-10 было прекращено в 1990-х годах. Но в Омске продолжался выпуск модернизированной версии – ТВД-10М, предназначенной для морских катеров на воздушной подушке, за что ОКБ-29 было удостоено награды IV степени. В Польше в период с 1984 по начало 1990-х годов также велось производство двигателя ТВД-10Б по советскому проекту. На замену ТВД-10Б должен прийти двигатель ВК-800, который сейчас разрабатывает Уральский завод гражданской авиации. Однако срок поставок двигателей неизвестен.
Теперь, спустя многие годы, Россия намерена возобновить производство этого авиадвигателя для его установки на АН-2, который по-прежнему активно используется в нашей стране. Он применяется для выполнения разнообразных сельскохозяйственных работ, а также для транспортировки как пассажиров, так и грузов. На сегодняшний день в России насчитывается около 1,5 тысячи таких бипланов.
За последние 25 лет предпринимались различные попытки создать современные самолеты в замену АН-2, однако, к сожалению, большинство этих проектов завершались только выпуском нескольких демонстрационных образцов. В 2024 году планировалось запустить серийное производство нового летательного аппарата ЛМС-901 «Байкал», разработанного Уральским заводом гражданской авиации совместно с Московским авиационным институтом. Тем не менее, в феврале 2025 года выяснилось, что у нового самолета имеются конструктивные недостатки, устранение которых может занять до пяти лет.
Поэтому в настоящее время принято решение сосредоточиться на модернизации существующего парка АН-2 путем установки нового турбовинтового двигателя ТВД-10Б, производство которого будет возобновлено. Ан-2 сейчас, это единственный способ повысить доступность Арктики, а также отдаленных регионов Сибири и Дальнего Востока. Временно принято решение закупить у Китая лицензионную копию Ан-2, самолёт Y-5DG, поставка произойдёт в Уральский регион.
Возможность восстановления парка Ан-2 есть как минимум на четырех площадках в России. Одна из них — авиамоторное предприятие «Мотор» в Омске, еще три — в структурах технического обслуживания и ремонта ДОСААФ. Учредитель «Мотора» Юрий Петров считает, что при наличии финансирования можно восстанавливать до 50 самолётов в год. Основной задачей является обеспечение запчастями и подготовка квалифицированных кадров для обслуживания модернизированных машин.
Источник