Порох (1985) DVDRipПроизводство: СССР, Ленфильм Жанр: Военный, Драма
Режиссер: Виктор Аристов Сценарий: Виктор Аристов, Артур Макаров, Игорь Лисичкин Актеры: Юрий Беляев, Светлана Брагарник, Любовь Калюжная, Вадим Макаровский, Ножери Чонишвили, Владимир Варенцов, Константин Сарынин, Джейхун Керимов
Описание: Фильм основан на реальных фактах. В сентябре 1941 года перед советскими войсками, оборонявшими Ленинград, встала проблема боеприпасов: в ход шли последние снаряды. Инспектор госконтроля Никонов получает задание — вместе с группой специалистов отобрать на артиллерийских складах Кронштадта необходимые боеприпасы и переправить их в Ленинград. Под непрерывным обстрелом и бомбежками противника было погружено на баржи и через Финский залив доставлено в блокадный Ленинград более 400 тонн пороха. Эта операция стоила жизни многим морякам-балтийцам. Благодаря их мужеству стало возможным продолжить оборону города.
Продолжительность: 01:27:36 Качество видео: DVDRip
Одно лишь краткое название, вспыхивающее в зрительской памяти как порох, и невероятно аутентичная, одна из самых грандиозных по неподдельности ощущений даже в мировом кино большая сцена вражеского артобстрела, под огнём которого малочисленный отряд должен осенью 1941 года доставить в Ленинград запасы пороха, необходимого для обороны города… Только этого достаточно для того, чтобы фильм Виктора Аристова, безусловно, лучший в его недолгой карьере постановщика, остался в истории отечественного кинематографа.
Но не менее важно и другое. Отвечая стилевым и смысловым поискам «ленинградской киношколы», прежде всего — в обращении к теме войны («Летняя поездка к морю» и «Торпедоносцы» Семёна Арановича, «Проверка на дорогах» и «Двадцать дней без войны» Алексея Германа), лента Аристова, между прочим, второго режиссёра на указанных картинах Германа, выходит за пределы тщательно реконструируемого и осязаемо представляемого на экране военного прошлого. Дегероизация войны, лишение её легендарного пафоса происходит отнюдь не за счёт неприкрашенного, порой натуралистичного показа всех ужасов людской бойни, когда одни методично и тупо уничтожают других, теряя самих себя в этом поголовном кровопролитии.
«Порох» произвёл в середине 80-х годов, когда как раз праздновалось 40-летие Победы (напомним, что тогда была ещё в разгаре афганская война), настоящий очищающий эффект ярко выраженного антивоенного характера. Возможно, не так уж легко объяснить, в чём конкретно это проявилось: то ли в самом воздухе фильма, яростного и пропахшего порохом до основания целлулоидных клеток, то ли в том, как несколько вполне обычных людей негероического склада просто и буднично выполняют свою тяжёлую работу, не думают о подвиге, славе и «плате за страх», перевозя порох и сами являясь своего рода его аналогом, рискуя взорваться в любую секунду.
Вот тут и становится ясно, что все они (осознавая это или нет) были даже не человеческим материалом на войне, то есть неким пушечным мясом для уничтожения, а только неодушевлённым порохом для опрометчиво опустошённых пороховниц, зажигательной смесью для «коктейля Молотова» (так не без некоторого кокетства обозвали за границей самопальные бутылки), теми пулями, снарядами и бомбами в руках Сталина, который растрачивал их необдуманно и ничуть не жалея. В какой ещё войне победители потеряли, по крайней мере, втрое больше, чем те, кто потерпел поражение?!
Начало войны часто называют самой чёрной вехой в истории страны. Однако, не стоит забывать, что тогда люди были охвачены не только страхами, но и эйфорией от уверенности в скорой победе. Со временем эта эйфория сошла на нет, и пик кризиса ударил в 1942 году. Действие же картины происходит в сентябре 1941 года в осаждённом Ленинграде и его окрестностях. Фабула чрезмерно проста: есть команда, есть командир, есть задание, выполнять! Так было бы в американском кино. Или в современном нашем. В 1985 году у художников ещё сохранялся вкус к кино, поэтому каждая составляющая фабулы раскрывается под разными углами. Как и его коллега, Семён Аранович, Аристов создаёт целую азбуку человеческих судеб. Она состоит из портретов людей, поставленных в экстремальные условия и старающихся сохранить человеческое лицо на фоне бесчеловечной войны.
Юрию Беляеву, сыгравшему Никонова, удалось создать портрет героя, сосредоточенного на главном настолько, что внешне он остаётся спокойно-равнодушен почти ко всему, что не касается войны. Мелочные проблемы других людей его как бы не беспокоят. Чтобы преодолеть в себе эту жёсткость герою пришлось пройти через Кронштадтское побоище и несколько раз побывать на волосок от смерти. Его смягчение в финале есть главная его заслуга и награда.
Главный конфликт картины — это конфликт военного времени и человека. Вернее, человека и военного времени. Это и есть внутренний конфликт Никонова. На протяжении всего фильма он борется с этим внутри себя. Начиная с начала картины, где под предлогом законов военного времени он вынужден уволить человека и даже отдать его под стражу. Самое сложное для Никонова — это чувство ответственности, которое возложено на него самим Ждановым. Сначала это так и есть, но позднее, когда на экране появляются оторванные конечности молодых матросов, за смерть и увечья которых ответственным является в первую очередь сам Никонов, чувство это стократ увеличивается и принимает совсем иную форму. Теперь это не формальная обязанность — доставить порох в Ленинград, а соприкосновение с судьбами живых людей, с их реальной жизнью, ответственность за их существование. Никонов учится под другим углом смотреть на проблему. За короткий срок в несколько дней Никонову, до этого бывшему в тылу, в Ленинграде приходится испробовать многое, в том числе, и смерть товарищей. И всё это время в его голове и указаниях действуют законы военного времени. Даже в самый отчаянный момент Никонов всё равно принципиально идёт на риск при выполнении задания. Потому что понимает — порох нужно доставить любой ценой. Любой. И сам Никонов готов заплатить даже самую высокую цену.
