Классический форум-трекер
canvas not supported
Нас вместе: 4 249 100


Совeтуeм установить VPN чтобы скрыть Ваш IP-адрес

Женщина из СССР дослужилась до капитана и провела корабль через арктические льды. Как ей удалось спасти экипаж?


 
 
RSS
Начать новую тему   Ответить на тему    Торрент-трекер NNM-Club -> Поговорим -> А знаете ли вы..
Автор Сообщение
Maximus ®
Вольный стрелок
Uploader 100+

Online
Стаж: 18 лет 4 мес.
Сообщений: 5575
Ratio: 25.234
Поблагодарили: 13346
100%
nnm-club.gif
В Советском Союзе время от времени пропагандировались равные права. В том числе и на море. В кино взрослый дядя говорил девочке, стесняющейся, что она — не мальчик и для моряков не годится: «Девочки тоже могут быть капитанами». Выходили фильмы с девушками-моряками. Но на деле женщин-капитанов дальнего плавания в СССР было совсем немного. Первой и в Союзе, и в мире стала Анна Щетинина.

Имя Щетининой прогремело по всему свету в 1935 году. Газеты взорвались сенсацией: «Молодая советская женщина провела корабль сквозь полярные льды!». Анне Ивановне было только двадцать семь лет, и она прошла на судне под названием «Чавыча» от Гамбурга до Камчатки по арктическим водам. Всё «полярное» тогда публику волновало чрезвычайно, а тут ещё и первая капитан-женщина во льдах и — рекорд по срокам перехода.

Всего годом позже ту же «Чавычу» затёрло льдами, и на капитанском мостике снова была Щетинина. Одиннадцать дней экипаж под её руководством боролся за спасение парохода и своих жизней — и выдрался изо льдов. На почти невредимом пароходе.

На берегу океана
Анна Щетинина родилась на станции, которая называлась Океанская, возле Владивостока. В одну сторону от береговой линии шли сопки, в другую — волны Тихого океана. Тогда и речи идти не могло о женщине на капитанском мостике.

Но в ревущие двадцатые в советские ВУЗы и училища принимали, не глядя на пол. Закончив школу, она рискнула подать документы во Владивостокский морской техникум. И именно на судоводительское отделение: конкурс — пять человек на место. И её приняли. Предупредили, что работа физически трудна и что место есть только в одной комнате с мальчиками из группы. В техникуме практика проходила на кораблях. Анне довелось побыть в шкуре матроса.

Давили жёстче, чем на мужчин. Давали самые тяжёлые задания, послаблений не было ни в чём. Аня понимала, что наверняка от неё ожидают провала, слабости. Оценки за практику, между тем, получала самые лучшие: буквально все на судне проникались уважением перед такой волей и такой гордостью. А вот две сокурсницы не выдержали давления, ушли. Хотя, надо сказать, из тридцати девяти парней только семнадцать дошли до конца обучения.



После окончания техникума путь от матроса до старпома Щетинина прошла за пять лет: необычайно стремительная карьера для того времени. Ну что же, по крайней мере, начальство всегда было с ней справедливо: требования выдвигались выше, чем к парням, зато и награда за такие сверхнагрузки не заставляла себя ждать. Так к 1935 году Щетинина заработала себе на флоте имя и право стать капитаном. «Чавыча» была её первым кораблём как капитана, и сразу — экстремально трудный маршрут.

Но спустя три года её, однако, сняли с капитанского мостика. Владивостоку требовалось создать рыбный порт с нуля. Молодость, энергия, ум, авторитет и умение договариваться — всё это вместе требовалось в одном человеке, начальнике порта. Выбрали Щетинину.

Задержку на берегу Анна Ивановна использовала по полной. Она не только поставила работу порта, но и за два с половиной года закончила четыре курса в Ленинградском институте инженеров водного транспорта и... Бросила. Не в характере Щетининой, казалось, было бросать, но на сессии в Ленинграде она узнала, что готовится масштабная переброска судов на Дальний Восток. В июне 1941 года Анна Ивановна приняла как капитан в Лиепаи пароход. 21 июня она вошла на нём в Ленинград; дальше путь лежал на Дальний Восток, но... Началась вoйна.

Женщина на борту — к везению
Пароход срочно передали ВМФ. Щетинину поставили на старенький пароход «Сауле» (то есть «Солнце» по‑литовски), которому перевалило уже за полвека. Во время военного конфликта Щетинина на своём «старичке» перевозила солдат, патроны, снаряды, уголь и топливо. Такие кораблики регулярно обстреливались немцами, немало их было спущено на дно. Но Щетининой удавалось выйти живой и с кораблём.

28 августа 1941 года Анна Ивановна должна была участвовать в массовой эвакуации из Таллина. Из города вышел караван в 225 кораблей. Они держали путь на Кронштадт, и эти корабли, во многом такие же «старички», как у Щетининой, ожесточённо бомбили немцы. В Кронштадт дошло 163 судна, погибло больше десяти тысяч человек. Гибель людей в Таллинском переходе стала самой крупной морской катастрофой в истории.



