>>> В начале второй мировой войны
Еще до начала войны, 27 августа 1939 года, германским торговым судам была отправлена радиограмма с кодом-приказом покинуть маршруты и возвращаться в Германию или укрыться в итальянских, испанских, японских или советских портах. (В радиограмму был включен код "QWA-9". Цифра 9 указывала на номер запечатанного пакета с инструкциями, хранившегося у капитана. Еще раньше, 25 августа, были переданы коды "QWA-7" и "QWA-8", вводившие меры маскировки движения судов - переход на шифрованную радиосвязь и т.д.)
Действие фильма начинается, видимо, 2 сентября 1939 года, поскольку на следующий день командир британского корабля сообщает о вступлении Англии в войну - это 3 сентября. Что касается “нашего отвергнутого ультиматума”, то, на самом деле, в этот день Англия отвергла сделанное 1 сентября посредническое предложение Италии о прекращении военных действий в Польше и проведении 5 сентября международной конференции по польскому вопросу. Германия дала согласие прекратить огонь, но Англия выдвинула предварительным условием своего согласия на план Муссолини полный вывод германских войск с польской территории. Немцы на это не согласились и 3 сентября Англия объявила войну Германии. Впрочем, это никак не влияет на то, что авторы фильма исказили положение немецких моряков в этот день - 2 сентября, в соответствии с полученным приказом, они должны были давно покинуть Сидней.
Еще одна странность в сценарии - при выборе маршрута, в условиях недостатка угля и продовольствия, германский капитан не рассматривает самый очевидный вариант - лежащую неподалеку от Австралии Голландскую Ост-Индию (Индонезию), а ведь там осенью 1939 года укрылось несколько десятков германских торговых судов.
Благодаря заранее принятым мерам большинство германских судов сумело избежать пленения англичанами. К апрелю 1940 года бравые английские моряки сумели захватить или потопить всего 58 германских судов - при этом в ряде случаев немецкие моряки сами топили или пытались затопить свои атакованные суда, 82 германских судна прорвались в Германию и 246 германских судов укрылись в портах нейтральных стран. Кстати, в СССР, в Мурманск, тогда прорвалось 14 (или даже 36) германских судов следовавших из США, Канады и Латинской Америки, включая крупные пассажирские лайнеры - громадный "Бремен" (51656 брт), "Нью-Йорк" и "Сент-Луис", следовавшие из Нью-Йорка. Приказ следовать в Мурманск был передан кодом "QWA-12" 4 сентября. У берегов Норвегии немцев поджидал отряд английских кораблей, но немцы просачивались севернее, уходя за Полярный круг. В Мурманске германские корабли разгружались и их грузы, пассажиры и команды поездом переправлялись в Ленинград, а оттуда в Германию.
О самом знаменитом прорыве быстроходного лайнера "Бремен" (по сути, немецкого "Титаника") из Нью-Йорка в Мурманск - менее чем за 7 суток - на Западе есть книги, да и у нас немало статей. Вот о чем надо было снимать фильм. В декабре 1939 года "Бремен" вышел из Мурманска и прорвался в Германию.
P.S. Перевод отвратительный. Во многих местах озвучка не синхронизирована с речью персонажей, или, что еще хуже, местами перевод неточен, сокращен или заменен отсебятиной. Смотреть только на английском. |