Эндрю Гант | Пять прямых линий. Полная история музыки (2024) [FB2]
Автор: Эндрю Гант
Издательство: КоЛибри
ISBN: 978-5-389-20670-0
Жанр: музыкальное искусство
Формат: FB2
Качество: Изначально электронное (ebook)
Иллюстрации: Цветные и черно-белые
Описание:Музыка сформировала тот мир, в котором мы живем: от древних певцов, перебирающих струны кифары, до великого Людвига ван Бетховена, от гармонии и ритма до современных мюзиклов. Но что сформировало ее саму? Британский композитор и писатель Эндрю Гант рассказывает историю музыки, насчитывающую много веков: с того самого момента, как наши предки впервые научились различать высоту звука и извлекать из орудий шум, который со временем станет музыкой.
Эндрю Гант изображает музыку в контексте основных вех нашей истории. Трубадуры, исполняющие свои песни под сводами средневековых замков. Томас Таллис, служивший четырем разным монархам XVI века, в том числе Елизавете I. «Пираты», печатавшие поддельные копии музыкальных, произведений. Жан-Батист Люлли, чья музыка радовала «короля-солнце» Людовика XIV а также Шуберт, Чайковский, Шостакович, Элла Фицджеральд, Дэвид Боуи, Эндрю Ллойд Уэббер и многие другие – все их жизни тесно переплелись на ярком и драматичном, забавном и трогательном полотне музыкальной истории.
«В этой книге много говорится о возвышенных гениях. Но также и о другой музыке. Наша история неизбежно включает в себя рассказ о великих сочинениях и великих судьбах. Кем были эти музыканты? Как они себя вели? Как зарабатывали, или не зарабатывали на жизнь? Как их музыка соотносится с интеллектуальными, социальными и технологическими приметами их времени? Какую музыку слушали они сами и что пели в пивной после концерта?» (Эндрю Гант)
Введение
Музыка и слова
Перспектива
Musikgemälde и муом
Род: человек. Вид: композитор
История: течения и плотины
Добро пожаловать в музей: источники, письменные и прочие
«Иди послушай музыку»
Пролог. Первый миллион лет
Часть I. Музыка Древнего мира (40 000 г. до н. э. – 500 г. н. э.)
1. Костяные флейты и магия, Дальний Восток и Средиземье: праистория и музыка древних цивилизаций
Греция
Рим
Раннехристианская музыка
Часть II. Мир Средневековья (500–1400 гг.)
2. Любовь и астрономия: искусство и наука в Средние века
Carmina Burana
Трубадуры
Драма
Инструментальная музыка
3. Священные звуки
Хорал
Двухголосная музыка
Хильдегарда
Ars antiqua
Ars Nova
Машо
Часть III. Ренессанс (1400–1600 гг.)
Книгопечатание
Музыкальный контекст
Музыка: лады, контрапункт, диссонанс, форма
4 «Все дороги ведут в Рим»: музыка католического мира
Эра бургундского расцвета
Приближаясь к XVI в
Ars Perfecta: к Палестрине
Вторая половина XVI в
5. Реформация
Светская и инструментальная музыка
Мадригал
Интермедии
Часть IV. Барокко (1600–1759 гг.)
Школа и дом
Наем, патронаж, политика
Источники: печатные ноты и рукописи
«Академия» и «кантата»: слова
Опера в контексте
Техника и форма
6. Вечерня и Вивальди: католический юг
Первая и вторая практики
Опера: начало
Первые оперные композиторы
Композиторы церковной и камерной музыки
Монтеверди
Конец XVII и начало XVIII в.: опера и оратория
Монастырь и скрипка
Рим: патроны и протеже
Корелли и его влияние
Середина XVIII в
Опера: сериа и буффа
Вивальди и концерт
Вивальди и опера
Доменико Скарлатти
Испанское барокко
7. Скрипки и Версаль: Франция
Люлли
Церковная музыка и Шарпантье
Инструментальная музыка
Куперены
Рамо
8. Перселл, Гендель, Бах и Бахи: музыка барокко в протестантской Северной Европе
Германия: Генрих Шютц и его более молодые современники
Англия
Генри Перселл и его мир
Германия XVIII в.: Телеман и опера до Генделя
Гендель и его мир
Бах (Иоганн Себастьян)
Часть V. Классицизм (1740–1790 гг.)
