Деннис Рассел Дэвис (англ. Dennis Russell Davies; род. 16 апреля 1944, Толидо, штат Огайо, США) — американский дирижёр и пианист. Один из основателей Оркестра американских композиторов, единственного в мире оркестра, специализирующегося исключительно на музыке США.
Окончил Джульярдскую школу. В 1972—1980 гг. возглавлял Камерный оркестр Сент-Пола, с которым добился значительных успехов — в том числе получил в 1980 г. премию «Грэмми» за лучшую запись камерной музыки (сюита Аарона Копленда «Весна в Аппалачах»). Одновременно основал (1977, вместе с Фрэнсисом Торном) Оркестр американских композиторов, у руля которого находился до 2002 года. В США возглавлял также Бруклинский филармонический оркестр (1990—1996), поддерживая программную политику Джозефа Горовица, нацеленную на приоритет новейшей музыки.
С 1980 г. в наибольшей степени работал в Европе. В 1980—1987 гг. генеральмузикдиректор Штутгарта, во главе Штутгартской оперы осуществил, в частности, премьеры двух опер Филипа Гласса, с которым Дэвиса связывает особенно длительное и прочное творческое содружество (первые исполнения большинства симфоний и концертов Гласса также состоялись под управлением Дэвиса, Пятая симфония Гласса ему посвящена). В 1987—1995 гг. возглавлял оркестр Бетховенхалле в Бонне, в 1996—2002 гг. — Симфонический оркестр Венского радио. С 2002 г. Дэвис руководит Брукнеровским оркестром Линца, а с 2009 г. ещё и Базельским симфоническим оркестром.
В качестве пианиста Дэвис выступает существенно реже, в последние годы часто в дуэте с пианисткой Маки Намекава.
Репертуар и записи:
Дэвис известен, прежде всего, как интерпретатор музыки второй половины XX века. Помимо Филипа Гласса, в круг его постоянного внимания входят такие авторы, как Ханс Вернер Хенце, Уильям Болком, Лу Харрисон, Алан Хованесс, Джон Кейдж, Вирджил Томсон, Альфред Шнитке, Валентин Силиверстов, Гия Канчели, Арво Пярт.
В то же время среди постановок Дэвиса — «Летучий голландец» Рихарда Вагнера на Байройтском фестивале и «Расцевет и падения города Махагони» Курта Вайля на Зальцбургском фестивале. Совместно с оркестром Венского радио записал симфонию Ханса Ротта.
В 2010 году совместно со Штутгардским камерным оркестром записал на фирме Sony полный комплект симфоний Йозефа Гайдна (106 симфоний и Концерная симфония, всего 37 дисков) и стал, таким образом, четвёртым и последним дирижёром, осуществившим этот масштабный проект (трое других — Эрнст Марцендорфер, Антал Дорати и Адам Фишер; аналогичный проект Роя Гудмана не был завёршён). Критик Дэвид Тришер пишет об этом комплекте:
«Парижские» и многие более поздние симфонии (особенно № 88-90), безусловно удались; их записи выдерживают конкуренцию со многими достойными работами. Но интерпретациям Д. Р. Дэвиса и его оркестра часто не хватает юмора, что особенно сильно ощущается в некоторых местах «Лондонских симфоний» (…) Конечно, ни один полный комплект гайдновских симфоний не удовлетворит всех слушателей полностью и в равной мере (…) Что касается Д. Р. Дэвиса, то его ахиллесова пята — осторожность.
Кит Джа́рретт (англ. Keith Jarrett; род. 8 мая 1945, Аллентаун, Пенсильвания, США) — американский джазовый музыкант-исполнитель и композитор.
Биография:
Джарретт был старшим из пяти братьев в семье (кстати, все проявили наклонности к музыке). Джарретт впервые сел за фортепиано в возрасте трёх лет, и начал обучаться игре на нём. Он быстро в этом преуспел и в семилетнем возрасте дал первый сольный концерт, где играл произведения Баха, Моцарта, Бетховена, а также два собственных произведения. А в 1962 году, в возрасте 17-ти лет, он выступил с сольным концертом, состоящим из собственных произведений.
Начал карьеру в ансамбле Арта Блэйки Jazz Messengers в середине 1960-х годов, впоследствии был клавишником в коллективах Чарльза Ллойда и Майлза Дэвиса. С начала 1970-х годов выступал со своим ансамблем, а также сольно и как приглашённый музыкант.
Джарретт известен своими сольными импровизациями (например, The Köln Concert), вовлекающими материал самых различных музыкальных жанров. Кроме джаза, он исполняет академический репертуар. Ему принадлежит запись Гольдберг-вариаций Баха и прелюдий и фуг Шостаковича.
Описание:В 2003 году Кит Джа́рретт стал единоличным лауреатом Polar Music Prize. Впервые за всю историю существования премии она не была разделена между несколькими соискателями.