"…команда
Affinity, со своей потрясающий вокалисткой Linda Hoyle, которую теперь можно смело звать одной из лучших певиц по эту сторону Атлантики" - такими словами встречала пресса Великобритании появление новой группы. Но, как известно, за словами часто стоит и нечто большее.
В 1971 году незадолго перед запланированной уже записью второго альбома Линда Хойл совершенно неожиданно покидает группу «Affinity» на самом пике ее популярности. Она объявила, что с нее довольно, и она хочет оставить как группу, так и музыкальный бизнес, что впрочем, не помешало ей попытаться начать свою собственную музыкальную карьеру и приступить к записи сольного альбома.
В качестве аккомпанирующих музыкантов Хойл пригласила по наводке Ронни Скотта (владельца знаменитого джаз-клуба в Лондоне) исполнительский костяк джаз-роковой группы «Nucleus» во главе с Карлом Дженкинсом, который стал также и соавтором большинства песен на альбоме. Буквально через пару лет Дженкинс станет основным генератором творческих идей в группе «Soft Machine»
Альбом получился чересчур эклектичным и в этом его главный недостаток. Джаз-рок наследие «Affinity», напыщенные ретро-оркестровки, фолковые и блюзовые номера, модные хард-роковые влияния, которыми изобиловала пластинка, так не смогли ассимилироваться в единый, целостно-гармонический музыкальный продукт. Сама Линда объясняет это тем, что данным релизом она хотела бы отдать дань уважения тем исполнителям, на чьей музыке она выросла и которые в значительной мере повлияли на становление ее вокальной манеры. В первую очередь это: певцы шаут-блюза двадцатых годов 20-го столетия, Билли Холидей, Бесcи Смит, Фэт Уоллер, Бикс Бидербек, Луис Армстронг. Все то, что она могла услышать в своем детстве, когда по выходным ее отец включал свои любимые пластинки на 78 оборотов.
Спасает положение, несомненно, главным образом харизматический голос Линды Хойл, который музыкальные критики нередко сравнивали то с волшебным вокальным артистизмом Джулии Дрисколл и Грэйс Слик, то с голосовым экспрессией Сони Кристины из «Curved Air», то с неподражаемой утонченностью Сэнди Дэнни, то с экстравагантной томностью Шер.
Выйдя замуж за бывшего музыкального директора клуба Ронни Скотта Пита Кинга, продюсировавшего «Pieces Of Me» Линда Хойл, вскоре навсегда покинет сцену, поставив финальную точку в своей музыкальной карьере. Будет, конечно, еще и попытка реанимации «Affinity» в первоначальном составе в 2006 году и немногочисленные клубные выступления в нынешнем тысячелетии, теперь уже не как Линда Хойл, а под новой фамилией Николс. Но все это скорее исключения из правил, не делающие никакой существующей погоды в нынешнем, коренным образом изменившемся музыкальном мире. (Internet)
Orchestra Arranged & Conducted By Karl Jenkins
Produced By Pete King For Ronnie Scott Directions
Recorded At Phillips Studio, London, 1971
Engineerd By Roger Wake
Backing Musicians:- Chris Spedding - Acoustic & Electric Guitar
- John Marshall - Drums & Percussion
- Jeff Clyne - Double Bass & Bass Guitar
- Karl Jenkins - Acoustic Piano, Electric Piano & Oboe
- Colin Purbrook - Piano On (11)