УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕМ В СЛОЖНЫХ ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЯХВопрос. В каких случаях водителю автомобиля следует считать, что он двигается по скользкой дороге?
Ответ. При движении по булыжной мостовой (особенно на спуске), по влажной дороге, при дожде (особенно, когда он только начался), по влажной глинистой дороге, по дороге с мокрыми листьями на проезжей части, по утрамбованному снегу, по гололёду, особенно при температуре около О’С.
Вопрос. Что должен учитывать водитель при движении зимой по скользкой дороге?
Ответ. Зимой день короче, сумерки, туман, дождь, снегопад часто создают условия недостаточной видимости. Грязные, запотевшие, обледенелые окна ограничивают обзорность. Искажения, вызванные светом на каплях воды или наледи на окнах и зеркалах заднего вида, усугубляют обстановку. Водители в таких ситуациях должны снижать скорость настолько, чтобы успевать контролировать движение автомобиля, безопасно управлять им и иметь возможность на такой скорости остановить его без наезда на препятствие.
Зимой на внешне чистой дороге могут неожиданно встретиться участки, покрытые ледяной или снежной коркой. Обычно это бывает у края проезжей части, перед перекрестками, вблизи высоких домов на буграх, на мостах, путепроводах и под ними, в низинах, продуваемых холодным ветром, особенно по утрам.
Чрезвычайно опасно торможение, когда лед окажется под колёсами одного борта автомобиля, так как из-за большой разницы тормозных сил автомобиль может резко развернуться.
Вопрос. С какой скоростью разрешено движение зимой по заснеженной дороге на легковом автомобиле, если на нём установлены «зимние» шины?
Ответ. С безопасной скоростью. Водители должны снижать скорость настолько, чтобы успевать контролировать движение автомобиля, безопасно управлять им и иметь возможность на такой скорости остановить его без наезда на препятствие. При выборе в установленных пределах безопасной скорости движения, водитель должен учитывать дорожную обстановку, особенности перевозимого груза, видимость в направлении движения, свои психофизиологические и профессиональные качества.
Вопрос. Какими ошибочными приёмами управления водитель может вызвать занос автомобиля на скользкой дороге?
Ответ. Резким вращением руля, резкой подачей топлива, резким торможением, при движении на поворотах по скользкой дороге с высокой скоростью.
Вопрос. К каким последствиям может привести резкое открытие дроссельной заслонки карбюратора автомобиля на скользкой дороге?
Ответ. К пробуксовке ведущих колёс и заносу автомобиля. Чем больше водитель нажимает на педаль «газа» тем больше поворачивается (открывается) дроссельная заслонка карбюратора, при этом всё больше топливной смеси поступает в цилиндр двигателя. При сильном нажатии на педаль газа, резко открывается дроссельная заслонка карбюратора, а. значит, резко возрастают обороты двигателя, что приводит к проворачиванию ведущих колёс автомобиля с проскальзыванием на скользкой дороге.
Вопрос. Какие особенности в управления переднеприводным автомобилем на скользкой дороге?
Ответ. На скользкой дороге:
♦ переднеприводные автомобили при движении прямо хорошо «держат» скользкую дорогу даже на высоких скоростях. Это может порождать излишнюю самоуверенность у водителей, что приводит к снижению бдительности. При входе в поворот на высокой скорости под воздействием центробежной силы может начаться снос автомобиля с траектории движения, и водитель может не справиться с управлением транспортного средства:
♦ при заносе автомобиля, первой естественной реакцией водителя на занос является — «сброс газа». Если он поступит так на переднеприводном автомобиле, произойдёт резкое торможение двигателем передних ведущих колёс, что обычно приводит к заносу и вращению автомобиля.
Поэтому, водитель переднеприводного автомобиля должен двигаться на скользкой дороге с безопасной скоростью, а в случае заноса автомобиля, не уменьшать подачу топлива, а плавно сё увеличивать.
Вопрос. Каким способом следует преодолевать на автомобиле короткие участки скользкой дороги?
Ответ. Короткие участки скользкой дороги проходят по инерции, не меняя положения руля, оборотов двигателя, не трогая педали сцепления и тормоза.
Вопрос. Какими приёмами безопасного управления можно уменьшить скорость движения автомобиля в случае, когда водитель выехал на длинный участок скользкой дороги на повышенной скорости, но экстренное торможение не требуется?
Ответ. На длинном участке скользкой дороги гасить скорость движения следует последовательным переходом на пониженную передачу. В этом случае водитель должен плавно уменьшить подачу топлива, затем выполнить несколько последовательных действий: быстро нажимать на педаль сцепления и включать очередную пониженную передачу, а затем плавно отпускать педаль сцепления. Какую конечную пониженную передачу следует выбрать, определяет водитель в зависимости от конкретных дорожных условий. В этом случае водитель будет снижать скорость посредством торможении двигателем. Чем ниже передача, тем эффективней будет торможение.
