Обыкновенный фашизм (1965) DVDRipПроизводство: СССР, к/ст Мосфильм Жанр: документальный, хроника, военный, история
Режиссер: Михаил Ромм, и он же о съёмках фильма "Обыкновенный фашизм" Участники: Михаил Ромм, Марлен Дитрих, Йозеф Геббельс, Адольф Гитлер, Герман Геринг, Иосиф Сталин, Дзюкити Уно
Описание: Знаменитый документальный фильм Михаила Ромма о немецком фашизме, о становлении Третьего рейха, фильм-размышление, фильм-разговор со зрителем при помощи кинодокументов, старых картин - игровых и неигровых, разговор о том, как и почему в середине XX века возникло это уродливое, чудовищнейшее и позорнейшее явление, какими способами фашизм растлевал человеческие души, где его корни, почему это явление живо и по сей день — как живут в человеческом теле метастазы рака, если вовремя не ликвидирована злокачественная опухоль. Фильм создан на основе трофейных хроникальных материалов из киноархивов министерства пропаганды фашистской Германии и личного фотоархива Гитлера, а также любительских снимков эсэсовцев.
Фильм, ставший событием в киноискусстве 60-х годов, построен на постепенном раскрытии планов каждого последующего кадра, что, неожиданно для зрителя, с каждым новым эпизодом в корне меняется смысл рассказываемой истории.
"Показывая вам нашу картину, мы, разумеется, не рассчитывали осветить все формы такого явления как фашизм. Это невозможно в пределах одной картины. Да это невозможно хотя бы потому, что многое, очень важное, не оставило никаких следов на пленке. Не было снято. Из огромного количества материала мы отобрали то, что показалось нам самым поразительным, что дает нам возможность вместе с вами поразмышлять..." /М. Ромм/
Возраст:18+(зрителям, достигшим 18 лет. запрещено для детей) Рейтинг MPAA:R (лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого)
Качество видео: DVDRip Продолжительность: 02:10:05 (2 части 01:08:01 и 01:02:05) Язык озвучки: Русский (комментирует Михаил Ромм)
01 - Глава первая 02 - «Майн Кампф» или как обрабатывают телячьи шкуры 03 - Несколько слов об авторе 04 - А в это время… 05 - Культура третьего рейха 06 - Великая национальная идея в действии 07 - Ейн фольк. Ейн Рейх. Ейн фюрер. 08 - О себе 09 - Искусство 10 - "Мы принадлежим тебе..." 11 - А ведь была другая Германия 12 - "С массой нужно обращаться, как с женщиной" 13 - "Фюрер приказал - мы исполняем" 14 - Обыкновенный фашизм 15 - Конец третьей империи 16 - Глава последняя, незаконченная
Рассказывают, что посмотрев этот фильм, легендарный секретарь ЦК по идеологии Суслов спросил автора: «Михаил Ильич, за что вы нас так любите?». Вопрос вполне логичный по отношению к творцу советского искусства, чей единственный адресат - государство. Но если бы всемогущий серый кардинал мог понять, что Ромм выясняет отношения не с партией, не с государством - с самим собой... Трагическая «тайная свобода» представителей поколения, творивших в своих классических фильмах образ идеального мира и ставших затем его узниками, к счастью, не умещалось в это сознание. Но именно она сделала очередной монтажный фильм о третьем рейхе одним из главных событий отечественного киноискусства 60-х. Конечно же, автор демонстрирует тут свой предельный профессионализм - и беспредельное кинематографическое чутье, делая свой фильм учебником по документальной природе кинообраза, что было очень актуально в те годы. Фактически Ромм строит всю драматургию «Обыкновенного фашизма» на том же самом принципе, на котором строит ее в тогда же снятом «Фотоувеличении» Антониони, - на раскрытии третьих, четвертых, двадцатых планов кадра, меняющихся в корне, а то и переворачивающих его первоначальный смысл. Именно за счет этого принципа киноизображение превращается в образ, причем происходит это на наших глазах. Для советской системы такой принцип приобретал добавочный смысл. Броский образ Виктора Демина - «брат подробностей» из евангелия тогдашних киноноваторов, книги «Фильм без интриги» - на самом деле был еще и точным определением политического рода: подробности действительно бунтовали против официального клишированного сознания. В картине Ромма они заставляли официальный документ саморазоблачаться, высвеченные умным взглядом мастера, и превращали тем самым документ в образ. Холуй с лопатой на заднем плане Гитлера, на строительстве образцово-показательного