Музыка в контексте, социальном и эстетическом
Композитор в обществе
Технологии и образование
Социальная и церемониальная музыка
Национальное и международное
Писатели о музыке
Стили, типы и периоды
Форма и техника
9 «Бах наш отец, а мы все его дети»: эпоха просвещения и рождение эры классицизма
Сыновья И. С. Баха
Симфония: прогресс и создатели
Опера: певцы и либреттисты
Некоторые видные венцы
Глюк
Другие музыканты
10 «Да будет свет»: Гайдн, Моцарт и Вена
Начало: Гайдн
Начало: Моцарт
Моцарт: характер и ранние сочинения
Связи и сходства: стиль и 1770-е гг
Вена: встречи, музыка, чудеса – 1780-е гг
Последние сочинения Моцарта, путешествия Гайдн а – 1790-е гг
Последние годы Гайдна
Часть VI. Век романтизма (1770–1914 гг.)
Эстетика, философия, литература, природа и священное
Опера: социальный контекст
Политика и композитор в обществе
Национализм
Зарабатывая на жизнь: дирижеры, педагоги, композиторы и исполнители
Технологические инновации: инструменты
Технология: фотография
Опера против симфонии: старая музыка, легкая музыка
11. Я, гений: Вебер, Бетховен, Шуберт и их Мир
Вебер
Бетховен
Шуберт
12. 1812: увертюра
Четыре современника: начало
Взросление – 1820-е гг
Политика – 1830-е гг
Три итальянца
Разъезды – 1830-е гг
Личная жизнь
Финал – 1840-е гг
Характер и метод
Музыка
Фанни Мендельсон и Клара Шуман
Поздний Лист
13. Сложившаяся традиция: симфония, симфонисты и соната
Симфония: происхождение и начало
Развитие
Клавирная соната в период раннего романтизма
Циклическая форма
Берлиоз
Драматическая симфония, симфоническая поэма и концертная увертюра
Симфонисты второй половины века: Брамс и брамсианцы
Стилистический раскол и полемика 1860 г
Брамсианцы: Франция и Англия
Проблема Брукнера
Симфония, национализм и народная песня: Дворжак
Национальные течения в прочих странах
Симфония в России: Могучая кучка
Симфония в России: Чайковский
14. Слоны, арии и боги в сумерках: опера
Национальные стили: немецкая романтическая опера
Бельканто и итальянская опера
Франция: большая опера
Опера в России
Славянская опера
Боги в сумерках: Вагнер и Верди
Верди и Вагнер
Fin-de-siècle
Яначек
Оперы Рихарда Штрауса
Часть VII. Век тревоги (1888–1975 гг.)
Выборы
Политика
Техника, стиль, пример
15. Обновленная традиция: Малер и Сибелиус
Встречи, намерения и мотивы
Влияния: «Волшебный рог мальчика» и «Калевала»
Малер: Вена и Нью-Йорк, триумф и трагедия
Сибелиус: слава и безмолвие
Репутации
16. Вызовы модернизма: Шенберг, Стравинский и как их избегать
Единственный верный путь: Шенберг
Карточная игра: Стравинский
Пророки и ученики
Модернизм и народная музыка: Барток и Кодай
Другие фольклористы и музыкальный национализм
Италия, Германия, Англия
Франция
Форе
Дебюсси
Равель
Джаз, ирония и Шестерка: бунтующие аниматоры
Латинская Америка
Чех и чешка
Неосимфонический стиль начала XX в
Международный неоклассический стиль после Стравинского
17. Америка и век джаза
Мне отдайте ваших бедняков…
В поисках будущего в прошлом: учась у Европы
В поисках будущего в будущем: два модерниста
Другие подходы
В поисках будущего в себе: черная и вернакулярная американская классическая музыка
Джаз: праистория и три города
Великая американская песенная книга
Фильмы и шоу
Да, мы собираемся у реки: места встреч
18. Все дальше вперед: Бриттен, Мессиан, Копленд, Шостакович и их мир
Часть VIII. Штокхаузен и Sgt. Pepper (1945–2000 гг.)
19. Современней современного: Дармштадт, электронная и экспериментальная музыка и наследие Шенберга
«Дармштадтская школа»
Некоторые ключевые работы
Электроника
Лигети, Берио и их современники
Некоторые тенденции в Европе и вне ее
«…Назовем это движением, назовем это движением дальше»
Великий коммуникатор
20. Индустрия и артистизм: поп-музыка
Две нации, разделенные общим языком: Англия и США
Рок-н-ролл
Песни, кабаре, мюзикл
Современный джаз, соул, поп после 1960-х гг., хип-хоп
Часть IX. Мир, в котором мы живем (2000 г. – ∞)
21. World Music, Girl Power и белые мужчины во фраках
HIP, хип-хоп, музей и канон
Стили
Создатели и исполнители
Причины для радости
Эпилог. Следующий миллион лет
Благодарности
Список иллюстраций
Иллюстрации
Скриншоты:
Время раздачи: с 10.00 до 21.00 (минимум до появления первых 3-5 скачавших)