Осень с Кантом. Образность в «Критике чистого разума»
А так ли уж чист "чистый разум"? - таким вопросом задался филолог Гачев, в ревности к философии приступая к скрупулезному перепрочтению философской "библии" - классического труда Канта. Обнаруживается, что в подспуде логического построения залегает некое исходное видение, обратный априоризм, который являет именно германский образ мира. Кант «роет» фундамент для дома разума. Книга написана в жанре дневника жизни и размышления, и их диалог выражен двумя шрифтами. Кинга рассчитана на философов, филологов и всех интересующихся национальными особенностями в культуре.
Образы Индии. (Опыт экзистенциальной культурологии)
В книге, написанной в жанре научно-художественной прозы, автор исследует образы Индии в древнегреческой (Страбон), русской (Афанасий Никитин), французской (Монтескьё) и германской (Фр. Шлегель) картинах мира. Размышляя над поэмой древнеиндийского поэта Ашвагхоши (Асвагоши) «Жизнь Будды», он сравнивает идеи и образы буддизма с соответствующими христианскими представлениями.
Составитель И.М. Бакушина под редакцией Г.Д. Гачева. Национальный эрос в культуре: тезисы докладов
Содержание
Введение. Г. Гачев
И.А. Андрияка. Эрос в творчестве Людо Ондрейова
И.М. Бакушина. Kinds of loving - из исследований XX века: любовь/ненависть в романе М. Селимовича "Дервиш и смерть"
Л.Н. Будагова. Целомудренный Эрос (К проблеме вопло¬щения любовно-эротических мотивов в литературе с остановкой на страницах жизни и творчества К. Г. Махи)
Г.Д. Гачев. Национальный Эрос в культуре
В.Л. Кляус. Русский эротический фольклор как источник изучения народной сексологии
Н.Н. Куренная. Любовь и новая мораль в трудах А. М. Коллонтай
A.В. Липатов. Amor Divinus et Amor Profanus (Образ любви в литературе польского Барокко)
Е.Н. Масленникова. Венгрия накануне Фрейда
Г.П. Мельников. Чешский политический Эрос: браки Либуше и Элишки Пршемысловны
B.В. Мочалова. Еврейские представления об Эросе и их преломление в прозе И. Б. Зингера
B.В. Николаенко. Любовь - судьба - смерть в стихотворении М. Цветаевой "Хочу у зерка¬ла, где муть..."
C.В. Никольский. Миссия женщины как защитницы жизни (по К. Чапеку)
Н.С. Осипова. "Адам и Ева" Ливиу Ребряну (Любовь как "пища вечности")
Ю.И. Паисов. Эрос обряда в "Свадебке" И. Стравинского и его композиторская интерпретация
В.М. Петров. Социокультурная детерминация Эроса: де¬дуктивная теоретико-информационная модель.
В.М. Петров. Притягательность русской женщины: внешность и духовность (Опыт теоретико-информационного анализа)
Е.В. Пчелов. Скандинавская женщина в сагах и русская княгиня в летописях
Ада Раев (ФРГ). Богоматерь, Прекрасная дама, русская баба
А. М. Ранчин. Непристойное антиповедение в русской куль¬туре: "Чернокнижные" стихотворения А. В. Дру¬жинина, И. К. Лонгинова, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева
И.И. Свирида. Феминизированный век философов
Т.Ф. Семенова. Экзистенциальный вакуум и Эрос в произ¬ведениях Эмшшана Станева
Л. Н. Титова. "Сердце чеху я отдала..."
Н. М. Филатова. "Прекрасное и возвышенное" (К. Бродзиньский о нравственных идеалах женщины и мужчины)
М.В. Фридман. Михаил Садовяну: "Даим, царица души моей" (Проза и стихи румынского писателя как форма воплощения одной из ипостасей ру¬мынского Эроса)
Н.В. Шведова. Любовь-опора и любовь-иллюзия у словац¬ких поэтов начала XX в.
Т.И. Чепелевская. Вук и Анна (Идеал женщины в жизни великого ученого)
Н.В. Злыднева. Horao balcanicus eroticus или Эрос Бранкузи
Национальные образы мира Эллада, Германия, Франция. Опыт экзистенциальной культурологии.
В книге даны "портреты" Эллады, Германии, Франции, которые рассматриваются в сравнении друг с другом и Россией. В частности, сопоставляются три "Ифигении" - то, как один и тот же сюжет разработан греком Евршгадом, немцем Гёте и французом Расином. Для философов, культурологов, филологов, искусствоведов, социальных психологов, преподавателей других социально-гуманитарных наук.
