Автор |
Сообщение |
Maximus ®
Вольный стрелок Uploader 100+
Стаж: 18 лет 2 мес.
Сообщений: 5498
Ratio: 25.234
Поблагодарили: 13340
100%
|
В России возобновились летные испытания нового гражданского авиалайнера — регионального турбовинтового самолета Ил-114-300. Почему скорейший вывод на линии этой машины столь важен для нашей страны, в чем были сложности с ее созданием и как они в итоге были преодолены? 31 марта стало известно о том, что Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) возобновила программу летных испытаний Ил-114-300, в рамках которой второй опытный самолет совершил первый полет с аэродрома филиала ПАО «ОАК» — ЛАЗ им. П.А. Воронина. Полет продолжался 40 минут и проходил на высотах до 900 м и на скоростях до 230 км/час. «Впереди авиастроителям еще предстоит большой объем сертификационных работ по самолету Ил-114-300, в том числе летных испытаний. Современные региональные самолеты российского производства крайне необходимы для решения задач, которые перед воздушным транспортом поставило руководство страны. Это увеличение мобильности наших граждан, рост интенсивности авиасообщения в России к 2030 году в полтора раза», — отметил руководитель Росавиации Дмитрий Ядров. Действительно, еще несколько лет назад руководством страны была поставлена задача создания собственного регионального пассажирского самолета. «Мы знаем, как сложно складывается доставка пассажиров на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири, внутри регионов. Часто людям приходится летать в близлежащие соседние регионы через Москву либо через Петербург. Это абсолютно неприемлемо… В этом смысле собственный региональный самолет, особенно с возможностями посадки и взлета с грунтовых полос, имеет для нас большое значение», — говорил президент Владимир Путин еще в 2016 году. И вот теперь эта задача близка к реализации. Сегодня внутрироссийские авиаперевозки во многом завязаны на рейсы вида «Город — Москва» и «Москва — Город». Иначе говоря, для перелета, например, из Перми в Нижний Новгород для пересадки между двумя рейсами приходится использовать аэропорты столичного авиаузла. А все потому, что прямой рейс из Перми в Нижний Новгород летает условно только дважды в неделю, а рейсы через Москву — ежедневно, и даже по несколько раз за день. Летать между регионами чаще в условиях текущего авиапарка и пассажиропотока слишком дорого и нерентабельно.
Для решения этой проблемы и нужен специализированный региональный самолет, обеспечивающий более дешевые перевозки и способный перевозить меньшее количество пассажиров. Это должен быть небольшой лайнер, рассчитанный на 20-110 пассажиров и способный обслуживать маршруты с дальностью от 500 до 1500 км.
В СССР основным региональным самолетом в послевоенное время был Ил-14, а начиная с 1960-х годов — Ан-24, который выпускался до 1979 года. До сегодняшнего дня большое количество старых «Анов» эксплуатируется как в странах бывшего СССР, так и во многих странах Азии и Африки. В начале 1980-х годов парк турбовинтовых самолетов Ан-24 стал устаревать — как раз в это время в сегменте региональных самолетов началось увлечение двигателями нового типа: турбореактивными. В СССР конкуренцию Ан-24 начали составлять такие лайнеры, как Як-40 и Як-42.
Казалось, что будущее местных линий только за турбореактивными самолетами — они обеспечивали большую скорость полета и меньший уровень шума. Однако платой за эти преимущества является худшая топливная эффективность по сравнению с турбовинтовыми машинами. Наследником советских турбореактивных региональных авиалайнеров сегодня в России является «Суперджет» (SJ100), который активно импортозамещается.
В такой ситуации инициатива КБ Ильюшина, выдвинутая в начале 1980-х годов, казалась устаревшей: там выступили с предложением о создании нового турбовинтового пассажирского 60-местного самолета для местных авиалиний Ил-114.
Однако турбовинтовые машины обладают важнейшим качеством: они больше приспособлены для взлета с грунтовых, ледовых и других малоподготовленных ВПП. Кроме того, турбовинтовой самолет гораздо менее требователен к длине взлетно-посадочной полосы. Что для регионального самолета, ориентирующегося на сеть местных аэродромов, является значительным преимуществом. Особенно в условиях страны со столь большими расстояниями, как Россия. Судьба первоначального варианта Ил-114 оказалась печальной. Опытный самолет выполнил свой первый полет в марте 1990 года, но испытания, доводка и сертификация машины на фоне развала СССР крайне затянулись. Из-за недостатка средств сертификат летной пригодности от МАК на Ил-114 был получен только в 1997 году.
