В этом разделе приведены информация и ссылки по этой теме (тема очень большая, поэтому ниже будет только введение и максимально кратко):
Из Википедии:Различия между моно- и стереоверсией:"Альбом был выпущен одновременно в двух вариантах — моно и стерео, причём
две версии значительно различаются между собой. Например,
песня «She’s Leaving Home» в стереомиксе звучит медленнее, чем в моно, а «Lucy in the Sky with Diamonds», напротив, в стереоверсии — быстрее и содержит несколько дополнительных эффектов. Голос Маккартни в коде композиции «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band (Reprise)» хорошо слышен в моно, но практически неразличим в стерео. Петушиный крик в начале «Good Morning, Good Morning» в стереомиксе несколько сдвинут по времени относительно моно. Больше эффектов использовано в концовке моноверсии песни «Being for the Benefit of Mr. Kite!»В 1967 году стереофония, уже широко распространившаяся на рынке классической музыки, ещё не стала нормой в мире музыки популярной[14]. Продюсеры, звукоинженеры и музыканты ориентировались на воспроизведение записей примитивными радиоприёмниками и радиолами; «мотором» продаж выступали недорогие монофонические пластинки[14].
Музыканты The Beatles лично участвовали во всех этапах микширования и сведения главной, монофонической, версии альбома, а
выпуском стереофонической версии занимались лишь Джордж Мартин, Джефф Эммерик и звукоинженер Ричард Лаш[14]. При этом, вспоминал Эммерик, звукорежиссёры не могли прослушивать запись через штатные стереофонические мониторы студии: по тогдашним правилам Abbey Road они могли использоваться только для классической музыки[14].
В результате стереофоническая версия оказалась беднее монофонической [14]."
---
Стерео vs Моно (Издания Стерео до 2017):Василий Касаткин 28 июня 2008 в 15:17
"В 1967 году стереофония считалась вычурной прихотью. Все записи тщательнейшим образом микшировались в моно, а уж затем – если позволяли время и бюджет – на скорую руку делался стереомикс. При этом зачастую терялись какие-то детали, песни получались то длиннее, то короче, дополнительно записанные дорожки ложились немного не так, как в моно…
Когда Харрисон в первый раз послушал “SPLHCB” на CD, он был страшно недоволен: “Я помню альбом совсем не таким…” Неудивительно – как и все серьезные любители музыки, Харрисон всю жизнь слушал монофоническую пластинку, а на CD издан стереомикс!Василий Касаткин 28 июня 2008 в 15:18
S 0:00/M 0:00 – время звучания песни в стерео и в моно
01) Sgt. Pepper`s Lonely Hearts Club Band S 2:02/M 2:03
M: Соло-гитара заметно выдвинута вперед. Хорошо слышен пассаж на последнем слове песни “...Band!”, который в стерео либо смикширован очень тихо, либо совсем потерян.
02) With A Little Help From My Friends S 2:44/M 2:44
Нет заметных различий
03) Lucy In The Sky With Diamonds S 3:29/M 3:27
S: Голоса звучат плоско. В самом конце песни название повторяется 9 раз.
M: Звучание голосов с реверберацией, придающей объемность. В конце название повторяется 8 раз.
04) Getting Better S 2:48/M 2:48
Нет заметных различий
05) Fixing A Hole S 2:36/M 2:38
Нет заметных различий
06) She`s Leaving Home S 3:35/M 3:23
Из-за разницы в скорости ленты при микшировании тональность песни в моно получилась значительно выше! Голос Пола в монофоническом миксе звучит почти по-детски высоко.
07) Being For The Benefit Of Mr. Kite! S 2:37/M 2:33
M: Дополнительные фрагменты пущенных задом наперед кусков ленты с записью органа после строчки “and of course Henry The Horse dances the waltz!” и дальше перед строчкой “The band begins...”. Значительная реверберация на словах “and tonight Mr. Kite is topping the bill!” Небольшие различия в размещении наложений в последней части.
08) Within You Without You S 5:06/M 5:07
S: На самых последних секундах инструментальной части Харрисон едва слышно считает: “ta-ta-ta, one, two...” В моно этого не слышно абсолютно. Смех в конце песни разный в стерео и моно миксах.
