Комментарий Манашира Якубова приводится с некоторыми сокращениями:
К факсимильному изданию Седьмой ("Ленинградской") симфонии Шостаковича
Рукописные материалы Шостаковича представляют исключительную ценность для исследования творческого процесса от зарождения и формирования замысла до оформления окончательного текста произведения в чистовой рукописи, подготовленной автором к исполнению и изданию. Сохранилось значительное число автографов, отражающих различные последовательные стадии работы композитора: записи тематизма, первоначальные наброски, развернутые эскизы отдельных частей или целых сочинений, наконец, полные черновые рукописи, которые дополнительно дорабатывались при переписывании набело, в ходе репетиций и во время подготовки к печати.
Музыкальные рукописи Шостаковича находятся в основном в Москве : в Центральном государственном архиве литературы и искусства СССР (ЦГАЛИ, ф. 204) , в рукописном отделе Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки (ГЦММК, фонд 32) и в Архиве Шостаковича, основанном Ириной Антоновной
Написанная в первые месяцы войны Седьмая симфония занимает исключительное место в биографии композитора. Исполнение монументального произведения, написанного почти целиком в Ленинграде в условиях военной блокады способствовало сплочению антигитлеровской коалиции "Симфония особенно дорога мне тем, что как никогда раньше, я ощутил общественное значение своего труда, возможность учавствовать в справедливой войне средствами своего искусства, - говорил впоследствии Шостакович. - Не зря я работал: музыка помогала бороться за правое дело. Это было для меня нравственной наградой."
Описание личного фонда Д.Д. Шостаковича в ЦГАЛИ см. в книге "Центральные государственный архив литературы и искусства СССР: Путеводитель: Искусство". - Москва, 1959 (Главное архивное управление), с 224-225. То же, Выпуск 3. - Москва, 1968, с. 253-254. То же, Выпуск 5. - Москва, 1982, с. 270-272.
Шостакович Д. Служение коммунистическим идеалам. - Советская культура, 2 ноября 1982.
____________________
I. Седьмая симфония родилась как прямой отклик на трагические потрясения войны. Композитор многократно и подробно разъаснял программный замысел произведения, подчеркивая его связь с конкретными событиями времени. Тем не менее, в новейшей литературе встречаются попытки сближения и даже прямого отождествления "Ленинградской" с возникшим в предвоенные годы и оставшимся неосуществлённым замыслом инструментально-вокальной симфонии о Ленине на слова Маяковского, Джамбула и тексты народных песен о второй половине 30-х Шостакович надолго переключился в сферу инструментальной музыки, главным образом, симфонии, и часто оповещал общественность о новых своих планах в этой области. После премьеры Пятой симфонии композитор заявил, что замысел следующей, Шестой симфонии связан с образом Ленина, а после появления Шестой сообщил, что Ленину будет посвящена следующая, Седьмая. Так с 1938 до весны 1941 года композитор многократно рассказывал о работе, посвящённой "гениальному вождю трудящегося человечества", каждый раз откладывая предполагаемые сроки её выполнения и сообщая о ней различные, довольно противоречивые и даже взаимоисключающие сведения*. Никаких реальных следов этого сочинения в рукописном наследии Шостаковича не обнаружено.
Процесс работы над Седьмой симфонией подробно и весьма полно зафиксирован в ряде печатных выступлений композиторас сентября 1941 года до первого исполнения симфонии в Москве (29 марта 1942 года), в многочисленных свидетельствах прессы и мемуарных материалах. Наиболее надёжными, абсолютно достоверными источниками для установления сроков работы над симфонией являются сохранившиеся предварительные автографы сочиненя, датированные автором, а также публикуемый в настоящем издании ч и с т о в о й автограф партитуры (ГЦММК, ф.32, ед. хр.2).
Полный черновой эскиз первой части (ЦГАЛИ, ф.2048, оп.1, ед. хр.8, л.л.1-4) имеет пометы, определяющие даты начала и конца работы: 19.VII.1941 и 29.VIII. В конце I части в чистовом автографе партитуры стоит дата: 3.IX.1941 Ленинград. Таким образом, вся работа от чернового эскиза до завершённой партитуры заняла около полутора месяцев между 19 июля и 3 сентября.
Первоначально симфония была задумана как большая одночастная композиция: "Я думал, что уложусь в одну часть", - вспоминал композитор*****. Однако вскоре после завешения первой части замысел разросся до полного четырёхчастного цикла.