Еще одним ударом по будущему Ил-114 стало решение о его производстве на Ташкентском авиационном производственном объединении им. Чкалова (ТАПОиЧ). С распадом СССР ТАПОиЧ оказался на территории независимого Узбекистана. К началу 2000-х годов он был утрачен как авиационный завод, переключившись на мелкое производство бытовых предметов для населения.
В результате первый вариант Ил-114, получивший название Ил-114-100, был построен лишь небольшой серией в десять бортов, которые уже к середине 2010-х годов оказались прикованы к земле. Ил-114 так бы и остался тупиковой ветвью авиастроения, если бы не изменения в сегменте региональных лайнеров, которые произошли в середине 2000-х годов.
В это время рост цен на авиатопливо привел к пересмотру применяемых подходов. Классический 50-местный турбореактивный региональный самолет стал убыточным. Его высокий показатель затрат на одно пассажиро-место и невозможность использования дешевых аэродромов, не имеющих длинной и высококачественной ВПП, снова сделал турбовинтовые машины привлекательными.
На этом фоне в КБ Ильюшина решили вернуться к доработке Ил-114 с учетом новых реалий. В 2014-2015 годах началась работа над проектом обновленного пассажирского самолета Ил-114-300.
На самолете было решено установить два новых турбовинтовых двигателя ТВ7-117СТ-1 мощностью по 3100 л. с. во взлетном режиме. Эти двигатели обеспечили внушительный прирост мощности — на старом Ил-114-100 устанавливались ТВ7-117СМ, каждый из которых выдавал только 2620 л. с. на взлетном режиме и 2000 л. с. в крейсерском.
Новые ТВ7-117СТ-1 имеют более широкие пределы регулировки по мощности — от 3600 л. с. в чрезвычайном режиме до всего лишь 1500 л. с. в крейсерском полете. Это позволяет снизить требования по длине взлетно-посадочной полосы и уменьшить потребление топлива. Кроме того, двигатели снабдили новыми шестилопастными воздушными винтами АВ112-114, которые позволили значительно снизить шум в салоне.
Таким образом, новый Ил-114-300 может взлетать и садится на те аэродромы, куда его конкурент «Сухой Суперджет» летать просто не в состоянии. Повышенная топливная экономичность турбовинтового лайнера еще и позволяет при этом снизить цену на билеты и стоимость перевозки грузов. В декабре 2020 года первый опытный образец Ил-114-300 с новыми двигателями ТВ7-117СТ-01 впервые поднялся в воздух. Это был экземпляр, фюзеляж и основные системы которого были созданы еще в 1990-х годах в Ташкенте. Параллельно изготавливалась еще одна машина данной модификации, но уже полностью на отечественных мощностях. Сегодня различные компоненты самолета производятся в Воронеже, Ульяновске, Нижнем Новгороде и еще ряде регионов страны.
Однако испытания новой машины были остановлены в 2021 году, после катастрофы еще одного самолета — военно-транспортного Ил-112 В. Оба этих самолета объединял фактически один силовой агрегат. «Необходимо проанализировать детали и обстоятельства произошедшего с Ил-112 В, включая анализ объективных данных с бортового самописца. Поэтому испытательные полеты опытного самолета Ил-114, оборудованного схожей силовой установкой, некоторое время не будут проводиться», — говорилось в официальном сообщении производителя.
И вот теперь летные испытания возобновлены. В воздух поднялся новый Ил-114-300, целиком построенный в России. Кроме того, это фактически совпало с еще одним, не столь замеченным событием: два вертолета Ми-38 компании «Авиация Колымы» были сданы заказчику и отправились по своему месту работы в Магадан. А ведь и Ми-38 оснащен фактически тем же самым двигателем, только в вертолетной модификации ТВ7-117 В.
За прошедшее время разработчик и изготовитель двигателя — компания «Климов» — провел внушительный объем конструкторских и испытательных работ. «В 2024 году начиная с первого квартала мы планируем поставить еще минимум шесть двигателей уже в серийном облике для обеспечения программы Ил-114-300», — говорил в середине прошлого года генеральный конструктор «Климова» Всеволод Елисеев.
