Джакомо Пуччини - Мадам Батерфляй (Чио-Чио-Сан) (Erich Leinsdorf, RCA Italiana Opera Orchestra and Chorus, 1963)
Год: 1963
Жанр: Opera / Vocal
Продолжительность (Total CD1+CD2): 02:09:07
Кодек: FLAC
Битрейт: Lossless
Тип битрейта: VBR
Тип записи: img + cue
17 февраля 1904 года в Миланском театре «Ла Скала» Джакомо Пуччини представил свою новую оперу «Мадам Баттерфляй» (Чио-чио-сан) («Madama Butterfly», по мотивам пьесы Давида Беласко). Несмотря на участие выдающихся певцов Розины Сторкио, Джованни Дзенателло, Джузеппе де Лука, спектакль провалился. Маэстро чувствовал себя раздавленным. Друзья уговорили Пуччини переработать своё произведение, а на главную партию пригласить Соломею Крушельницкую. 29 мая на сцене театра «Гранде» в Брешии состоялась премьера обновлённой «Мадам Баттерфляй», на этот раз — триумфальная. Публика семь раз вызывала актёров и композитора на сцену. Madama Butterfly (Cio-Cio-San) / мадам Баттерфляй (Чио-Чио-сан (правильнее Тё-Тё-сан), сопрано) / Leontyne Price, soprano
Suzuki, Cio-Cio-San’s servant / Судзуки (меццо-сопрано) / Rosalind Elias, mezzo-soprano
B. F. Pinkerton, Lieutenant in the United States Navy / Бенджамин Франклин Пинкертон (тенор) / Richard Tucker, tenore
Kate Pinkerton, his American wife / его американская жена Кэт Пинкертон (меццо-сопрано) / Anna di Stasio, mezzo-soprano
Sharpless, United States Consul at Nagasaki / Шарплесс, консул США в Нагасаки (баритон) / Philip Maero, baritone
Goro, a marriage broker / Горо, свадебный брокер (тенор) / Piero de Palma, tenore
Prince Yamadori, suitor for Cio-Cio-San / князь Ямадори (из свиты Чио-Чио-Сан) (баритон) / Robert Kerns, baritone
The Bonze, Cio-Cio-Sans uncle / Бонза, дядя Чио-Чио-Сан (бас) / Virgilio Carbonari, basso
Imperial Commissioner / комиссар (баритон) / Arturo La Porta, baritone
The Registrar / чиновник регистратуры (бас) / Mario Rinaudo, basso
Yakuside, the uncle / Якусидэ, её дядя (бас) / Leo Pudis, basso
Mother of Cio-Cio-San / мать Чио-Чио-сан (меццо-сопрано) / Fernanda Cadoni, mezzo-soprano
The Aunt / тётка (сопрано) / Gianna Lollini, soprano
The Cousin / кузина (сопрано) / Silvia Bertona, soprano
Dolore (мальчик; мимическая роль)
Родственники, друзья, подруги, слуги Чио-Чио-сан.
RCA Italiana Opera Orchestra and Chorus / Erich Leinsdorf, Conductor
Produced Richard Mohr
Recording ingineer Lewis Layton
Recorded in July 1962 in the RCA Italiana Studios, Rome.
Leontyne Price
Philip Maero
Richard Tucker
Rosalind Elias
Erich Leinsdorf
( 04.02.1912 года [Вена]- 11.09.1993 года [Цюрих])
США (usa)
Эрих Ляйнсдорф был одним из талантливейших людей 20 века. Он сделал огромный вклад в развитие классической музыки, возрождая старинные и утерянные произведения классиков.
Эрих Ляйнсдорф известен многим поклонникам классической музыки как талантливейший дирижер.
Он родился 4 февраля 1912 года в Вене. Настоящая фамилия Ляйнсдорфа, Ландауэр. В возрасте 5 лет начал посещать местную музыкальную школу. Позже он поступил в школу в Моцартеуме, после окончания которой стал студентом Венской академии музыки.