Национальные образы мира. Цивилизации Центральной Азии: (Интеллектуальные путешествия)
Настоящий том посвящен Центральной Азии, где обитают кочевые в прошлом народы: казахи и киргизы. Они в XX веке пережили процесс ускоренного исторического развития, переходя от кочевья к земледелию и городской цивилизации, от родового общинного быта – к индивидуализму личности, от мифа и фольклора к литературе и науке. Эта динамика подробно рассмотрена на примере творчества выдающегося писателя современности Чингиза Айтматова. В каком преломлении предстают в его произведениях вечные идеи и мировые проблемы: смысл жизни, любовь и смерть, личность и общество – вот что питает не экзотический, но общечеловеческий интерес в читателе. В религиозном отношении Центральная Азия - регион Ислама, особенностям которого в связи с природой и стилем жизни посвящен особый раздел книги. Книга написана в жанре дневника интеллектуальных путешествий и читается как философски-научное и литературно-художественное сочинение
Национальные образы мира Соседи России. Польша, Литва, Эстония
Настоящий том посвящен западным соседям России. Польша, Литва, Эстония предстают как особые миры со своим умом - `менталитетом`. Книга учит понимать и любить непохожесть каждого народа, видеть в различиях дополнение и обогащение своего миропонимания культурой соседа. Книга написана в жанре дневника путешествий и раздумий, есть опыт экзистенциальной культурологии, когда личность автора и его жизнь включены в процесс исследования.
Национальные образы мира. Общие вопросы
Книга учит понимать и любить непохожесть каждого народа, видеть в различиях дополнение и обогащение своего миропонимания культурой соседа. Надо отметить высокую степень дискуссионности ряда выдвигаемых автором положений.
Книга написана в жанре дневника путешествий и раздумий, есть опыт экзистенциальной культурологии, когда личность автора и его жизнь включены в процесс исследования.
Образы Божества в культуре. Национальные варианты
Георгий Гачев обращается к изучению национальных вариантов религиозного чувства, показывает, как в культурах разных народов слагаются свои думы о Творце, бессмертии, Божественном миропорядке и роли в нем человека. В орбите творческого внимания философа — английский и германский, французский и болгарский, еврейский и американский образы
мира, преломленные сквозь призму веры, космос ислама и русская религиозность в ее отражениях в быте, литературе, культуре. Для более полного представления о диапазоне размышлений философа над темой национальной религиозности в приложении приведена подборка текстов из его дневников 1999–2004 гг. Опыт Бытия и Мышления под знаком веры раскрывается в публикации «“Прибавок в Логосе в творение Бога внося…” (Из жизнемыслей 2005–2008)», куда вошли и дневниковые записи последних двух недель жизни Георгия Гачева.
Национальные образы мира Курс лекций
В основу настоящего курса положен цикл лекций, которые автор читал в 1991 в Весленском университете в США. Каждая национальная целостность рассматривается как Космо-Психо-Логос, т.е. единство местной природы, характера народа и его склада мышления. Междисциплинарный подход позволяет описать национальный мир и национальный ум как некий инвариант на разных уровнях: в быту, языке, религии, литературе и искусствах, в естествознании и т.д.
В книге даны «портреты»: Германия, Франция, Англия, Америка, Россия, Еврейский образ мира и т.д.
Национальные образы мира Космо-Психо-Логос
Книга является методологическим ядром серии сравнительных описаний культур и миропониманий разных народов. Эпиграфом к этой работе взято изречение Гераклита: "Для бодрствующих существует единый и всеобщий Космос. Подобно тому, как человек есть троичное единство: тело, душа, дух - так и каждый национальный мир рассматривается автором как единство местной природы (Космос), характера народа (Психея) и его ума, ментальности (Логос). Автор выявляет единый стержень всего разветвленного древа национальной культуры в его проявлениях на разных уровнях: в быту, нравах, религиях, образности литературы и искусства, философских системах, теориях естествознания и т. д.
Национальные образы мира. Кавказ. Интеллектуальные путешествия из России в Грузию, Азербайджан и Армению
Настоящий том посвящен странам Кавказа. Грузия, Азербайджан, Армения предстают как особые миры со своим умом - "менталитетом". Книга учит понимать и любить непохожесть каждого народа, видеть в различиях дополнение и обогащение своего миропонимания культурой соседа. Книга написана в жанре дневника путешествий и раздумий, есть опыт экзистенциальной культурологии, когда личность автора и его жизнь включены в процесс исследования. Книга - факт и науки, и литературы. Она может послужить как политикам, так и учебным пособием для вузов при изучении национальных особенностей культур. И для возвращения к себе, для работы "познай самого себя" - каждому народу и человеку.
Национальные образы мира. Италия
Настоящий том посвящен Италии в сравнении с Россией, Элладой, Германией, Францией, Англией. Итальянская модель мира воссоздается через естественнонаучные представления Галилея, «Божественную комедию» Данте, особенности живописи, архитектуры, музыки, театра.