См., например: Хентова С. Шостакович: Жизнь и творчество. Том 2. - Ленинград, 1986, с.20. Житомирский Д. Шостакович Официальный и подлинный: Воспоминания, материалы, наблюдения. - Журнал "Даугава", 1990. No.3, с.88-100, No.4. с.97-109. Лебединский Л. О некоторых музыкальных цитатах в произведениях Д. Шостаковича. - Новый мир, 1990, No.3, с.267. Все эти концепции восходят к версии С. Волкова, изложенной в его "Мемуарах Шостаковича" ("Zeugenaussage Die Memorien des Dmitrij Schostakowitsch. Ausgezeichnet und herausgegeben von S. Volkow". Hamburg, 1979, с. 175). При этом вопрос о времени написания симфонии невольно или намеренно путают с вопросом о её конкретном содержании и обобщённом смысле. Однако и в "Мемуарах" , даже если оставить в стороне вопрос об их подлинности, совершенно определённо сказано, что Шостакович писал её во время войны (см. Volkow, с.175).
Беседа с Д. Шостаковичем: К предстоящим концертам в Ростове. - Газета "Большевистская Смена" (г. Ростов-на-Дону), 30 марта 1941.
*См. Шостакович Д. Моя работа над Ленинской симфонией. - Литературная газета, 20 сентября 1938; М.Д. Новые работы композитора Д. Шостаковича. - Известия, 19 сентября 1938; Симфония памяти В.И. Ленина. - Советское искусство, 20 ноября 1938; Шостакович Д. Заметки композитора. - Литературная газета, 20 ноября 1938; Шестая симфония Д. Шостаковича. - Вечерняя Москва, 28 августа 1939; Новые работы Д. Шостаковича. - Ленинградская правда, 28 августа 1939; Оперы, симфонии, сюиты, концерты: Новые работы ленинградских композиторов. - Курортная газета (г. Сочи), 20 октября 1939; Шостакович Д. Увлекательная работа. - Ленинградская правда, 1 января 1940; Шостакович Д. Бессмертный образ. - Газета "Ленинские искры", 17 января 1940; Шостакович Д. Памяти вождя. - Ленинградская правда, 20 января 1940; Симфония, посвящённая В.И. Ленину. - Московский большевик, 14 ноября 1940. См. также примечание [к этому разделу - angl].
**См.,: Шостакоич Д. Ленинград - моя родина. - Советское искусство, 18 сентября 1941; Его же. Моя Седьмая симфония. - Вечерняя Москва, 8 октября 1941; Его же. В дни обороны Ленинграда. - Советское искусство, 9 октября 1941; Его же. Седьмая симфония. - Правда, 29 марта 1942.
***Rabinovich D. Dmitry Shostsakovich - composer. - Moskva, 1959, p.69.
____________________
I[a]. Первые наброски продолжения симфонии - несколько тактов трехстрочной партитуры - сохранились в нижней части последней, восьмой страницы эскиза I части (перечёркнуты автором). Поиск тематического материала запечатлелся и в двух зачёркнутых фрагментах, предваряющих начало эскиза II части (ЦГАЛИ, ф.2048, оп.1, ед. хр. 8, л.л. 5-7), датированного 8.IX.1941. В частности, на четвёртой сверху двухстрочной нотной системе записана тема, кое в чём уже отдалённо напоминающая основную темы Модерато [нотный пример в расшифровке М.Я. представляет собой "первоначальный черновой набросок начала второй части" в ми-миноре - angl]
Завершение II части в чистовой партитуре датировано: 17.IX. Ленинград. Начало III части в черновом эскизе не датировано, но естественно предположить, что сочинение её следовано сразу после завершения предыдущей. Время окончания партитуры III части обозначено также в чистовом автографе: 29.IX.Ленинград.
Наиболее проблематична датировка начала работы над финалом. Известно, что в начале октября 1941 года Шостакович с семьёй был эвакуирован из осаждённого Ленинграда в Москву, а затем переехал в Куйбышев. Находясь в Москве, он сыграл готовые части симфонии в редакции газеты "Советское искусство" 11 октября группе музыкантов. "Даже беглое прослушивание симфонии в фортепианном исполнении автора позволяет говорить о ней, как о явлении громадного масштаба", - свидетельствовал один из участников встречи и отмечал..., что "Финала симфонии ещё нет."