Эрих Ляйнсдорф был талантливым учеником. Он схватывал знания на лету, удивляя опытных профессоров.
Первыми кто обратил внимание на Ляйнсдорфа, стали Бруно Вальтер и Артуро Тосканини. Он работал их помощником до 1937 года. Эрих подавал огромные надежды, поэтому его преподаватели вкладывали в его обучение много сил и эмоций.
В 1938 году Эрих Ляйнсдорф(Erich Leinsdorf) переселяется в США. Он начинает работать в ведущем оперном театре в США «Метрополитен Опера». Основным направлением Эриха становятся Вагнеровские оперы.
Спустя несколько сложных лет в США Эрих Ляйнсдорф получает американское гражданство. Он получает статус одного из самых уважаемых и профессиональных дирижеров.
Эрих поражал своим мастерством и талантом. Многие считали его «волшебником», способным создавать великие шедевры.
В 1943 году Эрих Ляйнсдорф возглавил оркестр Кливленда. Параллельно с этим он проходит службу в армии, ведь в это время в мире в разгаре Вторая Мировая война.
В 1947 году Ляйнсдорф становится ведущим дирижером Филармонии Рочестера. А в 1955 году он опять начинает работать в «Метрополитен Опера».
Одним из последних оркестров возглавляемых Эрихом Ляйнсдорфом стал Бостонский симфонический оркестр. Он руководил им в период с 1962 по 1969 годы.
В ноябре 1963 года на плечи Эриха Ляйнсдорфа(Erich Leinsdorf) была возложена сложнейшая миссия. Во время очередного выступления, на котором присутствовали многие высшие чины госаппарата США был убит президент Кеннеди. Ляйнсдорф сообщил присутствующим об этом страшном преступлении.
Эрих Ляйнсдорф был одним из талантливейших людей 20 века. Он сделал огромный вклад в развитие классической музыки, возрождая старинные и утерянные произведения классиков.
Основным направлением Ляйнсдорфа стали произведения Вагнера, Бетховена, Брамса, Дворака, Моцарта и многих других классиков. Эрих Ляйнсдорф постоянно делал записи своих выступлений. К концу карьеры у неё скопилась богатая дискография.
Эрих Ляйнсдорф умер 11 сентября 1993 в Цюрихе от рака. На тот момент ему был 81 год.
Трагедия в двух действиях и трёх частях; либретто Л. Иллики и Дж. Джакозы по одноимённому рассказу Дж. Л. Лонга и по одноимённой драме Д. Беласко.
Действие происходит в Нагасаки в конце XIX столетия.
Действие первое
Японский дом на одном из холмов близ Нагасаки. Горо показывает его американскому лейтенанту морского флота Пинкертону, который собирается жить здесь с юной гейшей Чио-Чио-сан: их брак по японскому ритуалу должен вскоре состояться. Появляется американский консул Шарплес, которому Пинкертон излагает свои легкомысленные взгляды на жизнь, в частности, на брак с японкой, оставляющий ему возможность со временем жениться на американке. Но вот вдали раздаются голоса Чио-Чио-сан и её друзей. Чио-Чио-сан, прозванная Баттерфляй, рассказывает о своей жизни: отец её был знатным самураем, но бедность заставила девушку стать гейшей. Она готова отречься от своей религии, если этого хочет Пинкертон. Когда церемония бракосочетания завершается, начинается весёлый пир, который прерывает приход разгневанного дяди Баттерфляй — бонзы. Он узнал о намерениях племянницы перейти в христианство и проклинает её вместе с другими родственниками. Пинкертон всех прогоняет и уводит свою жену в дом.
