Благодаря более дешевым запускам ракет и новым недорогим спутникам космос стал доступнее, чем когда-либо прежде. И, естественно, где есть новые технологии — там есть и маркетологи, пытающиеся эти технологии использовать. Как сейчас весь Интернет живет на рекламе, так и будущие космические программы могут спонсироваться за счет показа логотипов именитых брендов в ночном небе.
Предполагается, что космическая реклама сможет использовать сверхмалые спутники,
кубсаты, оснащенные отражающими Солнце парусами, в виде отдельных пикселей. Совместно они будут создавать гигантскую рекламу, которая будет видна с Земли невооруженным глазом. Причем стоить это будет довольно недорого — дешевле, чем современные рекламные акции с привлечением больших знаменитостей. По крайней мере, так считает одна группа российских исследователей, недавно изучившая всю специфику.
КубсатПо мнению ученых из Сколковского института науки и технологий (Сколтех) и Московского физико-технического института (МФТИ), космическая реклама будет стоить существенных денег, и позволить её себе смогут немногие компании. Но она всё-таки не будет чересчур дорогой, и в итоге сможет приносить огромную прибыль, а её «эксклюзивность» и стоимость как раз поможет компаниям не затмевать друг друга в небе, и оставить более чем достаточно свободного пространства для каждого.
«Каким бы нереалистичным это ни казалось сейчас, здесь мы показываем, что космическая реклама на основе 50 или более малых спутников, летающих строем, является экономически выгодной», —
пишут Шамиль Биктимиров, Глеб Белый и Дмитрий в международном научном журнале Aerospace.
Основной фактор, из-за которого космическая реклама становится выгодной, — снижение стоимости запусков ракет у SpaceX и недорогие спутники кубсаты, которые весят килограмм или меньше, но при этом могут быть гораздо ярче звезд в небе. Запуск одного такого кубсата на орбиту сейчас обходится в $60 000, и если их будет несколько десятков, такая спутниковая группировка уже становится видна с Земли.
Сейчас кубсаты в основном используются университетами, школами и небольшими группами ученых — чтобы проводить частные эксперименты в условиях микрогравитации. Но ничего не мешает установить на них светоотражающий материал, и сделать их яркими пикселями на «мониторе» ночного неба. По подсчетам российских исследователей, достаточно будет пятидесяти небольших спутников. Это всего около $3 млн. Для сравнения, слот для 30-секундного ролика на Super Bowl
стоит $9 млн. А съемка
вот этой рекламы 2004 года c Николь Кидман в главной роли обошлась Chanel в $33 млн.
По расчетам, космическая реклама обойдется не сильно дороже. Даже если учесть ряд непредвиденных обстоятельств, необходимость оплаты запуска ракеты, найма новой команды, оплату разработки схемы развертывающегося материала, тестирование процесса, покупку всех лицензий и так далее, стоимость такой самой первой рекламы не должна превысить $65 млн (а скорее всего — на порядок ниже). Здесь учитывается, что на каждом из пятидесяти спутников будет стоять рефлектор площадью по 32 квадратных метра — самый большой из когда-либо успешно развернутых на кубсатах. Вся процедура займет от одного до трех месяцев, а потом останется только следить за этой спутниковой группировкой.
Команда также оценила потенциальный доход, который может быть получен от одного из таких «объявлений». Поскольку для отражения космической рекламы требуется немного солнечного света, а для того, чтобы её можно было увидеть с Земли, нужно достаточно темное небо, заметнее всего она будет на рассвете и на закате. Соответственно, было бы разумно, если бы спутниковые формации путешествовали вместе с Солнцем, постоянно оставаясь в этой зоне.
Исследователи просчитали возможный оптимальный путь группировки, предполагая, что она будет пролетать над городами, отображая рекламу над каждым в течение минуты с небольшим, а потом переместится в следующее место. И оценили, сколько реклама с таким охватом обычно может стоить, в том числе на бигбордах.
Шамиль Биктимиров, один из авторов исследования:
Расчетная оценка доходов от подобной конфигурации основана на стандартных расходах на наружную рекламу, населении городов и факторах, которые ограничивают количество людей, замечающих космическую рекламу: облачность, холодная погода, которая заставляет людей оставаться дома, и демографический состав города.Основываясь на всех этих оценках, ученые определили, что космическая реклама на кубсатах может приносить доход до 2 миллионов долларов в день. Этого значит, что она окупит себя примерно за месяц. И это при расчетах, что запуск рекламы обойдется в $65 млн, то есть в самом крайнем случае. На самом деле это может стоить гораздо дешевле. Например, российский стартап Avant Space, опосредованно связанный с этими исследователями (тоже резидент Сколково)
предлагает запустить космическую рекламу за $10 млн.
Главный плюс здесь в том, что постоянные затраты будут сравнительно невысокие. Для того, чтобы система работала, достаточно наличия солнечного света. При этом теоретический охват — вся территория земного шара. Что будет особенно актуально именно для богатых транснациональных компаний, которые не сосредотачивают свои пиар-усилия в пределах одной страны.
Скажем, в центральной Африке даже самую дорогую интернет-рекламу «Кока-Колы» не увидит никто, и на далеких островах Полинезии бигбордов не установишь, там и дорог почти нет. А тут — как только продукт появится на прилавках, все уже будут с ним отлично и давно знакомы. А «узнаваемость» и «знакомость» бренда — это, собственно, всё, ради чего подобные широкие кампании и проводятся.
Дистопия? В то же время перспективность и экономическая обоснованность такой идеи нравится далеко не всем. Например, все астрономы — однозначно выступают за чистоту и неизменность нашего ночного неба. Постоянно попадающие в кадр искусственные конструкции могут создать много новых проблем при изучении далеких галактик и звезд. Тот же Starlink уже
заметно вредит астрономии. Таймлапс ночного неба в США постоянно пронизывается мириадами спутников.
Если каждый крупный бренд на планете выведет в космос свою группировку, работать ученым станет гораздо сложнее. И, вероятно, изучение космоса человечеством — это более важная задача, чем массовый показ рекламы в небе 24/7. Например, только так можно засечь астероиды, которые находятся на траектории столкновения с Землей.
Конни Уокер из NOIRLab, Национального центра США по наземной, оптической и инфракрасной астрономии,
рассказывала BBC News ещё в феврале:
Количество искусственных спутников продолжает расти, и астрономия сейчас сталкивается с переломным моментом. Количество помех увеличивается, и мы теряем много научных данных.
К концу десятилетия больше 5000 спутников будут находиться над горизонтом обсерватории в любой момент времени. Многие из них будут освещены Солнцем. Такие спутники обнаруживаются даже самыми простыми оптическими или инфракрасными телескопами, в зависимости от времени дня и времени года. Это сотни или тысячи помех на каждом снимке.Это сейчас один из главных аргументов, который может помешать крупным брендам «влиться» в космическую рекламу. Никто не хочет прослыть главным «засорителем» орбиты и врагом астрономии. Но в то же время, если верить российским исследователям, новый формат может оказаться очень выгодным, а финансы не врут. Почти наверняка, если цены на пуски не вырастут, со временем какая-то компания решит разместить свой рекламный щит в космосе. И если они заработают на этом много денег, получат много пиара, и их не засудят, космическая реклама может начать заполонять небо над нашей головой, особенно в сумерках и на рассвете.
Источник