Один из самых распространенных советов, который дают начинающим писателям опытные коллеги: писать о том, в чем хорошо разбираешься. Почти наверняка кто-то дал молодому Крису Банчу именно такой совет. Перенеся в книги богатый жизненный опыт, Банч стал одним из самых успешных авторов боевой фантастики.
Много ли вы можете с ходу назвать фантастических и фэнтезийных романов или циклов, в которых совсем не было бы войны? Чем спокойнее и безопаснее становится жизнь любителя фантастики, тем чаще обнажаются мечи и стреляют бластеры на книжных страницах. Конечно, чтобы написать хорошую военную фантастику, вовсе не обязательно побывать на передовой или отслужить два года в стройбате. Однако писатель, в свое время вдоволь понюхавший пороха и на своей шкуре испытавший, что такое война, в девяти случаях из десяти расскажет даже о вымышленных солдатах и баталиях куда убедительнее, чем фантаст с исключительно гражданским прошлым.
От войны до литературы — один шаг
Калифорниец Крис Банч родился в самый разгар Второй мировой — 22 декабря 1943 года, — однако, в отличие от многих своих сверстников, долго не расставался с мечтой примерить военную форму и с оружием в руках сразиться с вратами своей страны. И страна охотно предоставила ему такую возможность. Когда Соединенные Штаты ввязались во Вьетнамскую войну, Банч добровольно вступил в ряды звездно-полосатой армии и отправился прививать азиатам идеалы свободы и демократии. Сложно сказать, чем было продиктовано такое решение — юношескими иллюзиями или же более практическими соображениями, — однако, судя по роману о Вьетнаме «Расплата королей», номинированному на Пулитцеровскую премию, Банч вернулся на родину ярым противником войны.
И все-таки именно Вьетнаму мы обязаны рождением Банча-писателя. На войне он приобрел богатейший багаж знаний, впоследствии позволивших ему стать одним из лучших авторов военной фантастики двадцатого века. Кроме того, во время службы Банч стал проявлять интерес к работе литератора — писал заметки в армейскую газету Stars & Stripes.
Увлечение журналистикой помогло молодому ветерану Вьетнамской войны найти свое место под солнцем и «на гражданке». Причем писать Банчу приходилось про все на свете, он брался за любую работу — от статей для Rolling Stone до редактирования самиздатовского журнала о байкерах (к числу которых относился и сам). Набив руку, Крис занялся сценариями для телефильмов и сериалов, а потом замахнулся и на полноценный роман.
Но прежде чем говорить о фантастике Криса Банча, нужно упомянуть о его друге, зяте (муже сестры) и многолетнем соавторе — Аллане Коуле. Они познакомились, еще учась в колледже, а добившись определенного успеха на журналистском поприще, вновь встретились и стали работать вместе. Партнерам потребовалось около трех лет упорного труда, чтобы добиться публикации первого романа и продать сценарий телепьесы. Они еще долго будут писать для телевидения, однако всемирную славу Коулу и Банчу принесут все-таки не сценарии, а фантастические романы. Первый успех окрылил соавторов, и уже вскоре они полностью посвящают себя писательству…