Советую тем, кто прочитал эту статью и хочет больше узнать о EAC перейти по этим ссылкам:
1.
http://wiki.hydrogenaudio.org/index.php?title=Exact_Audio_Copy2.
http://eac.h12.ru/index.shtmlВопрос: "А в чем собственно проблема, и почему я не могу пользоваться моей любимой программой для изготовления образа?"
Краткий ответ: Потому!
Более подробный ответ: Потому что нельзя!
Пересказывать с английского у меня нет никакого желания, поэтому либо вы почитаете сами линки в конце этой писульки, либо поверите моему краткому пересказу
Проблема с аудио дисками простая - они никогда не предназначались для компьютера (т.е. произвольный доступ к любому месту диска не предусмотрен), и стандарт был разработан во времена виниловых пластинок. В связи с этим вы не можете считать байт номер 323 - нет такого понятия. Есть понятие, как и у обычной пластинки - поставить иглу и начать читать. Позиционирование с точностью до +\- 1 сек, конечно, лучше, чем руками ставить иглу на винил, но с точки зрения изготовления копий - не радует. Что еще больше не радует - представьте себе, что иглу вы поставили и на вас посыпались байты - что делать, если вы пару байт не поймали? Игла не ждет и шлет новые байты и ровно так же ведет себя ваш CDROM - шлет и шлет (хотя новые модели имеют буфер, если никто байтов не ловит, некоторое их количество CDROM помнит). Еще более грустное явление - полное отсутствия понятия о том, что делать при появлении ошибки чтения? В отличие от DATA дисков, у которых информация избыточна и некоторые ошибки можно восстановить на уровне чтения, Audio CD не содержит никаких контрольных сумм и прочего. Там только данные (не буду про сабченелы) и если CDROM не считал что-то, то мало того, что он не всегда об этом догадывается (точнее не CDROM, а программа, которая читает данные), так и даже если он знает, что чтение пошло плохо - сделать ничего уже нельзя, лазерный лучик скользит дальше, и поэтому в большинстве случаев ничего не происходит, CDROM либо "придумывает" данные (тыкает пальцем в небо), либо ничего не делает совсем. Теперь, почему этого не слышно никогда - а так было задумано
Просто если вдуматься, что такое частота оцифровки 44кГц - многое станет ясно (для тех кому лень думать - 1 секунда звука это ~ 176kB) - потеря пары байт ничего не решает, их не слышно. Конечно, при копии с копии и так сто раз - можно, наверное, дойти до момента, что станет слышно, но в целом - именно это спасает всяких CloneCD и Nero. Вот когда вы точно сможете услышать разницу - это когда вы попробуете считать CD с царапинами и прочее. Если вы никогда не налетали на CD с характерным звуком "цык-цык-цык" - вам (пока) просто повезло
Все, на этом я заканчиваю с трудностями и перехожу к решениям.
Сразу хочу сказать - в принципе, если у вас диск нормальный, не царапаный, и вы просто хотите сделать копию для прослушивания в машине с откидным верхом на скорости 150 км\ч - овчинка выделки не стоит. Но если вас радует мысль, что все ваши копии будут перепроверены и близки к оригиналам насколько это только возможно - тогда я продолжу. Спасает отца русской демократии даровая прога
Exact Audio Copy, которая (опять лень долго говорить) перечитывает данные дважды и посему никаких "цык-цык-цык" не будет (если вы, конечно, напильником CD не шлифовали). Прога посему работает не так быстро, но если она налетает на ошибку (царапина, например) - она будет читать этот отрезок до полного посинения или до того момента, когда результаты на n-нный раз чтения не совпадут. Даже в самых критических случаях типа диск взят в библиотеке и на него разве что песок не сыпали - после нескольких часов (!) работы все достается и если что-то не достается - она покажет эти места и вы можете послушать, как это будет звучать. В случае, если данные не получается достать с уверенностью 100% - выбираются самые вероятные данные (она читает 82 раза КАЖДЫЙ подозрительный участок). В целом, если диски царапаные, то ничего лучше вам не найти. Если диски не царапаные - все будет как обычно, только раза в два медленнее. С учетом того, что имидж делается один раз - в два раза медленнее для меня лично не аргумент. Все остальные фишечки типа синхронизации треков и пауз между треками у меня сил пересказывать нет - да и надо ли?