09) When I`m 64 S 2:37/M 2:40
Нет заметных различий.
10) Lovely Rita S 2:42/M 2:45
S: В самом конце песни шумовые эффекты (тяжелое дыхание и выкрики) выдвинуты вперед. После первых четырех возгласов “ah!” слышен ответный возглас.
M: Ответный возглас слышен только после второго и четвертого “ah!”.
11) Good Morning, Good Morning S 2:42/M 2:33
S: После проигрыша (“People running round it`s five o`clock...”) хорошо слышно продолжение гитарного соло. В самом конце песни фраза “good morning, good morning girl” повторяется 10 раз.
M: Гитара после проигрыша едва слышна. В самом конце последняя фраза повторяется 9 раз.
12) Sgt. Pepper`s Lonely Hearts Club Band (Reprise) S 1:19/M 1:20
S: Шумовые эффекты (звуки толпы) распределены по разному по всей длительности песни.
M: Одна лишняя гитарная нота во вступлении (сразу после куриного квохтанья из предыдущей песни). До вступления ударных кто-то отстукивает восьмые доли – в моно-миксе на четыре стука больше. Джон пробормотал несколько слов, перед тем как Пол начал считать “1-2-3-4!” Взрыв смеха публики перед вступлением соло-гитары (на 0:12). На последних секундах песни поверх гитар и барабанов отчетливо слышны вокальные пассажи Пола (начиная с 1:08), практически не слышные в стерео миксе.
13) A Day In The Life S 5:04/M 5:06
M: Различим голос Мэла Эванса, считающего такты перед первой оркестровой зарисовкой. Голос Леннона выдвинут вперед в фрагменте, следующем за частью Пола (т.е. после слов “and I went into a dream).
S: Голос Мэла Эванса неразличим, голос Леннона подавлен мощью оркестра."
---
Из статьи на BBC news, посв. выходу 50-летнего юбилейного издания SPLHCB:"
Моно против стереоВ 1967 году стерео было в зачаточном состоянии, воспринималось как некое архитектурное излишество, трюкачество, и ни сами музыканты, ни воспитанный в старой продюсерской школе Джордж Мартин серьезно к нему не относились. Достаточно сказать, что, по свидетельству звукорежиссера альбома Джеффа Эмерика, на
мономикс они потратили три недели, а на куда более сложный в техническом отношении стереомикс всего три дня, причем сами музыканты в работе над ним практически не участвовали.То, что я определил, быть может, не очень почтительным термином "трюкачество", было на самом деле результатом полудетского наивного восторга и упоения открывающимися прежде невиданными горизонтами технического новшества. Возможность разложить весь звук по каналам использовалась в полной мере - так, что, скажем, лидирующий голос звучал исключительно слева, а подпевки - исключительно справа. Так же до предельной крайности были разнесены и инструментальные партии.
В этом был определенный шарм, это создавало столь характерный для наступившего психоделического видения мира сюрреалистический строй музыки. Это же, как, впрочем, и проводившиеся в то же время эксперименты Брайана Уилсона с записями Beach Boys или записывавшийся тут же на Abbey Road первый альбом Pink Floyd A Piper at the Gates of Dawn заложили революционные основы интерпретации студии как равноправного инструмента и элемента творческого процесса. Но, с другой стороны, этот безудержный, игровой разгул звукового экспериментаторства сильно искажал естественное звучание группы.
Однако по мере отхода от психоделии и возвращения к корневым, фундаментальным основам рока (и тут Битлз были впереди всех: "Get Back Where You Belong!" - провозгласили они уже в 1969 году) очарование сменялось раздражением, и чем дальше, тем больше среди ценителей и критиков укреплялось мнение, что моно-версия "Сержанта" по своим художественным, экспрессивным качествам явно превосходит ставший за десятилетия каноническим стерео-микс.
"Монофонический Sgt. Pepper звучит как острое, резкое и временами даже тревожное высказывание. Это не раздутый до непомерных размеров букет сладковато-тошнотворных цветочных ароматов, которыми переполнен стерео-микс", - писал год назад, в честь 49-летия альбома, критик газеты Observer Тим Соммерс.
