А.Д. Головня | Мастерство кинооператора [1965] [PDF]
Автор: А.Д. Головня
Название: Мастерство кинооператора
Год: 1965
Издательство: Искусство
ISBN: 978-5-458-29945-9
Отрасль (жанр): учебная
Формат: PDF
Качество: Хороший скан
Описание:Настольная книга начинающего любителя видеоискусства.
Один из главных учебников всех кинооператорских факультетов России.
Операторское искусство — это новый, самый молодой вид изобразительного искусства. Его особенности заключаются в возможности с помощью света воспроизводить на кинопленке для последующего показа на экране объемно-пластические формы предметов, их цвет, глубину пространства, освещение в их движении, развитии.
Возможность изображения движения отличает искусство оператора от других видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры.
Поэтому, какой бы областью кинематографии ни занимался кинолюбитель, без знания, учета и понимания особенностей кинематографического изображения ему не постигнуть всех тех приемов мастерства, которые заключены в художественных возможностях этого еще нового, сложного и справедливо называемого синтетическим вида искусства.
Задача операторского искусства - выражение идеи и содержания кинофильма в художественно-образной, конкретной и убедительной изобразительной форме. Эти творческие задачи кинооператор решает специфическими средствами и языком своего искусства в соответствии со своей художественной индивидуальностью.
А.Д. Головня - советский оператор, теоретик кино, педагог.
Герой Социалистического Труда (1980). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935), доктор искусствоведения (1966). Лауреат двух Сталинских премий (1947, 1951). Член ВКП(б) с 1944 года.
Биография
Работал в кино с 1925 года. В 1926 году окончил операторский факультет ГТК. С 1934 года — преподаватель ВГИКа, с 1939 года — профессор. Доктор искусствоведения (1966).
А. Д. Головня умер 25 июня 1982 года. Похоронен в Москве на Донском кладбище.
Память
В 2005 году Евгенией Головней снят документальный фильм «Анатолий Головня и его женщины». В 2010 году — «Острова. Анатолий Головня» (реж. Злата Школьная; для т/к «Культура»).
Творчество
Работал ассистентом оператора у А. А. Левицкого (фильм «Луч смерти»).
Творчество мастера развивалось в сотрудничестве с режиссёром В. И. Пудовкиным. В первых же своих работах он пытался освободиться от штампов старой операторской школы, в процессе работы осваивал новый монтажный метод съёмки с его динамичной сменой планов и ракурсов, позволяющей активно выявить авторское отношение к материалу и придать экранному изображению особую выразительность.
Съёмка фильма «Мать» выдвинула его в первые ряды мастеров советского операторского искусства. Во многом следуя традициям реалистической живописи, А. Д. Головня стремился найти такую форму кадра, чтобы все его элементы с максимальной выразительностью раскрывали содержание эпизода. Эта тенденция отчётливо проявилась в своеобразии ракурсных построений, определивших новизну зрительского восприятия. Несмотря на скупость красок (изображение построено на короткой тональной гамме и контрасте крупных световых пятен), оператор добивается большой выразительности, органично вплетая изобразительную линию фильма в драматическую ткань. Значительную роль в эмоциональной окраске картины играет пейзаж. Усиливая настроение и идейное содержание эпизодов, пейзажи мастера в то же время придают фильму в целом русский национальный колорит.
В дальнейшем А. Д. Головня широко использовал смелые экспрессивные повороты кинокамеры, приёмы оптической деформации, стремился к максимальной динамичности композиции кадра. Жизненная правда — основа творчества оператора.
Фильмография
1925 — Кирпичики; Шахматная горячка
1926 — Мать; Механика головного мозга (док.)
1927 — Человек из ресторана (с К. М. Венцем); Конец Санкт-Петербурга
1928 — Потомок Чингисхана
1929 — «Стеклянный глаз» («Фильм о фильме»; в роли оператора — А. Д. Головня)
1929 — Участок фронта (док.); Рыбный промысел (док.) (также режиссёр обоих фильмов)
1930 — Звуковая сборная программа № 3
1933 — Дезертир
1935 — Персия (док.)
1938 — Победа
1939 — Минин и Пожарский (с Т. Г. Лобовой)
1940 — Суворов (с Т. Г. Лобовой)
1941 — «Пир в Жермунке» (Боевой киносборник № 6; с Т. Г. Лобовой)
1942 — Неуловимый Ян (с Т. Г. Лобовой)
1946 — Адмирал Нахимов (с Т. Г. Лобовой)
1950 — Жуковский (с Т. Г. Лобовой)
Сценарии
1931 — Великие будни (также режиссёр)
1934 — Карьера Рудди (с В. В. Немоляевым)
Сочинения
Свет в искусстве оператора. — 1945.
Фотокомпозиция. — 1962. (с Л. П. Дыко)
Мастерство кинооператора. — 1965.
Композиция фотокадра. — М., 1938.
Съёмка цветного кинофильма. — М., 1952.
Композиция кинокадра. — М., 1965.
Экспонометрия съёмки. — М., 1966.
Экран — моя палитра. — М., 1971.
Киноосвещение. — М., 1973.
Операторское мастерство. — М., 1976.
Творчество оператора фильма. — М., 1978.
Награды и премии
Сталинская премия первой степени (1947) — за фильм «Адмирал Нахимов» (1946).
Сталинская премия второй степени (1951) — за фильм «Жуковский» (1950).
Почётный приз МКФ в Венеции (1972) — за совокупность творчества.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935).
Герой Социалистического Труда (1980).
Орден Ленина.
Ещё три ордена и медали.
Примеры страниц:
Время раздачи: c 20:00 до 24:00