Действие второе
Часть первая
Прошло три года. Баттерфляй в своём доме ждёт возвращения Пинкертона и убеждает служанку Судзуки, что он скоро вернётся. Входят Шарплес и Горо: в руках у консула письмо, в котором Пинкертон просит его сообщить Баттерфляй, что он женился на американке. Шарплес никак не решается сказать об этом молодой женщине. Он советует ей согласиться принять предложение принца Ямадори. Баттерфляй показывает им своего маленького сына: он ждёт отца. Доносится пушечный выстрел, возвещающий, что в порт прибыл американский корабль. Баттерфляй охвачена радостью, она украшает дом цветами и ждёт Пинкертона. Наступает ночь. Судзуки засыпает возле ребёнка, Баттерфляй бодрствует.
Часть вторая
Светает. Баттерфляй, устав от бессонной ночи, прилегла отдохнуть. В этот момент в дом входят Пинкертон, его жена Кэт и консул: лейтенант надеется, что его бывшая возлюбленная отдаст ему ребёнка. Узнав от Судзуки, как она ждала его, он не может сдержать волнения. Баттерфляй по лицу Кэт и из слов консула догадывается обо всём. Она отдаст сына только отцу через полчаса. Когда все уходят, она занавешивает комнату и готовится к смерти. Судзуки вталкивает в комнату мальчика, надеясь отвратить мать от ужасного намерения. Молодая женщина нежно прощается с ним, даёт ему игрушки и завязывает глаза, и за ширмой наносит себе удар кинжалом. У неё ещё хватает сил вернуться к ребёнку и в последний раз обнять его. Голос Пинкертона зовёт её, лейтенант и консул входят в комнату. Чио-Чио-сан, умирая, слабым жестом показывает им на сына.
Структура:
Опера (в русском варианте — «Чио-Чио-сан») — лирическая драма, полно и многогранно раскрывающая образ главной героини. Чередование певучих кантиленных арий и выразительных речитативов, объединяемых в широкие сцены, что вообще свойственно оперной манере Пуччини, особенно характерно для «Чио-Чио-сан». В музыке оперы использовано несколько подлинных японских мелодий, органично вплетенных в музыкальную ткань.
Первый акт открывается энергичным вступлением. Ария Пинкертона «Скиталец янки» («Dovunque al mondo lo yankee vagabondo», ; отмечена мужественными, волевыми чертами. Лирическая мелодия ариозо Пинкертона «Каприз иль страсть» («Amore o grillo») звучит пылко и увлеченно. Упоением любви пронизано ариозо Чио-Чио-сан «Меня сюда недаром призывает». Большой ансамбль с хором передает контрастные чувства участников: опасения Шарплеса и признания влюбленного Пинкертона, восхищение или разочарование остальных. Смирение и покорность звучат в ариозо Чио-Чио-сан «Легко остаться нищим тому, кто был богат?» («Nessuno si confessa mai nato in poverta»), «Да, пред своей судьбою».
Нервное фугато в подражание XVIII веку переходит в изображение средствами японской музыки беседы гостей, и мы начинаем различать краски типичной инструментовки, звенящей и воздушной. Толпа родственников и знакомых Баттерфляй, приглашённых на брачную церемонию, оживляет полную движения сцену, которую Пуччини направляет уверенной рукой: это удивительный образец коллективного представления с милой, педантичной передачей экзотических черт. В целом противоречие между двумя типами ментальности имеет тенденцию к разрешению, особенно в образе главной героини.
С появлением бонзы музыка приобретает оттенок зловещей угрозы. Томной негой дышит дуэт Пинкертона и Чио-Чио-сан «Ах, что за вечер!», «Я всё любуюсь глазками твоими» («Viene la sera…», «Bimba dagli occhi pieni d’amore»). Дуэт молодожёнов звучит очень по-европейски, следует мастерским, хорошо отлаженным схемам, очень хорошо оркестрованный, отмеченный различными великолепными идеями, полный шелеста листвы и ароматов, но при этом столь затянутый, что невольно создаёт впечатление, которое затем полностью подтверждается, — неискренности Пинкертона.