Если вы дочитали до этого места, то пора завязывать со всей болтологией и заняться делом - копированием CD
Думаю, прогу вы уже взяли и даже поставили, осталось только понять, что там и где надо ставить. Для ленивых я положу конфиг файл (но CDROM придется там выставить самому), а для тех, кто хочет знать - пройдемся быстро по самым важным опциям.
Жмем F9 и начинаем:
Если вы копируете диски с многочисленными царапинами - охлаждайте CDROM каждые 30 минут, если не хотите поплавить диск - лазер же его греет. Хотя они говорят, что каждые 60 минут это надо делать - я думаю 30 минут не повредит тоже.
Error Recovery - это как раз сколько раз он будет перечитывать ошибки, ставьте
High, иначе можете CloneCD использовать. Обязательно надо делать
Synchronize between tracks, особенно если вы хотите делать сборник и надрать треков с разных дисков.
Fill up missing offset samples with silence должен быть включен - это не особо влияет, но лучше включить. Про оффсеты я потом напишу.
Очень важный вопрос про CRC (контрольная сумма) и как собственно бысть с галкой
No use of null samples for CRC calculation. Идея заключается в том, что если диск имеет в начале и конце тишину, то CRC таких дисков при включенной галке будет одинаково даже при разных офсетах. Совет старейшин решил эту галку выключить. Выключать галку решили потому, что тогда при правильных значениях оффсета - контрольные суммы разных рипов должны быть одинаковы.
Ничего существенного. Это, так сказать, косметика...
Retrieve UPC/ISRC codes in CUE sheet generation - не надо, не многие CDROM'ы это поддерживают, и на самом деле всего 1% CD имеют этот код - это типа штрихкода на CD.
Use CD-Text information in CUE sheet generation - надо включать, тогда потом можно будет порубить WAV файл на треки нормально - с именами. Остальное - неважно.
НИКОГДА не трогайте это, это должен делать звукоинженер, он уже это сделал в студии и не надо ему мешать
Т.к. мы делаем образы, мы ничего не трогаем в табах
Filename & Catalog, вы можете поставить директрию по умолчанию для ваших имиджей в табе
Directories. Можно ничего не трогать в табе
Write - это косметика.
Рекомендуется использовать ASPI, который от Adaptec, драйвера живут
здесь. Как вариант - можно взять dll от Nero , для этого надо взять файлик WNASPI32.DLL из папки с Nero и скопируй его в папку C:\Program Files\Exact Audio Copy (ну или где он у вас). Долго шли баталии на тему что лучше - внешний ASPI интерфейс или встроенный в ЕАС, однозначного ответа получить не удалось, но автор ЕАС рекомендует использовать внешний ASPI
Прежде чем вы продолжите настройку дальше надо выйти из EAC, он сохраняет конфиг в момент выхода. Еще можно сделать Shift-F2 и сохранить результаты труда
F10 - Самая тонкая часть настройки - приготовьтесь пару раз подвесить EAC
Можно кликнуть на
Detect Read Feature и посмотреть, что из этого выйдет (может и зависнуть). Но в целом, вы должны использовать
Secure Mode (!!), никаких
Fast/Brust (это то, что делают всякие Nero). C2 (CDROM опознает ошибки чтения)) вы должны отключить, что бы вам ни говорил Detect, это фишка хорошая, но в основном бесполезная - если диск без сбоев - он его считает и так достаточно быстро, а если диск проблемный - основное время уйдет не на обнаружение ошибки, а на ее устранение. Кроме этого С2 сделан очень часто криво - я сам на это налетал, не работает он. Если в диске сделана дырка гвоздем типа сотка - тогда работает, а мелкие ошибки все равно (лично у меня) не замечает. Кроме этого - другие пользователи не будут нервничать и думать - а правильно ли работает у вас С2. Если автодетект говорит, что
Drive has 'Accurate Stream' feature - это радостно, это надо использовать, а если нет - то и фиг с ней На счет
Drive caches audio data - они утверждают, что ЕАС это определяет правильно и если автодетект говорит NO - значит NO. Но я не верю Я ставлю там галку и это приводит к тому, что ЕАС сбрасывает буфер дисковода принудительно - т.е. всегда читает 2 раза с самого диска, а не из буфера CDROM. Медленнее, но зато я спокоен Опять-таки эта фича работает через раз и не стоит нервировать других людей, скорость рипа не изменится.
Сделайте
Autodetect read command (может подвиснуть опять), включите
Spin Drive и я думаю, что все остальное у вас будет нормально - немногие драйвы меняют каналы и если у вас в результате рипа получается дикий шум - тогда можете попробовать этот
Big Endian - кроме того, что там написано рядом я ничего не знаю.