В октябре-ноябре 1941 года страна перeживала самый тяжёлый момент борьбы с захватчиками В этих условиях оптимистический финал, задуманный автором ("В финале хочется сказать о прекрасной будущей жизни, когда враг будет разбит"), не ложился на бумагу. Художник Николай Соколов, живший в Куйбышве по соседству с Шостаковичем, вспоминает: "Как-то я спросил Митю, почему он не кончает свою Седьмую Он ответил: "... Не могу пока писать... Гибнет столько наших людей!.." Зато с какой энергией и радостью он засел за работу сразу же после известия о разгроме фашистов под Москвой! Очень быстро была им закончена чуть ли не за две недели."Контрнаступление советских войск под Москвой началось 6 декабря, а первые значительные успехи принесло 9 и 16 декабря (освобождение городов Елец и Калинин). Сопоставление этих дат и срока работы, указываемого Соколовым (две недели), с датой окончания симфонии, проставленной в чистовой партитуре (27.XII.1941), позволяет с большой уверенностью отнести начало работы над финалом на середину декабря.
Нестьев И. Седьмая симфония Шостаковича. - "Советское искусство", 16 октября 1941.
Шостакович Д. В дни обороны Ленинграда. - "Советское искусство", 9 октября 1941.
*Соколов Н.А. Наброски по памяти. - Москва, 1984, с.57, подчёркнуто мной - М.Я.
____________________
II. Композитор рассматривал Седьмую как программное сочинение: "конкретной, почти сюжетной была программа моей симфонии, - писал он, - первоначально я предполагал даже предпослать каждой её части соответствующее наименование ("Война", "Воспоминание", "Родные просторы", "Победа"). Отсутствие этих подзаголовков, впрочем, не помешало многим слушателям довольно точно воспринять задуманную мною программу, особенно в первой части."Программный замысел определил некоторые особенности композиции и музыкального языка симфонии, в частности, её первой части, о чём также говорил сам автор: "Особые задачи, выдвигаемые определённой программой, могут привести и к особым вариантам той или иной традиционной формы, наиболее соответствующим данному содержанию. Мне лично пришлось при создании первой части отказаться от обычной сонатной разработки и дать вместо неё новый средний эпизод, изложенный в вариационном развитии. Такая форма, насколько мне известно, не часто встречается в симфонической музыке; замысел её родился у меня под воздействием программы (так же как и некоторые чисто изобразительные приёмы в эпизоде "нашествия")."**
Ещё до завершения симфонии Шостакович подробно рассказал о первых трёх частях: "Экспозиция первой части повествует о счастливой мирной жизни людей, уверенных в себе и в своём будущем. Это простая, мирная жизнь, какой до войны жили тысячи ленинградских ополченцев, весь город, вся наша страна.
В разработке в мирную жизнь этих людей врывается война. Я не стремлюсь к натуралистическому изображению войны, лязга оружия, разрыва снарядов, и т.п. Я стараюсь передать образ войны эмоционально. Собственно говоря, то, что я называю разработкой, является скорее эпизодом в первой части, так как она написана в форме, более всего приближающейся к рондо-сонате.
В репризе возвращаются те же темы, что были в экспозиции. Но здесь они носят совершенно другой характер. Реприза - траурный марш или, вернее, реквием о жертвах войны. Простые люди чтят память своих героев. Как мне нужны были слова для этого эпизода! Но нигде я их не мог найти. Был момент, когда я сам собирался их писать. Впрочем, теперь я даже рад, что слов нет, потому, что это очень осложнило бы партитуру. После реквиема идёт ещё более трагический эпизод. Я не знаю как охарактеризовать эту музыку. Может быть, в ней - слёзы матери или даже чувство, когда скорбь так велика, что слёз уже не остаётся. Эти два лирических фрагмента приводят к заключению первой части, к апофеозу жизни, солнца. В самом конце опять возникает отдалённый грохот, напоминающий о том, что война продолжается."
"Вторая и третья части симфонии не связаны какой-либо программой. Они предназначены, чтобы служить лирической разрядкой. Ещё Шекспир учил, что нельзя держать зрителя в состоянии постоянного напряжения. В этом смысле меня всегда восхищала сцена с могильщиками в "Гамлете". Вторая часть симфонии - очень лирическое скерцо. Юмора в ней маловато, но для меня она чем-то связана со скерцо из квинтета. Третья часть - патетическое адажио, драматический центр произведения."***
В статье, опубликованной уже после первого исполнения симфонии, Шостакович возвращается к истории её создания и рассказывает о чувствах и настроениях, владевших им во время работы:
"Начал я работать над симфонией в конце июля 1941 года. Закончил в конце декабря. Получилось большое по размерам сочинение. Длительность его 1 час 20 минут. Моя симфония навеяна грозными событиями 1941 года. Коварное и вероломное нападение германского фашизма на нашу родину сплотило все силы нашего народа для отпора жестокому врагу. Седьмая симфония - это поэма о нашей борьбе, о нашей грядущей победе.