И тем не менее, несмотря на отчаянность в поступках Никонова, он остаётся упрямо верен себе и своим начинаниям. Надо отметить его внутренний стержень, ведь задание Жданова он понимает не только как исполнение долга перед Родиной, но и как вызов самому себе. У каждого человека в военное время кроме общего дела всегда существует и своя собственная война. Это очень важно учитывать для понимания психологии героя. И Никонов смело идёт на выполнение задания, понимая, что для него это проверка. Проверка, с которой он прекрасно справляется, хоть и не без жертв, но… законы военного времени.
Важно отметить, что режиссёр огромное внимание уделяет деталям и обстановке, создавая атмосферу достоверности. Кстати, атмосфера в картине своеобразна и достигается она с помощью ручной камеры, часто смотрящей глазами героя или, по крайней мере, продвигающейся за ним долгое время. Таким образом создаётся эффект присутствия. В том же 1985 году Элем Климов снял фильм «Иди и смотри», где камера работала похожим образом, только менее динамично. Выходит, к сорокалетию победы над немецко-фашистским захватчиком (вот уж нелепое словосочетание, не так ли?) были сняты очень сильные картины, по духу способные заставить людей не на шутку переживать. Впрочем, про картину Климова разговор особый, вернёмся к «Пороху».
Конечно не обошлось в картине и без темы вечной темы отношения к немцам. Аристов, как и Аранович, придерживается точки зрения, что воевали не с немцами, а с фашистами. Так рассуждали многие, освободившиеся от цензурного гнёта и режима, где немец был только врагом, бесчеловечным и безжалостным. Впрочем, и Аристов и Аранович вуалируют свою позицию, они всё время как бы отходят в сторону, в чём их большая заслуга, выставляя на первый план непосредственных героев картины.
В картине есть ряд блестящих сцен, как актёрских, так и режиссёрских. Из актёрских работ хочется выделить, конечно, Юрия Беляева, сыгравшего главную роль. А из режиссёрских (или сценарных) находок, сцену после первого самолётного обстрела, во время погрузки пороха и щенячью радость оставшихся в живых матросиков. Потрясающая сцена.
Вообще название фильма целиком оправдывает не только сюжетную линию, но и структуру картины. Каждый эпизод фильма — это бочка с порохом, которая вот-вот рванёт. Таков и характер самого Никонова, он в любую секунду готов взорваться. Таким образом, внутри картины создаётся колоссальное нервное напряжение, которое заряжает зрителя на активное сопереживание героям и доставляет удовольствие посредством адреналина. Тем ценнее жизнеутверждающие слова Никонова, сказанные ближе к финалу: «Я хотел бы родиться там, где я родился. А щас хочу быть в Кронштадте, хочу привезти порох. И буду счастлив!»
«У меня сейчас внутри бочка пороху, Только спичку поднеси — будет шороху! А башка моя сама в петлю просится - То, что сводит нас с ума, то и по сердцу!»
Михаил Башаков, 2002
Общее Полное имя : L:\Фильмы\Upload\Poroh.1985.DVDRip.avi Формат : AVI Формат/Информация : Audio Video Interleave Размер файла : 1,37 Гбайт Продолжительность : 1 ч. 27 м. Общий поток : 2232 Кбит/сек Программа кодирования : FairUse Wizard Библиотека кодирования : The best and REALLY easy backup tool
Видео Идентификатор : 0 Формат : MPEG-4 Visual Параметр BVOP формата : 1 Параметр QPel формата : Нет Параметр GMC формата : Без точки перехода Параметр матрицы формата : Default (H.263) Режим смешивания : Сжатый битовый поток Идентификатор кодека : DX50 Идентификатор кодека/Подсказка : DivX 5 Продолжительность : 1 ч. 27 м. Битрейт : 2030 Кбит/сек Ширина : 704 пикс. Высота : 512 пикс. Соотношение сторон : 1,375 Частота кадров : 25,000 кадр/сек Цветовое пространство : YUV Подвыборка цветности : 4:2:0 Битовая глубина : 8 бит Тип развёртки : Прогрессивная Метод сжатия : С потерями Бит/(Пиксели*Кадры) : 0.225 Размер потока : 1,24 Гбайт (91%) Библиотека кодирования : DivX 6.7.0 (UTC 2007-09-20)
Аудио Идентификатор : 1 Формат : AC-3 Формат/Информация : Audio Coding 3 Расширение режима : CM (complete main) Идентификатор кодека : 2000 Продолжительность : 1 ч. 27 м. Вид битрейта : Постоянный Битрейт : 192 Кбит/сек Канал(ы) : 2 канала(ов) Расположение каналов : Front: L R Частота : 48,0 КГц Битовая глубина : 16 бит Метод сжатия : С потерями Размер потока : 120 Мбайт (9%) Выравнивание : Разделение по промежуткам Продолжительность промежутка : 40 мс. (1,00 видеокадр) Время предзагрузки промежутка : 500 ms
с такими усами, как на постере у героя, в 1941 году после 22 июня долго не пришлось бы ему ходить по СССР. В лучшем случае сбрить, а в худшем Колыма...
с такими усами, как на постере у героя, в 1941 году после 22 июня долго не пришлось бы ему ходить по СССР. В лучшем случае сбрить, а в худшем Колыма...
Тогда эти усы были в моде во всем мире, как сейчас бороды у хипстеров. И к Гитлеру эта мода не имела никакого отношения.