Доработанная конструкция прошла стендовые испытания в объеме 1800 циклов, а Авиационный регистр РФ в январе прошлого года выдал двигателю ТВ7-117СТ-01 сертификат типа. И летные испытания Ил-114-300, и отправка Ми-38 заказчику означают одно — основные параметры двигателя ТВ7-117СТ-1 доведены до рабочего состояния. С первым полетом на обновленных двигателях Ил-114-300 входит в стадию решающих испытаний. Как минимум этот и следующий год уйдут на то, чтобы досконально и на всех режимах проверить модернизированный ТВ7-117СТ-01 и убедиться в его полной надежности. Как ранее заявлял Минпромторг, серийные поставки Ил-114-300 авиакомпаниям должны быть начаты в 2026 году. Всего до 2030 года планируется выпустить 70 таких машин. Российские регионы наконец получат надежный, недорогой и неприхотливый пассажирский авиалайнер полностью отечественного производства. Источник |
_________________ – Я долго раздумывал, где промежуточное звено между обезьяной и человеком,
пока наконец не понял: мы и есть это переходное звено.
© Конрад Лоренц
|
|
|
master_rush
Стаж: 8 лет 5 мес.
Сообщений: 308
Ratio: 19.205
Раздал: 1.903 TB
100%
Откуда: Великая Россия
|
Блин, как же я всё таки горжусь народом России! Народом, который несмотря на экономическую войну, которую ведёт против него коллективный запад, продолжает гнуть свою линию! |
|
|
|
fibi768
Стаж: 12 лет 2 мес.
Сообщений: 1896
Ratio: 1.708
100%
Откуда: Киев
|
Помню как в детстве первый раз в жизни летел на самолете, на ил-86. Из жаркого Крыма за 2 часа очутился в дождливом Ленинграде, плавно и быстро.
Надеюсь русский авиапром подымется с колен и новые двигатели и отечественные борта вытеснят недружественную технику. Кстати, авиадвигатели для лайнеров производят только 5 стран в мире. Рынок плотный, занять там свое место важная задача.
UPD. Внизу новости как всегда флейм. Связанный не с качеством двигателей и реальными перспективами авиапрома, а политическими убеждениями. Это значит, что будут ругать даже заведомо хорошую новость. Единственно, тогда вопрос к хулителям - разве это не признак промытых пропагандой мозгов?.. |
|
|
|
Tolstik7
Стаж: 10 лет 5 мес.
Сообщений: 688
Ratio: 4.195
22.22%
|
Отлично, обкатают новые движки и скоро мы увидим Дирижабли |
|
|
|
liusberg
Стаж: 13 лет 3 мес.
Сообщений: 46
Ratio: 2.865
Поблагодарили: 19
0.44%
|
В школьные годы на Як-40 по несколько раз за год к бабушке летал, до Быково, потом на электричке до Москвы. Билет на поезд стоил 18 рублей и ехать 16 часов, а на самолёте всего час и 25 рублей. |
|
|
|
iamluckyman
Только чтение
Стаж: 3 года 5 мес.
Сообщений: 195
Ratio: 2.561
100%
|
Все хорошо, но, это нужно было делать лет 20 назад, а не покупать боинги и аербасы. Убили свою авиацию, а теперь вспомнили что нужно шо то делать. |
|
|
|
alamy
Стаж: 15 лет 2 мес.
Сообщений: 140
Ratio: 8.65
75.59%
|
iamluckyman писал(а): | Все хорошо, но, это нужно было делать лет 20 назад, а не покупать боинги и аербасы. Убили свою авиацию, а теперь вспомнили что нужно шо то делать. |
лучше чем поздно чем никогда, двигателестроение возрождается и это очень радует |
|
|
|
нарцис
Стаж: 11 лет 6 мес.
Сообщений: 258
Ratio: 1.063
10.77%
|
Не буду выдирать куски и цитаты. Кому интересно: https://topwar.ru/239672-il-114-300-pohozhe-est-svet-v-konce-tonnelja.html "Ил-114-300: похоже, есть свет в конце тоннеля?" Обзор от Романа Скоморохова. Сайт "Военное обозрение". |
|
|
|
corde
Стаж: 2 года 6 мес.