автобана, озобоченный не столько тем, чтоб эффективно копать, сколько тем, как бы попасть в такт фюреру, превращался в символ гитлеровской системы. Ошеломляющий монтаж детских лиц из современной идиллии и юных узников концлагерей - как память и боль, под этой идиллией тлеющие - потрясал, и потрясение это рождало новые фильмы - тот же хуциевский «Был месяц май», например. Однако, все это - так или иначе - побочный результат. Ведя разговор о катастрофе, постигающей массу, когда она передоверяет свое право выбора кому-то - вождю, фюреру, неважно, Ромм в первую очередь обращался к собственному драматическому опыту, себя, а не кого-то судил прежде всего. Вся судьба его откликнулась, отозвалась: тут - и стремительное вознесение после дилогии о Ленине, и потаенные муки подчинения чужой воле на рубеже 40-50-х, когда дважды мысли о государственной необходимости все сильнее заглушались внутренним голосом, и самоубийство на фронте в 1943 году старшего брата, не вынесшего первой вспышки державного антисемитизма, и его собственные попытки противостоять надвигающейся чуме - успешная в том же 1943-м и безуспешная в 1948-м. И речь против инициаторов травли - Кочетова, Сафронова, Грибачева - в 1962-м, расходившаяся в списках и стоившая ему мастерской во ВГИКе. И полное неприятие учениками предыдущей мастерской (Тарковским в первую очередь) «Убийства на улице Данте» в 1958. Блистательный мастер фильма - группового портрета (в этом смысле жанр «Пышки», «Тринадцати», «Мечты» уникален), он прежде всего стал искать в сотнях тысяч метров пленки лицо обычного маленького человека. И не нашел. Оказалось, что лиц уже не было. Режим стер их. И это было также страшно, как кадры убитых, убиваемых и ожидающих смерти детей и женщин. У тех лица - были. У этих - не было. Есть фотография: Ромм, отсматривая очередной материал, отстраняется от экрана и прикрывает глаза руками. Что было в этот момент на экране? Есть в фильме кадр - съезд нацистских писателей. Люди в форме - в зале, человек в форме - на трибуне объясняет какие романы им надо писать. Фильм окончательно сложился в тот момент, когда автор понял, что говорить должен сам, от собственного имени. Сознанию обезличенной массы, отпечатавшемуся в документах - чудовищной машине, - противопоставлен живой, человеческий голос. Машине в фильме противостоит не другая машина, как точно заметил тогда же Л. Аннинский, машине здесь противостоит личность. Она выходит на бой с машиной и одерживает победу. Обнаруженное родство двух систем (женщины, тянущиеся к Гитлеру под саркастически блистательный комментарий автора: «Ну, тянись же к своему богу, хватай его за палец», до ужаса совпадали с аналогичными женщинами, тянущимися к Сталину в прекрасно известной Ромму «Колыбельной» Ветрова) отнюдь не означало для автора «Обыкновенного фашизма» родства идей коммунизма и фашизма. Первой он был предан до последних дней, вторую ненавидел. Напротив, это родство свидетельствовало о чужеродности сталинизма вдохновлявшим Ромма всю жизнь революционным идеям (это было очень в духе тех лет). Но личностный пафос его картины от этого не менялся. Система не ощутила ее, постаралась сделать вид, что ничего не заметила, а через несколько лет потихоньку положила картину на полку. «Обыкновенный фашизм» восстановил статус Ромма как учителя - но уже не только для непосредственных учеников (Хотя, например, хроника демонстраций в Пекине, где над неразличимой людской икрой возвышается одно и то же лицо, в «Зеркале» Тарковского смотрится прямой цитатой из Ромма), а и для общества в целом. И он понял это, взвалил на себя эту ношу и нес до конца дней. /Евгений Марголит/
За первые 11 месяцев проката двухсерийную документальную ленту посмотрели 22 миллиона человек. Такой интерес объяснялся и желанием многих разобраться в сталинском тоталитаризме, в 1956 году осужденном на ХХ съезде коммунистической партии Никитой Хрущевым. Это понял главный идеолог власти Михаил Суслов, особенно возвысившийся при сменившем Хрущева в 1964 году Леониде Брежневе. Суслов изъял фильм из проката, а когда книгу о фильме по окрику из ЦК сняли из печати, так объяснил режиссеру принятое решение: "Фильм посмотрели миллионы и забыли, а сотни откроют книгу и начнут думать". Книгу издали почти 40 лет спустя в России и в Германии. Это было уже во времена перестройки.