Но «Сауле» подбили ещё по пути в Таллин. Щетининой удалось посадить его на мель. На протяжении нескольких суток экипаж отбивался от обстреливающих кораблик самолётов. Половина отбивалась — и половина ремонтировала своё «Солнце». В Таллин было уже не пробиться, и Щетинина вернулась в Кронштадт. Оттуда её тут же перебросили на Дальний Восток. Задание было необычное: надо было отвезти на ремонт её старое судно «Карл Либкнехт».

Странность была в том, что ремонтировать его должны были ни много, ни мало, в Канаде, а дотуда было надо дойти по Тихому океану на протекающем, разваливающемся пароходе. Канадцы при виде «пациента» развели было руками, но женщина-капитан и проделанный ею на таком корыте путь впечатлили их, и они, как говорила потом Щетинина, приделали к старой трубе фактически новый пароход.

До конца вoйны Анна Ивановна курсировала от Владивостока к Канаде и США и обратно, правда, уже на другом пароходе. Она перевозила военные припасы и снаряжение от союзников. Официально в Тихом океане советским кораблям было безопасно: Япония не объявляла СССР вoйну. Но на деле подлодки японцев, когда была возможность, советские судна топили так же, как американские. Как говорится, потому что могли.

Пароход был американский, длинный, новый, но построенный без учёта необходимости особенной прочности вдоль. Такие пароходы в сильные шторма буквально разламывались пополам. Щетининой довелось снимать с расколовшегося парохода «Валерий Чкалов» экипаж. Пароход Анны Ивановны тоже раз разошёлся посередине — в пятистах милях от берега, но экипажу удалось скрепить расходящиеся половины бортов «на живую нитку». Судно удалось довести до бухты Акутан. После таких приключений любой, кто вспоминал при моряках Щетининой про то, что женщина на борту — к несчастью, был бы осмеян. Анна Ивановна определённо родилась с огромным запасом удачи и щедро делилась им со своими кораблями.

Славу первой в мире женщины-капитана дальнего плавания активно использовали в интересах советской дипломатии. Едва сойдя на берег, Щетинина, толком не отдохнув, должна была привести себя в «светский» вид и посещать приёмы и другие мероприятия. Там она фактически проводила переговоры с важными американскими флотскими чиновниками.



Мирные годы
После Второй мировой Щетинина закончила, наконец, институт и ходила по Балтике. Однажды у неё подобрался почти полностью женский экипаж, и шведский лоцман, которому довелось работать с их кораблём, сначала не на шутку испугался. В лицо шведу, конечно, женщины смеяться не стали, но персонажем флотских анекдотов в Советском Союзе он стал надолго.

После сорока на Щетинину посыпались одна за другой тяжёлые проблемы. Анна Ивановна потеряла мать, мужа, была понижена в должности за аварию в тяжёлых метеоусловиях (посадила пароход на мель). Она согласилась на должность преподавателя в том самом ВУЗе, который когда-то закончила сама.

В пятьдесят лет Щетинина перевелась в ВУЗ на Дальнем Востоке: потянуло на родину. Готовила десятками капитанов, возглавила Приморский филиал Географического общества СССР и стала активной участницей Комитета советских женщин. Несколько раз её, живую легенду, избирали депутатом. Заочно стала членом (единственной женщиной) в австралийском клубе капитанов и почётным членом Международной федерации ассоциаций морских капитанов. Анна Щетинина прожила долгую жизнь и умерла в 1999 году. После неё остались множество учебников, пособий и, конечно, несколько автобиографических книг: ей было, что рассказать миру о своей жизни.

Источник
IVAN-IVAN
 
Стаж: 17 лет 6 мес.
Сообщений: 298
Ratio: 176.464
100%
ussr.gif
Спасибо! Замечательная статья!
zz13
Стаж: 13 лет
Сообщений: 2559
Ratio: 3.805
30.55%
в ссср вообще не нужна была пропаганда равенства, она была изначально и существовала всегда на руси. мужчины и женщины всегда вкалывали на равных, главным были способности человека, а не его пол или цвет кожи. просто каждый выполнял ту работу, которая у него получалась лучше всего, отсюда возникло естественное разделение по профессиям, в которых одно делали лучше мужчины, а другое женщины и никто не орал про равенство, всё было абсолютно естественно и основано на способностях и только. никто не поставит бездаря управлять сложной техникой независимо от его пола и цвета кожи, это самоубийство.
nisoler
Стаж: 14 лет
Сообщений: 26
Ratio: 1.712
0.16%
belarus.gif
На таких людях держится мир.
alex12nnm
Только чтение
Стаж: 12 лет 6 мес.
Сообщений: 1997
Ratio: 0.425
100%
ussr.gif
zz13 писал(а): Перейти к сообщению
в ссср вообще не нужна была пропаганда равенства, она была изначально и существовала всегда на руси
Кому хороша, а кому не шиша.
зы- До Революции в Европе был такой термин "русские путешественники". Это такие дворянцы, помещики, купчины, которые кутили по всей Европе со стрижеными, играли в монте-карлах, покупали всякие безделушки и тд., а если когда и приезжали в РИ, то ежели вдрыск проиграются, да чтоб шороху навести, для повышения дохода со смердов да холопов. Во где равноправие то.
fibi768
Стаж: 12 лет 4 мес.
Сообщений: 1895
Ratio: 1.708
100%
Откуда: Киев
vietnam.gif
Советские женщины были самые передовые в мире!

