В интервью с Александром Рапопортом сег услышал:
Хороший актер от плохого отличается количеством штампов. Он сослался на западного артиста, сказавшего это, не уловил имя. В инете жэ, то Михалков – эту фразу произносит, то – Градский, даже Станиславский – так говорил оказывается. Причём где-то добавляется, что как раз, что – чем их, этих штампов больше, тем, значит, талантливее актёр, – это хохма, конечно, это то бездарности обычно так шутят, от наступившего кризиса, так сказать – жанра, и он настигает многих, как правило, в процессе смены образа жизни.
Я сразу перекинул это высказывание с актёрского на литературный и увидел, что – подходит сюда это определение и ещё как. Без штампов невозможно жить ни единого вздоха, но в писательстве штампы, это – пиши пропало.
Есть три основных типа штампов, на мой приблизительный взгляд, это штамповка сюжета, это штамповка (вне зависимости от сюжета) героев и окружающего их антуража, и, наконец – штамповка самого языка, т.е. – полный набор общеупотребительных, готовых, так сказать, стереотипных фраз, иногда даже чуть ли не целых блоков, которые, если кто читает, то сразу узнаёт и скользит по ним как с хорошо укатанной горки, вниз, конечно – вниз.
Всё это часто соседствует между собой и довольно тесно, потому что – стиль, это человек, в данном случае – человек умеющий именно так. Сюжет, да – может быть похожим – случайно (бывает такое), но язык произведения (любого) – не случайность. Вот так.