Сообщений: 352
Ratio: 26.111
Поблагодарили: 6
98.99%
|
нарцис писал(а): | |
В приличном обществе за цитаты из topwar.ru бьют канделябрами, а за Скоморохова бьют долго и нудно)) |
|
|
|
lve55
Олигарх+
Стаж: 15 лет 2 мес.
Сообщений: 1419
Ratio: 17.313
Раздал: 10.07 TB
Поблагодарили: 5232
100%
Откуда: Петроград - Ленинград
|
Для того что бы скептики не подумали,- вот опять старьё-винт.. ... очень важно понимать, что именно турбовинтовой двигатель,а не турбореактивный двигатель (ТРД) и не турбовентиляторный двигатель (ТРДД). Это региональный пассажирский самолет. Он летает на небольшие расстояния между областями, районами и т.п. Для таких полётов используются небольшие высоты где более плотные слои атмосферы и наиболее эффективен, именно, винт (пропеллер), а не реактивная струя. |
|
|
|
corde
Стаж: 2 года 6 мес.
Сообщений: 352
Ratio: 26.111
Поблагодарили: 6
98.99%
|
iamluckyman писал(а): | Все хорошо, но, это нужно было делать лет 20 назад, а не покупать боинги и аербасы. Убили свою авиацию, а теперь вспомнили что нужно шо то делать. |
Как мне нравятся эти непуганые папуасы...а на чём бы ты летал тогда? Иди ты думаешь , что авиакомпании от скуки на Боинги перешли? |
|
|
|
butik81
Стаж: 2 года
Сообщений: 35
Ratio: 22.778
0.51%
|
fibi768 писал(а): | Помню как в детстве первый раз в жизни летел на самолете, на ил-86. Из жаркого Крыма за 2 часа очутился в дождливом Ленинграде, плавно и быстро.
Надеюсь русский авиапром подымется с колен и новые двигатели, отечественные борта вытеснят недружественную технику. |
орнул))) недружественные-то кто? С этого момента поподробней) |
|
|
|
lve55
Олигарх+
Стаж: 15 лет 2 мес.
Сообщений: 1419
Ratio: 17.313
Раздал: 10.07 TB
Поблагодарили: 5232
100%
Откуда: Петроград - Ленинград
|
butik81 писал(а): | fibi768 писал(а): | Помню как в детстве первый раз в жизни летел на самолете, на ил-86. Из жаркого Крыма за 2 часа очутился в дождливом Ленинграде, плавно и быстро.
Надеюсь русский авиапром подымется с колен и новые двигатели, отечественные борта вытеснят недружественную технику. |
орнул))) недружественные-то кто? С этого момента поподробней) |
Вообще то автор пишет "...в дождливом Ленинграде..." а не Питере. Страна была СССР, могучая, требующая обновления, а не угробления . |
_________________ "Сначала революция, потом - мир... С врагами нужно биться, а не соглашаться!"
Иосиф Виссарионович Сталин
|
|
|
Zharptah
Стаж: 11 лет 9 мес.
Сообщений: 39
Ratio: 25.591
7.42%
|
lve55 писал(а): | Для того что бы скептики не подумали,- вот опять старьё-винт.. ... очень важно понимать, что именно турбовинтовой двигатель,а не турбореактивный двигатель (ТРД) и не турбовентиляторный двигатель (ТРДД). Это региональный пассажирский самолет. Он летает на небольшие расстояния между областями, районами и т.п. Для таких полётов используются небольшие высоты где более плотные слои атмосферы и наиболее эффективен, именно, винт (пропеллер), а не реактивная струя. |
Согласен, в тех же США полно таких небольших винтовых самолётов для бизнесменов всяких и прочих частных рейсов, не говоря уже о рейсах по федеральным программам каким-нибудь. |
|
|
|
V_i_S
Стаж: 15 лет 2 мес.
Сообщений: 1685
Ratio: 17.741
Поблагодарили: 11888
100%
Откуда: Планета Земля
|
Хорошая новость. Лучше поздно, чем никогда. - "Россия это Феникс, и она умеет вставать из пепла." |
_________________
- Не все люди мерзавцы!..
Януш Корчак
|
|
|
|
|
|