Вопрос. Каким способом следует выполнять экстренное торможение на скользкой дороге?
Ответ. Ступенчатым торможением. Ступенчатое торможение применяют на скользкой дороге, чтобы при торможении обеспечить минимальный тормозной путь.
Экстренное торможение, неправильно выполненное на скользкой дороге, обычно приводит к заносу автомобиля и потере управления им. Это вызвано, как правило, блокировкой колёс при резком торможении, а. затем, неуправляемым скольжением автомобиля «юзом». А. чтобы избежать «юза» и сохранить управляемость автомобиля, нужно тормозить так, чтобы колёса при торможении проворачивались. В иномарках эту функцию выполняет антиблокировочная система, но её может выполнить и сам водитель. Ступенчатое торможение представляет собой серию тормозных импульсов, следующих одним за другим. Осуществляют его без выключения сцепления таким образом:
• первый импульс нажатия на педаль тормоза по времени — очень короткий, силой — до грани блокировки колёс (до грани заноса).
• педаль слегка отпускается, только, чтобы провернулись колёса, и сразу же, без малейшей задержки, второе нажатие, но сила и временной импульс больший.
• и так — четыре-пять раз подряд, до полной остановки автомобиля.
Вопрос. Какими приёмами управления автомобилем можно вывести автомобиль из заноса на скользкой дороге?
Ответ. Вращением рулевого колеса и изменением количества подачи топлива в двигатель.
Вопрос. Каким приёмом управления можно выправить начавшийся занос заднеприводного или переднеприводного автомобиля на скользкой дороге?
Ответ. Повернуть рулевое колесо в сторону заноса задней части автомобиля.
Руль нужно поворачивать синхронно с заносом, а возможно, с небольшим опережением. Обороты двигателя поддерживаются такие, которые обеспечивают качение колес без проскальзывания. Помнить, машина управляема только с вращающимися колёсами.
Эта рекомендация относится как к переднеприводным так и к заднеприводным автомобилям.
Вопрос. Каким приёмом управления можно выправить начавшийся занос заднеприводного автомобиля?
Ответ. Повернуть рулевое колесо в сторону начавшегося заноса и плавно уменьшить подачу топлива, (плавно уменьшить скорость движения). Корректировать «газом» нужно очень осторожно: плавно, дозировано.
Вопрос. Каким приёмом управления можно выправить начавшийся занос переднеприводного автомобиля?
Ответ. Повернуть рулевое колесо в сторону начавшегося заноса и плавно увеличить подачу топлива (плавно увеличить скорость движения).
Переднеприводной автомобиль отличается от заднепринодных поведением на скользкой дороге, и требует от водителя несколько иных навыков и специфических приёмов управления, это вызвано наличием тягового усилия на передних или задних колёсах.
При движении на заднеприводном автомобиле но скользкой дороге с повышенной скоростью задние колёса то и дело пытаются уйти в сторону. Для сохранения курсовой устойчивости водителю приходится поворотами руля препятствовать заносу, а если этих корректирующих действий становится недостаточно, то приходится уменьшать «газ» и снижать скорость.
Переднеприводной автомобиль при движении по прямой даже с большой скоростью не испытывает ни малейшей тенденции к заносу. Это нередко притупляет бдительность водителя. Неожиданное изменение дорожной обстановки может потребовать резкого манёвра, который на скользкой дороге окажется невыполнимым. Опытный водитель, чтобы избежать неожиданностей на переднеприводном автомобиле, заранее снижает скорость до безопасной, с некоторым резервом для обеспечения безопасности. В случае заноса, водитель поворачивает руль в сторону заноса, так же как на заднеприводном автомобиле, но ни в коем случае не сбрасывая при этом «газ». Наоборот, надо прибавить, «газ» (вот для чего и нужен тот резерв безопасной скорости о котором упоминалось выше). Передние, ведущие колеса вытянут машину из заноса. Опыт показывает, что тяговым усилием передних колёс можно вытянуть машину из любого заноса. Но к сожалению, многие водители при заносе инстинктивно склонны сбрасывать «газ». Поэтому, водителям переднеприводных автомобилей нужно на тренировках и в повседневной практике закрепить необходимый навык.
Уважаемые пользователи сайта! Мы искренне надеемся, что знание правил дорожного движения поможет Вам успешно ездить по дорогам РФ. Напоминаем, что информация для данного сайта взята из открытых источников Интернет. Поэтому просим Вас соотносить правила с официальными изданиями.
Источник