Он продолжает: "Вместо вычурного, напичканного ЛСД мира грез моно-версия предстает почти как циничное отражение своего времени. Моно-"Сержант" пронизан скепсисом, издевкой и звучит намного более роково".
"Это циничный, зачастую агрессивный бурлеск наступившей Эры Водолея (Age of Aquarius - название одного из номеров вышедшего тогда же, в 1967 году рок-мюзикла "Волосы"- стало метафорическим обозначением эры хиппи - АК) вместо ее наивно оптимистического восхваления" - завершает Соммерс свой анализ.
Новое стерео [2017 года]
Джайлз Мартин взял на себя сложную и в высшей степени ответственную задачу создать новый стерео-микс "Сержанта"
Именно в свете этих сменившихся ценностей и следует рассматривать проведенную Джайлзом Мартином работу по пересведению стерео-микса "Сержанта".
"Моя идея состояла в "монофикации" стерео, если можно так сказать, - рассказал он в интервью журналу MOJO. - Я хотел сдвинуть голоса ближе к центру, что делает звучание более прямым. В таком "прямом" звучании "Битлз" явно выигрывают".В то же время Мартин прекрасно осознавал подстерегающие его опасности слишком радикальных изменений. Даже если в большинстве песен новый микс звучит плотнее и более весомо, в некоторых случаях подход должен был быть куда более тонким.
"В старом стерео-миксе A Day In The Life, например, внезапно возникающий откуда-то со стороны, как бы ниоткуда, голос звучит совершенно великолепно, создавая мистическое потустороннее ощущение. Если сдвинуть его в центр, картина станет намного более плоской и скучной", - говорит он.
Но в целом такой подход, как убежден Мартин, приближает звучание "Битлз" к современному и делает их ближе новому поколению меломанов.
"Мартин стремился к "трехмерному моно" - и он его добился. Это "централизованное стерео" звучит остро, живо, выдвинуто вперед. В музыке больше напряженности и энергии, она как бы адаптирована для сегодняшнего уха", - с почтительным уважением пишет о новой работе журнал Rolling Stone.
Итак, похоже, Мартину-младшему удалось снять заложенный полвека назад его отцом и четырьмя битлами конфликт между двумя версиями альбома и добиться золотой середины - сочетания современно звучащего стерео с энергией и агрессией оригинального моно.
Казавшееся многим поначалу кощунственным вмешательство в канон вызвало практически единодушно восторженную реакцию критиков - все виденные мною пока рецензии оценили переиздание высшими пятью звездами.
Александр Кан, обозреватель по вопросам культуры
1 июня 2017"
---
Интервью Маккартни (2017), анонсирующего юбилейное издание SPLHCB (Источник форум одного из торрент-трекеров):
===
"Джайлс Мартин сделал новый стереомикс величайшего альбома 20-го века “Сержанта Пеппера” The Beatles.
Джайлс со времен выхода “Антологии” помогал отцу в работе над архивом Битлз и теперь хорошо знает материал.
Он говорит: “Поначалу я был против того, чтобы перемикшировать Битлз. Но технический ответ -
сами Битлз не имели к стереомиксу никакого отношения, они сделали мономикс, а он теперь звучит состарившимся, действительно сделанным 50 лет назад. А “Сержант” - один из важнейших альбомов за все времена, я не хочу, чтобы он когда-либо звучал старым”.
Пол Маккартни говорит: “Этот новый микс действительно дает почувствовать разницу.
Мы в “Битлз” не очень интересовались стерео. Мы были за моно. Мы считали, что сделали моноверсию и готово, ну, мы пошли”.А старый стереомикс был плодом того времени - барабаны в одном углу, голоса в другом. Бывало позовешь друзей послушать и говоришь - “Ты только послушай барабаны на этой песне!” - а их не слышно. Они там, в другом углу комнаты. В новом миксе все восстановлено так как должно быть. Знаете, моно в трех измерениях. Я счастлив, что все вернулось к тому, как должно быть”.
И в новом миксе слышна уверенность прикосновения, свойственная “Битлз”.