50 лет назад на советские киноэкраны вышел двухсерийный документальный фильм Михаила Ромма "Обыкновенный фашизм". Картина вызывала в памяти недавние советские реалии, в частности, сталинские репрессии, подавление инакомыслия, но говорила об этом иносказательно, «эзоповым языком». Полвека спустя фильм смотрится поразительно современно. О работе с Михаилом Роммом и идеологии фашизма в интервью Радио Свобода рассказывает один из авторов сценария фильма Майя Туровская.
Интересный нюанс - начиная с 07:44, 08:35. Картина Михаила Ромма вызывала в памяти недавние советские реалии, в частности, сталинские репрессии, подавление инакомыслия, но говорила об этом иносказательно, "эзоповым языком".
Какие отзывы? Наводит на подозрение издательство "Мосфильм", почти сразу послевоенный... в то время наверняка небыли заинтересованны показать как и что, есть на самом деле... Это уже теперь приоткрывают всем понятную (но не всеми осмысленную и сказанную в слух самому себе) завесу.. фильмы "Дух земли", "Сталинград" и им подобные документалки.
Kalex ®
Администратор
Стаж: 17 лет 2 мес.
Сообщений: 45569
Ratio: 128.322
Поблагодарили: 15202
100%
Peoplee сегодня показывают так, как выгодно сегодня. так было во все времена, так будет. какие отзывы? - фильм сам по себе давно уже является классикой, значит уже достоин как кандидат для просмотра или в коллекцию.
Таки ещё один предвзятый фильм для промывания мозгов, скорее всего
khaligoth
Стаж: 17 лет 2 мес.
Сообщений: 28
Ratio: 1.373
Поблагодарили: 173
15.84%
Roman_rodosvet писал(а):
Таки ещё один предвзятый фильм для промывания мозгов, скорее всего
Это не "ещё один", это классика пропагандистского кино
imolod
Релизер
Стаж: 16 лет 10 мес.
Сообщений: 609
Ratio: 2.355
Поблагодарили: 15067
100%
Таки предвзятый, показывает так или эдак... О чем вообще идет речь? Лучший фильм и постоянное всем напоминание о том явлении которое называется "Фашизмом"
Отличный фильм! к просмотру подросткам обязательно!
Wry
Стаж: 14 лет 10 мес.
Сообщений: 151
Ratio: 1.604
Поблагодарили: 836
0.83%
Шедевр. Ни до, ни после ничего и близкого снято не было. Замечательное средство от гитлерастии. Вот бы детишкам на уроках показывать. Тогда бы они не росли фашистским быдлом. Интересно, когда последний раз фильм показывали по ТВ? Держу пари, что еще в прошлом веке. До того, как нацистская мразь пролезла в кремль.
Dima-$
Стаж: 14 лет 11 мес.
Сообщений: 32
Ratio: 36.181
100%
Сильный фильм! Для просмотра школоте - обязателен!
lngvar
Стаж: 14 лет 2 мес.
Сообщений: 66
Ratio: 5.544
0.32%
Очень интересный фильм. Взгляд сквозь коммунистическую призму )
Но есть такой вопрос. В фильме есть отрывок с немецким комическим дуэтом - в разделе Искусство Там две немецкие девушки поют. Есть ли какие то сведения о них ? имена или может ссылки на них ? Гугль упорно отказывается помочь Заранее спасибо
kisyla96
Стаж: 12 лет 8 мес.
Сообщений: 1
Ratio: 3.052
1.6%
Фильм хороший,со смыслом.Трудный для понимания,глубокий.Мне понравился.Очень познавательно.
senjabog
Стаж: 15 лет
Сообщений: 60
Ratio: 6.288
8.49%
Очень хороший фильм. Комплексующим на почве никчемности нацистам он может оказаться болезненным. Но он крайне логичен. Теперь, когда в сми столько нацистского популизма, каждому нужно знать его природу.
посмотрев этот фильм в 1981 году по ЦТ у меня до сих пор всё нормально с пониманием о войне даже с поправкой на советскую пропаганду... повторения не хотелось бы... людей жалко, а неофашистов в топку всех нужно... в Италии продают всякие сувениры на фашистскую тему до сих пор - от этого грустно становится, но в жизни не без уродов... к просмотру обязателен - советскую пропаганду можно "опустить"... в общем рекомендую...
Дима5589
Стаж: 12 лет 1 мес.
Сообщений: 43
Ratio: 13.566
Раздал: 4.441 TB
87.29%
Отличный фильм!Несмотря на дату создания,смотрится на одном дыхании.Много интересных фактов и редких кадров,всем советую посмотреть.
Мы, в свое время, в обязательном порядке его просматривали, в школе. И никому и в голову не приходило башку брить, рисовать свастику и называться "Русскими патриотами". Фашизм - это явление и идеология, не зависимо под каким он соусом подается...