Начало первой картины второго акта насыщено тревогой и беспокойством. Горестно взволнованная скорбная музыка сопровождает диалог Баттерфляй и Судзуки. Страстной мечтой о счастье исполнена ария Баттерфляй «В ясный день желанный» («Un bel di, vedremo»). Печальное обращение к сыну «Что придется мне взять тебя на ручки» сменяется задушевным ариозо «Пусть цветы своими лепестками» («Scuoti la fronda»). Колыбельная, охраняющая сон ребёнка и бдение матери, хоровое пение с закрытым ртом, создаёт нежный, нерукотворный образ женщины, передает безмолвие ночи.
Оркестровое вступление ко второй картине второго акта своим драматизмом предвосхищает роковую развязку. Следующий за ним светлый и спокойный оркестровый эпизод изображает восход солнца. В музыке терцета запечатлены настойчивость Шарплеса, испуг и отчаяние Судзуки, раскаяние Пинкертона. Грустью исполнено ариозо Пинкертона «Прощай, мирный мой приют» («Addio, fiorito asil»). Чувством настороженности и тревожного ожидания насыщена следующая за ним сцена. После первого раздела последнего ариозо Баттерфляй «А я, я иду далеко», проникнутого спокойной решимостью, отражающего тесную связь с ритуалом предков, молодая женщина устремляется к мелодии западного склада, словно протягивая руки, чтобы защитить своего ребёнка. Когда на последних слогах слова «abbandono» («покидаю») мелодия переходит в тонику си минора и отсюда начинает свой ужасный полёт к доминанте в сопровождении тяжёлых ударов гонга по очень простой, архаичной и внушительной схеме арпеджио — мелодия, стиснутая пределами тональности, выливается в поток огромной силы, разбивающийся об это страшное «gioca, gioca» («играй, играй»), за которым следует мрачная труба. Оркестр встречает целотоновым мотивом труб и тромбонов появление отца — звучит тема дома на холме.
Трек лист (CD1):01.
Atto I/Preludio (01:03)
02.
Atto I/E soffitto e pareti (05:26)
03.
Atto I/Dovunque al mondo lo Yankee (03:53)
04.
Atto I/Amore o grillo (03:25)
05.
Atto I/Ancora un Passo or via (Entrada di Butterfly) (03:00)
06.
Atto I/Gran ventura (03:18)
07.
Atto I/L'Imerial Commissario (03:02)
08.
Atto I/Vieni, amor mio! (02:26)
09.
Atto I/Ieri son salita tutta sola (01:51)
10.
Atto I/Tutti zitti! (01:14)
11.
Atto I/Madama Butterfly (02:07)
12.
Atto I/Cio-Cio-San! (02:19)
13.
Atto I/Bimba, bimba, non piangere (05:26)
14.
Atto I/Bimba dagli occhi (03:58)
15.
Atto I/Vogliatemi bene (07:06)
16.
Atto II/E Izaghi ed Izanami (06:31)
17.
Atto II/Un bel di (04:23)
Продолжительность: 01:00:36
Трек лист (CD2):01.
Atto II/C'e. Entrate (04:03)
02.
Atto II/Yamadori, ancor le pene (04:42)
03.
Atto II/Ora a noi (02:59)
04.
Atto II/Due cose potrei far (02:02)
05.
Atto II/Ah! M'ha scordata? (04:54)
06.
Atto II/Io scendo al piano (03:09)
07.
Atto II/Il cannone del porto! (03:41)
08.
Atto II/Tuti i fior? (Duetto del fiore) (03:51)
09.
Atto II/Or vienmi ad adornar (04:44)
10.
Atto II/Coro a bocca chiusa (02:49)
11.
Atto III/Oh eh! Oh eh! (07:39)
12.
Atto III/Giа il sole! (04:02)
13.
Atto III/Io so che alle sue pene (03:42)
14.
Atto III/Addio, fiorito asil (02:55)
15.
Atto III/Suzuki, Suzuki! (05:45)
16.
Atto III/Come una mosca (02:43)
17.
Atto III/'Con onor muore...' (Morte di Butterfly) (04:41)
Продолжительность: 01:08:31
Время раздачи: 7/24