eparh писал(а): |
соборных постановлений не встречал, да и нет их видимо... скорее это относится к традициям Церкви, ее пониманию и отношению к святости... и варьируется от принадлежности к той или иной конфессии... в православии принято изображать не прижизненные портреты, а лики смотрящих на нас свыше... |
Хорошо.
Главный труд освящающий взгляд православных христиан на икону написан св. Иоанном Дамаскиным и называется "Три защитительных слова против порицающих святые иконы". Конкретно нас интересует Третье слово, читаем:
XII ч.: "...Апостолы телесным образом видели Христа, и Его страдания, и чудеса и слышали Его слова... Так и через посредство иконной живописи мы созерцаем изображение телесного Его вида, и чудес, и страданий Его, и освящаемся, и вполне удовлетворяемся, и радуемся, и считаем себя счастливыми; и благоговеем, и почитаем, и поклоняемся телесному Его образу".
XVI ч.: "Икона [или изображение], без сомнения, есть подобие, и образец, и оттиск чего-либо, показывающий собою то, что изображается. Но, во всяком случае, изображение не во всех отношениях подобно первообразу [то есть изображаемому лицу или предмету], ибо иное есть изображение и другое – то, что изображается".
Думаю этого должно хватить.
И так, мы видим что святой Дамаскин не утверждает что православная икона обязательно должна быть "живоподобной", но изображать нечто внутреннее, сокрытое, посредством языка иконописи. Но при этом во Втором слове он пишет:
V ч.: "Ибо если бы мы делали изображение невидимого Бога, то действительно погрешали бы, потому что невозможно, чтобы было изображено бестелесное, и невидимое, и неописуемое, и не имеющее формы... Но мы не делаем ничего из этого. Ибо после того, как Бог, по неизреченной Своей благости, воплотившись, «явился на Земле и обращался между людьми» (Вар.3:38), и воспринял природу, и величину, и образ, и цвет плоти, мы, делая Его изображение, не погрешаем".
Таким образом я как минимум вижу неверно Вами подобранные слова - "изображаются духовные тела". В православной иконе не изображаются "духовные тела" (может только кроме ангелов или бесов, а так же душ, как например на иконе Успения), а вполне себе плотские, физические. Допусти если порассуждать, то я не могу себе представить икону где Спаситель весит на кресте "духовным телом" или икона св. Николая Чудотворца, - может он и не имел епископский сан и одежда та действительно выдумка, но тело его вполне себе материальное.