https://en.wikipedia.org/wiki/Clarence_"Gatemouth"_Brownhttps://www.allmusic.com/artist/clarence-gatemouth-brown-mn0000129547/discography/allhttps://www.alligator.com/artists/Clarence-Gatemouth-Brown/https://www.blues-sessions.com/clarencegatemouthbrown.phphttp://www.bluesnews.ru/musicians/musicians_119.htmlСтавшую сценическим псевдонимом кличку Браун, говорят, получил ещё в школе за болтливость. По другой версии (с которой сложно согласиться), за пронзительный голос, сравнимый со скрипом ворот.
Родился 18 апреля 1924 в Луизиане, вырос в г. Оранж, штат Техас. На скрипке и гитаре его научил играть отец, также мультиинструменталист, передавший сыну навыки исполнения различных стилей (за исключением блюза) - от кантри до французских песен и германских полек. КБ начал профессиональную карьеру барабанщиком в 21 год.
Прорыв в карьере КБ случился в 1947 году. Этот эпизод с оттенком мифа, однако он действительно имел место. Во время концерта в Хьюстоне легендарный T-Bone Walker приболел, КБ его заменил в последний момент. По другой версии, Ти-Бону сделалось нехорошо прямо на сцене, он уронил гитару посреди номера, КБ моментально оказался рядом, подхватил инструмент и заиграл буги-вуги. Аудитория оценила смелость и искусство музыканта: после 15-минутного сета с пола на сцене собрали около 600 долларов, которые бросали восторженные слушатели. Владелец клуба Дон Роби (Don Robey) предложил КБ постоянно выступать в заведении, впоследствии сделался его менеджером. КБ стал выступать в сопровождении свингового оркестра из 20 с лишним музыкантов. Вскоре он уже разъезжал с гастролями по южным штатам США.
В этот же срок в 1947 году КБ записал первую пластинку на фирме Alladin. Диск не имел успеха из-за плохой рекламы, хотя ныне имеет статус абсолютной классики. Обративший на это внимание Дон Роби лично взялся за раскрутку КБ, основал Peacock Recordings специально для выпуска пластинок КБ. На этом лэйбле в ближайшие годы КБ сделал порядка дюжины ритм-энд-блюзовых хитов. Впоследствии Peacock Recordings, благодаря успеху этих записей, выросла в крупную компанию звукозаписи, выпускавшую диски Джуниора Паркера, Бобби Блэнда и др.
В начале 60-х годов КБ переехал из Техаса в штат Теннеси и поселился в столице музыки 'кантри' городе Нэшвилле. На местном телевидении он регулярно принимал участие в музыкальном шоу 'The Beat'. В Нэшвилле Браун записал и выпустил ряд синглов в стиле кантри.
В конце 60-х КБ ненадолго оставил музыку, переехал в Нью-Мехико, даже сделался там заместителем шерифа.
Перерыв в музыкальной карьере длился недолго. Из Европы поступило предложение о гастролях. В 1971 году Браун впервые приехал с концертным туром во Францию. В 70-е годы он был на старом континенте с концертами полтора десятка раз, в том числе в 1979 побывал в СССР, выпустил в Европе 9 альбомов (потом компиляция из этих дисков вышла на фирме Alligator Records - 'Pressure Cooker', она номинировалась на Grammy в 1986).
Исход десятилетия ознаменовался возвращением КБ в родные пенаты. В конце 70-х КБ перебрался в Новый Орлеан, он подписывает контракт с Real Records и выпускает в США после долгого перерыва альбом 'Blackjack' (1978). Он вновь начинает появляться на ТВ, в частности на PBS-TV в сериале 'Austin City Limits'.
В 1982 КБ получает премию Grammy за пластинку 'Alright Again!'. Артист регулярно становился лауреатом престижной премии У. Хэнди - восемь раз!
В течение 80-х КБ плодотворно работал с компанией Rounder. Rounder переиздала в 1990 'The Original Peacock Recordings', которые многие критики считаю лучшими записями КБ, хотя и последовавшие на Alligator Records релизы также относятся к таковым.
Во второй половине 90-х выпускает альбомы на фирме Verve, демонстрирующие разнообразие талантов КБ в джазовом варианте ритм-энд-блюза, с привлечением свинговых духовых секций.
'A Long Way Home' представил КБ в более жестком варианте блюза, он записывался с участием ряда знаменитостей, включая Эрика Клэптона. Диск при всех его достоинствах американская критика подвергла суровой критике - за безпринципность в угоду успеху.
'Back to Bogalusa' (Blue Thumb Records) стал первым и необычным обращение к луизианской стилистике. К тому времени 77-летний КБ поселился в 30-ти милях от Нового Орлеана, в доме на болотистой протоке, построенном на сваях. 'Здесь я могу ловить рыбу прямо с террасы, аллигаторы меня не беспокоят - ведь и я их не трогаю', - сказал музыкант в одном из интервью. Диск записывался в студии, расположенной в местечке Бугалуза (там работали знаменитости от Louis Prima до Blues Traveler), где КБ делал записи в середине 70-х для французского лейбла Barclay.
Clarence ' Gatemouth ' Brown умер в городе Orange, штат Техас, в доме своего брата, где он временно жил, вынужденный покинуть свой дом в Луизиане из-за урагана 'Катрина'. Музыкант ушел из жизни 10 сентября 2005 в возрасте 81 года, сообщило агентство Associated Press. Браун, был безнадёжно болен раком легких.