релиз подготовлен с использованием программ - VirtualDub (деинтерлейсинг, кроп, коррекция гаммы, яркости, контрастности, восстановление цветопередачи (фильтры: ACOBW v.3.5, CMYK Film Color, RGB Equalizer v.2.11), подавление пульсирующих и линейных помех (Processing the pulsed hindrances, Processing the linear hindrances), XviD4PSP (финальная коррекция насыщенности и контраста, наложение логотипа) Topaz VEAI (модель Iris Enhance Face / LQ-MQ Video + Recover Original Detail - iris-1 - "compress": 28,"detail": 100,"sharpen": 100,"denoise": 5,"dehalo": 5,"deblur": 20,"addNoise": 0","blend": 100 ), mkvmerge (сведение и синхронизация аудио и видео). Обработка исходного материала проведена без разбивки на сцены, подбором настроек, которые усередненно подходят для всей серии (индивидуально для каждой), поэтому в финальном варианте есть редкие и кратковременные (секунды) инверсии цветопередачи (красный <-> зелёный) в эпизодах спасения зерна из полыньи, встреча у березы на Марьином утёсе; так же присутствуют моменты с завалом контраста (пересвет)
----------------Возможными прототипами четы Клычковых-Морозовых были Андриан и Анна Черепановы. Бывший верхоленский купец Черепанов во время Гражданской войны создал белый партизанский отряд, действовавший вплоть до 1922 года. В частности, именно этот отряд сверг Верхоленский совдеп, уничтожив местных активистов-коммунистов, а на Качугском тракте захватил в плен целый отряд Красной гвардии, среди которых оказался председатель Сибирской ЧК Иван Постоловский. Ночью 7 ноября 1921 года Анна Черепанова ворвалась в село Заплескино и лично зарубила шашкой трёх коммунистов.
В 1922 году, после окончания Гражданской войны, Андриан и Анна Черепановы распустили свой отряд и поселились в селе Манзурка под другой фамилией. В конце 1920-х годов, опасаясь опознания, они уехали на север и поселились в отдалённой фактории эвенкийского кооператива Нюкша. Черепанов вскоре стал заведующим этой фактории, а Анна - снабженцем. В 1936 Андриан умер в Чите в возрасте 70 лет. Анна работала счетоводом на курорте Дарасун, потом - заведующей столовой, в 1941 году переехала в Красноярск, где дослужилась до директора магазина и заведующей торгом. Была казначеем кассы взаимопомощи Кировского райсобеса города Красноярска.
В начале 1970-х годов Анну Черепанову случайно опознал житель Приленья, приехавший в Красноярск навестить сына. По его словам, в 14 лет он запомнил, как Анна Черепанова на его глазах зарубила его родителей. Следствие подтвердило, что пенсионерка Анна Корепанова и атаманша Черепанова - одно и то же лицо. По фотографии её опознали другие старожилы. Тем не менее её не смогли осудить из-за истечения срока давности событий.
----------------"Тени исчезают в полдень" – киноэпопея о жизни в сибирском селе. В начале 70-х этот многосерийный фильм покорил сердца миллионов зрителей. Его героев воспринимали не как актёров, а как настоящих жителей села Зелёный дол. Молодые режиссёры и к тому же троюродные братья Владимир Краснопольский и Валерий Усков специально искали для фильма не звёзд советского кино, а новичков. Одним из них стал исполнитель главной роли Пётр Вельяминов. В 45 лет он впервые снялся в кино.
А через несколько лет после премьеры картины братья-режиссёры вновь отправились на живописные уральские земли, чтобы начать съёмки другого эпического полотна - картины
"Вечный зов", может быть, даже не предполагая, что их киноленты станут лучшими творениями советского кинематографа.
Максим Казючиц, историк кино:
– Его они встретили, когда приехали в Свердловск подыскивать натуру. Они пришли на один из спектаклей. Как пишет Краснопольский, это была некая посредственная пьеса, но когда Пётр Вельяминов вышел на сцену, стало гораздо светлее.
У Вельяминова непростая судьба. Актёр не имел профильного образования. В 16 лет Пётр, потомок древнего дворянского рода, вместо учёбы был отправлен в лагеря. После 9 лет заключения он увлёкся театром. О кино даже не мечтал. Политически неблагонадёжного актёра попросту не разрешали снимать.
Владимир Краснопольский, кинорежиссёр:
– Мы дали подписку о том, что, если худсовету не понравится, мы оплачиваем нового героя и переснимаем все сцены.
Большие сомнения у худсовета вызвала и кандидатура актрисы Александры Завьяловой. Она пробовалась на роль главной злодейки фильма Пистимеи Морозовой. Бурный роман Завьяловой с американским бизнесменом в то время не мог не сказаться на карьере актрисы. Краснопольский и Усков пошли на риск и добились разрешения на съёмку. Но для Завьяловой этот фильм, к сожалению, оказался последним.
Владимир Краснопольский, кинорежиссёр:
– Саша Завьялова после роли Пистимеи немножко, так сказать, оказалась не в своём уме. Она же больше не снималась нигде, она лечилась. Настолько она вошла в эту Пистимею, в эту духовную противницу советской власти.
Аликаев Камень или Марьин утёс расположен на левом берегу р. Сарана в 7 км на запад от п. Сарана. Высота камня более 50 м.
Съемки проходили на Урале Свердловская обл., в исчезнувшей ныне деревне Петуховка и в окрестностях п. Сарана. Скала – утёс на которой был снят момент гибели героини, командира партизанского отряда Марьи Вороновой также находится в этих местах, и после демонстрации фильма эта скала получила второе название - Марьин утес. Эту скалу стали под таким именем вносить во все карты. Однако на самом деле название данной скалы - Аликаев камень и о ней есть не менее интересные истории, чем история, описанная в книге Алексея Иванова. Легенда гласит, что название скала получила от имени разбойника Аликая, по преданию жившего здесь в давние времена. Глухая таежная дорога из Кунгура на Красноуфимск проходила по Петуховской горе. В ее окрестностях и промышляли Аликай с сообщниками. По преданию, у предводителя была красивая жена, которую он безумно любил. Случилось так, что она ушла от него. Тогда Аликай бросился с камня и разбился. Камень назвали Аликаевым. По другой версии, скрываясь от жандармов, которые решили прочесать лес, Аликай все драгоценности и золото сложил в небольшую лодку и затопил на болоте, которое было расположено на другой стороне р. Сарана, а сам скрылся.