Оффсеты.... гадость
Видимо? придется написать немного о том, что такое Аудио Диск. Так вот это - почти виниловый диск. Как и на виниле у него есть некоторое место в начале и в конце, на которое ставят иголку и по которой иголка съезжает - это Lead-In & Lead-Out. Т.к. на диске нет маркеров секторов (+\- 1 сек), то лучик ставить точно не получается и посему есть такая гадость, как оффсет - т.е. когда вы говорите лучу - ставь вот туда на второй трек - он промахивается, причем величина промаха у него постоянная - он ставит на Х сэмплов до этого места или на Х сэмплов после. Величина Х называется оффсетом, она либо известна из базы данных EAC, либо ее можно померить самому - есть список дисков, на которых это можно пробовать. Теперь о том, почему я ее ставлю в ноль
Если вы выдергиваете треки, то это значит, что у каждого трека пропадает Х сэмплов либо в начале трека, либо в конце, причем некоторые CDROM'ы имеют страшное значение оффсета - 300 сэмплов. Страшно? Теперь если подумать, то перевод этих сэмплов в секунды звучит так 300 самлов / 44.1 кГц = что-то калькулятор не показывает, а, во = 0.0068 секунды, т.е. 6.8 млск
В применении к образам (да и к просто трекам) это значит - тишина, звук начинается и заканчивается задолго до потерянных сэмплов
Так что когда люди говорят - я выставил оффсет = 72 сампла - я их не критикую, но и не занимаюсь этим сам. Если вы очень хотите не терять эти самые сэмплы - флаг вам в руки Некоторые дисководы могут бороться с этой проблемой путем опции
Overread into Lead-In & Lead-Out. Если вы ее включите, и если в начале или конце ЕАС начнет быстро читать и говорить не могу - значит у вас она не работает и можно смело выключить. Не все дисководы позволяют уменьшать скорость чтения при возникновении ошибок, но я думаю это касается очень старых моделей, и вот СD-Text вам не нужен - вы эту же инфу получите через CDDB.
Теперь что же делать с оффсетами тем, кто хочет. Тем более, что теперь есть довольно правильная база оффсетов, которая живет на
http://www.accuraterip.com/driveoffsets.htm. Если ваш драйв там имеет место быть, возьмите оттуда значение и вбейте его в первую строчку, которая Use read sample offset correction. Ну или если у вас есть диски, которые они знают
http://www.accuraterip.com/keydiscs.htm - можно проделать все самому. Обращаю внимание, что оффсеты надо вписывать в Use read sample offset, картинка выше про нулевые оффсеты.
Все, все - уже почти все готово
Теперь надо решить вопрос на счет
Gaps - опять можно повиснуть
Проблема в том, что паузы между треками могут быть, а могут и не быть, и это инфа не доступна в простом виде - когда CloneCD делает свое дело - он копирует все и потому для него это не проблема - мы же выдираем только звук и нам это не подходит, нам надо в CUE получить точные значения позиции, чтобы при нажатии кнопки Next Track оно шло куда надо (кроме этого потом можно будет используя эту инфу порубить WAV на треки). Что тут надо знать - Методы A, B, C влияют только на скорость этой операции - А самый быстрый и С самый меделнный. Какой именно вы выберете - не важно, просто может оказаться что С не работает на вашем железе. Самое главное - использовать Secure и (после сохранения профайла) сунуть аудио диск и начать тестировать Gaps. Меню
Actions\Detect gaps (F4) - появляется экран и если все треки опознались нормально (т.е. у вас Method А, Secure) и ничего не повисло - вам повезло и все, процесс настройки почти закончен
Если же повис (на каком-то треке все висит и ничего не происходит - нажмите Cancel - через пару минут он отвиснет) - пробуйте другие методы с режимом Secure и если все они висят - придется понизить точность и пробовать Accurate. Если же и это не помогло - то тогда все плохо, Inaccurate часто криво определяет Gaps. Но в я думаю, что почти все смогут делать Secure одним из методов и уж 99% смогут делать Accurate.
Далее все становится совсем просто - осталось приладить FreeDB для определения названий треков - жмите F12, вводите свой (или не свой) е-mail, выбирайте сервер FreeDB и все, приехали - осталось дело за малым, начать сам процес
Для этого либо из меню Actions\Copy Image & Create CUE Sheet - либо конкой Image Cue...