Национальные образы мира. Евразия – космос кочевника, земледельца и горца.
Каждый национальный мир рассматривается как единство местной природы, характера народа и его мышления. Кочевой, земледельческий, горский образы жизни излучают особые мировоззрения, отмечены своей шкалой ценностей и понятий. В книге дается философское истолкование быта как Бытия, вещи читаются как идеи. Изба, юрта, сакля — это разные модели мира. Национальные варианты пространства и времени, телодвижения, тайцы, игры, музыка, еда, зодиак — все это тексты, полные смысла. Книга являет спектр картин мира, демонстрирует интеллектуальное многообразие, которым обогащают друг друга народы — обитатели Севера Евразии.
Национальные образы мира. Германский образ мира. Германия в сравнении с Россией
Автор, применяя свой метод исследования национальных ментальностей совершает "интеллектуальное путешествие" в Германию и исследует германский образ мира на разных уровнях: от природы, быта, языка до литературы, искусства, философии, религии, естествознания, политики. Вошедшая в книгу знаменитая работа Гачева "Осень с Кантом" представляет собой опыт перепрочтения философской "библии" - классического труда И. Канта "Критика чистого разума". Космос Германии Гачев сравнивает с Космосом России, подчеркивая, что между двумя странами самые страстные исторические и культурные отношения и тем важнее разобраться в их сходствах и различиях для лучшего взаимопонимания.
Национальные образы мира. Америка в сравнении с Россией и Славянством
В настоящем томе переселенческая, искусственно построенная цивилизация США сопоставлена со странами Евразии, где культуры вырасти из натуры. В первой книге тома дано многостороннее сравнение Америки с Россией. Во второй книге представлены отражения Америки в произведениях славянских писателей - и так, "рикошетом", охарактеризованы исходные миры (Польша, Чехия, Болгария, Россия). Труд Г. Гачева - опыт экзистенциальной культурологии, когда личность автора, его жизнь включены в процесс исследования. Книга - факт и науки, и литературы и читается, как трактат и как роман.
Миры Европы. Взгляд из России. Италия
Настоящий том посвящен Италии в сравнении с Россией, Элладой, Германией, Францией, Англией. Итальянская модель мира воссоздается через естественнонаучные представления Галилея, «Божественную комедию» Данте, особенности живописи, архитектуры, музыки, театра. Книга — опыт экзистенциальной культурологии, когда личность автора, его жизнь включены в процесс исследования. Книга — факт и науки, и литературы и читается как трактат и как роман.
Миры Европы. Взгляд из России. Англия, интеллектуальное путешествие
Англия — эпилог Старого света и пролог Нового. Остров – корабль в океане в диалоге с материком Евразии. Диалог германского и романского в этносе, языке и ходе истории. «Самосделанный человек» Робинзон, джентльмен и моряк – главные типы. Гулливер -релятивист. Плюрализм, терпимость и компромисс, юмор. Принцип борьбы: драма Шекспира, сила в механике Ньютона, конкуренция Адама Смита, борьба, за существование Дарвина, спорт, футбол. Опыт и эксперимент против умозрений и абстрактных теорий мыслителей континента. Специфические архетипы, символы, образы, модели поведения выявляются из пословиц языка, народных баллад и литературы. По всем параметрам идет сопоставление с Россией.
Ментальности народов мира
В первой части книги, представляющей собой курс лекций, поставлены общие проблемы и изложена техника исследования национальных ментальностей. Во второй – даны «портреты» национальных миров: Греции, Италии, Германии, Франции, Америки, России, Польши, Болгарии, Грузии, Киргизии. Третья часть представляет собой семинарий, практикум, в рамках которого исследуются национальные образы мира в естествознании и киноискусстве. Книга адресована широкому кругу читателей.
Релиз книги в иных форматах
Г.Д. Гачев | Ментальности народов мира (2024) [FB2, EPUB]Гуманитарный комментарий к физике и химии. Диалог между науками о природе и о человеке
В книге, написанной в жанре интеллектуального дневника, предпринята попытка синтеза ключевых идей и строя мысли, отличительных для естественных и точных наук, в первую очередь физики, химии и математики, с широко понимаемой гуманитарной культурой. Артистически раскованный, насыщенный образами, метафорами и ассоциациями стиль изложения как бы высвечивает неожиданные точки соприкосновения фундаментальных категорий естествознания с состояниями души, эстетическими и нравственными прозрениями, со всем спонтанным потоком мысли и чувств, образующим внутренний мир личности. Впервые после Г.В.Гете автору удается убедительно показать "внутреннее сродство" природы и человека, воссоединить естественное и искусственное, наглядно продемонстрировать многомерную и многоплановую гармонию вселенной.