В связи с событями 1941 года жизнь поставила вопрос о роли работников культуры в эти дни. Война, которую мы ведём с гитлеризмом, - самая справедливая. Мы защищаем свободу, честь и независимость родины. Мы боремся за лучшие в истории человеческие идеалы. Мы дерёмся за свою культуру, за науку, за искусство, за всё то, что мы создавали и строили. И советский художник никогда не будет стоять в стороне от той исторической схватки, которая сейчас ведётся между разумом и мракобесием, культурой и варварством, светом и тьмой.
Почти вся симфония была сочинена мной в моём родном городе - Ленинграде. В город рвались кровавые банды гитлеровских орд. Город подвергался бомбардировкам с воздуха, била вражеская артиллерия. Все ленинградцы дружно сплотились и вместе со славными воинами Красной Армии поклялись дать отпор зазнавшемуся врагу.
В эти дни я работал над симфонией. Работал много, напряжённо и быстро. Мне хотелось создать произведение о наших днях, жизни, о наших людях, которые становятся героями, которые борются во имя торжества над врагом, которые делаются героями и побеждают. Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека, о нашей прекрасной природе, о гуманизме и красоте. Во имя всего этого мы ведём жестокую борьбу...
Велико внимание всей нашей страны к вопросам культуры. В трудные дни войны новые музыкальные произведения разучиваются и исполняются. Новые драматические произведения ставятся в театрах. Художники работают над новыми картинами.
В военное время наша культура двигается вперёд и развивается. Работники культуры вместе со всем народом помогают Красной Армии громить врага. Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу - Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию."****
Шостакович Д. О подлинной и мнимой программности. - "Советская музыка", 1951, Но.5, с. 77.
там же
*Шостакович Д. В дни обороны Ленинграда. - "Советское искусство", 9 октября 1941. Близкие характеристики содержатся и в авторской аннотации, выпущенной к премьере симфонии, но содержание второй и третьей частей раскрыто в аннотации несколько подробнее: "Вторая часть - скерцо. Это довольно развитый и лирический эпизод. Тут воспоминания о каких-то приятных событиях, о радостных эпизодах. Всё это подёрнуто лёгкой дымкой грусти и мечтательности... Упоение жизнью, преклонение перед природой - вот мысли, заложенные в третьей части."
**Шостакович Д. Седьмая симфония. - "Правда", 29 марта 1942.
____________________
III. Премьера Седьмой симфонии состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве, во Дворце культуры. Исполнители" оркестр Большого театра СССР под управлением С. Самосуда, "Концерт транслировался по всем радиостанциям Советского Союза и за границу. Радиопередаче предшествовало выступление перед микрофоном Д. Шостаковича, рассказавшего радиослушателям о своей работе над Седьмой симфонией, о её характере и содержании."*
29 матра 1942 года Седьмая симфония впервые прозвучала в Москве, в Колонном зале Дома Союзов в исполнении оркестра Всесоюзного радио под управлением С. Самосуда. Затем последовали исполнения в Ташкенте, Новосибирске, Ереване.
9 августа состоялось исполнение симфонии в блокадном Ленинграде. В большом зале Ленинградской филармонии её исполнил Симфонический оркестр Ленинградской филармонии под управлением К. Элиасберга.
19 июля 1942 года - ровно через год после того, как композитор приступил к её созданию! - Седьмая симфония была впервые исполнена в Нью-Йорке (США). Исполнители: оркестр Национальной Радиокорпорации NBC под управлением А Тосканини. Этот концерт транслировался всеми радиостанциями Соединённых штатов. В сезоне 1942 - 1943 гг. симфония была исполнена в США более 60 раз (дирижёры: С. Кусевицкий, Л Стоковский, А. Родзинский, Ю. Орманди, П. Монте, Ф. Сток, Г. Киндлер, Д. Митропулос, А. Штоссель).
В 1942 -1943 гг. симфония прозвучала также в Лондоне (дирижёр Г. Вуд), в Мексике (К. Чавес), Канаде ( Э. Макмиллан), Аргентине, Перу и Уругвае ( Ф. Буш). В сезоне 1945 -1946 гг. состоялись первые исполнения Седьмой симфонии в Париже (Ш. Мюнш), Праге, Белграде, Риме, Осло, Вене, Софии, Будапеште, Копенгагене, Кракове, Загребе.
В 1942 году за создание Седьмой симфонии Шостаковичу была присуждена Сталинская премия первой степени. В том же году в Москве вышло в свет первое издание партитуры симфонии.
*Первое открытое исполнение Седьмой симфонии Шостаковича. - "Правда", 6 марта 1942.
____________________
Манашир Якубов (1992)
Источник