Ведь счастье человеческое состоит не в абсолютном равенстве, не в абсолютной свободе, творить что вздумается - а в свободе развивать ценные личные качества, в свободе выбора заниматься любимым делом, свободе от жадности и мещанства...

Нафига этот феминизм если в большинстве женщинам нравится заниматься своими женскими делами, если глава семьи это мужчина, но ни кто не отнимает права женщины сверлить мужику мозг! )) Все уравновешенно и так.

Хамства только меньше бы, больше вежливости, такта, уважения. И феминизм поедет на свалку.

Американцы представили нового прессекретаря би плюс альфа негра, подают как какое-то чудо.

А Валентина Терешкоова лётчик-космонавт, первая в мире женщина-космонавт, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации. Депутат Верховного Совета СССР VII—XI созывов, член Президиума Верховного Совета СССР, действующий депутат госдумы

смеется глядя на нее. ))
vkdep
Только чтение
Стаж: 15 лет 9 мес.
Сообщений: 221
Ratio: 4.587
9.29%
ukraine.gif
А сейчас русские женщины мечтают только о конкурсе красоты...

_________________
Глупец тот , кто прикрывает свое полное ничтожество заслугами своих предков ( Генрих Гейне )
paramedik1
Uploader 100+
 
Стаж: 15 лет 5 мес.
Сообщений: 5129
Ratio: 141.168
Поблагодарили: 2905
100%
ussr.gif
osman_if писал(а): Перейти к сообщению
были дутые заслуги на основании придуманных историй. Как, к примеру, с Терешковой.

Опа. Посадить вас на верхушку 30 метровой трубы залитой топливом и сказать "поехали". Она летала в космос тогда, когда это еще не было рядовым и относительно безопасным событием.

Добавлено спустя 8 минут 9 секунд:

vkdep писал(а): Перейти к сообщению
А сейчас русские женщины мечтают только о конкурсе красоты...

Тогда уж российские. А она по национальности татарка. В Крыму живет.
Water Melon
Стаж: 10 лет 6 мес.
Сообщений: 472
Ratio: 19.453
83.18%
и ведь до сегодняшнего дня о ней никто не знал...
SquallLeonhart
Стаж: 14 лет 7 мес.
Сообщений: 2709
Ratio: 120.529
Раздал: 52.35 TB
Поблагодарили: 1711
100%
Откуда: Final Fantasy
pirates.png
alex12nnm писал(а): Перейти к сообщению
zz13 писал(а): Перейти к сообщению
в ссср вообще не нужна была пропаганда равенства, она была изначально и существовала всегда на руси
Кому хороша, а кому не шиша.
зы- До Революции в Европе был такой термин "русские путешественники". Это такие дворянцы, помещики, купчины, которые кутили по всей Европе со стрижеными, играли в монте-карлах, покупали всякие безделушки и тд., а если когда и приезжали в РИ, то ежели вдрыск проиграются, да чтоб шороху навести, для повышения дохода со смердов да холопов. Во где равноправие то.
ещё можно про времена мамонтов вспомнить и чивои тогда творили человеки при этом взяв отдельно будущую территорию России :D Вы это к чему вообще написали я понять не могу? Я уж не спрашиваю откуда такая инфа взялась и что обозначает РИ?! =)

_________________
Не буди лихо... пока оно тихо!
zz13
Стаж: 13 лет
Сообщений: 2559
Ratio: 3.805
30.55%
РИ - это Российская Империя и запад боится до усрачки её возрождения, пытаясь её стереть с лица земли уже почти тысячу лет и сейчас новую попытку предприняли, ведь если она возродится, то паразитический запад исчезнет с лица земли навсегда. а он именно паразитический, десяток стран возомнивший себя центром вселенной паразитируют на всех остальных 180 странах и 7 миллиардах населения планеты, выкачивая из них все ресурсы ради собственного благополучия. одна америка потребляет 60% всех производимых на планете ресурсов, производя лишь 15% всех планетарных товаров.
NFN001
Стаж: 11 лет 6 мес.
Сообщений: 31
Ratio: 3.664
0.7%
Она пока старпом. На Арктике. Будет и капитаном. Диана Киджи
gaserg333
Стаж: 11 лет 1 мес.
Сообщений: 65
Ratio: 2.186
0.15%
Щетинина где то в конце 60 работала во Владивостоке (ДВМП) КАПИТАНОМ - у меня отец с ней старпомом ходил (на "Орехове" вроде, насколько я помню). Фильм тогда о ней снимали, он рассказывал. Якорь раз пять для киношников отдавал :).

...на Океанской Тихий Океан сложно увидеть :). Это Амурский залив, который в свою очередь в Японском море :).
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Торрент-трекер NNM-Club -> Поговорим -> А знаете ли вы.. Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1