Гвоздь в сапоге / Страна в опасности / Сигнал (1932) WEBRip [H.264/720p]Производство: СССР / Госкинпром Грузии Жанр:драма, военный, экспериментальный киноплакат, немое кино
Режиссер: Михаил Калатозов Актеры: Александр Джалиашвили, Сико Палавандишвили, Акакий Хорава, Аркадий Хинтибидзе
Описание: Оборонный агитпропфильм на тему «Бракоделы – вредители обороны!», снятый в форме притчи. Из-за негодных сапог рабочий не успевает передать важное донесение во время маневров, и команда бронепоезда «погибает» в условной газовой атаке. Герой оказывается на скамье подсудимых, но трибунал, как выясняется, виновен сам: в его составе – команда «погибшего» бронепоезда, в которую входят обувщики, изготовившие бракованные сапоги.
Возраст:0+ (для любой зрительской аудитории)
Продолжительность: 00:53:38 Качество видео: WEBRip Субтитры: русские (интертитры)
« …гвоздь у меня в сапоге кошмарней, чем фантазия у Гете!» Вл. Маяковский
Фильм «Гвоздь в сапоге», снятый в 1932 году молодым режиссером Михаилом Калатозовым, должен был упрочить славу кинематографиста после грандиозного успеха его предыдущей картины «Соль Сванетии». Однако этот фильм едва не погубил своего создателя… Сделанный в рамках оборонного заказа, «Гвоздь в сапоге» должен был наглядно продемонстрировать, к каким последствиям может привести недобросовестность в работе, и как незначительная мелочь может повлечь за собой роковые последствия. Собственно, всё это уже сказано в английском детском стихотворении про то, как «оттого, что в кузнице не было гвоздя» оказалась разбита целая армия. В фильме Калатозова гвоздь-то как раз был – в солдатском сапоге, криво вбитый, отчего и захромал красноармеец, и не смог вовремя доставить донесение, и от этого погиб в газовой атаке боевой бронепоезд со всеми бойцами…
Считается, что фильм «Гвоздь в сапоге» был запрещен по причине того, что в кадр случайно попал военный объект – тбилисский арсенал, и у режиссера два месяца выясняли в тюрьме ГПУ, почему он это допустил. Времена, правда, были еще «вегетарианские», и Калатозова отпустили, но фильм «лег на полку».
Просматривая сейчас этот фильм, понимаешь, что запрет был связан не с несколькими кадрами – будто на них ножниц нет! Фильм Калатозова оказался НЕСВОЕВРЕМЕННЫМ, и его пафос, с учетом встававших в то время перед советской властью задач, - опасным. Тема «бессознательного вредительства» (так формулирует выпуск брака приговор пролетарского суда в фильме) в те дни стремительно заменялась поиском и разоблачением СОЗНАТЕЛЬНЫХ вредителей и шпионов – тому примером «Шахтинское дело», «Процесс Промпартии и Трудовой Крестьянской партии» и другие судилища в преддверии Большого Террора. И конечно, то, что в фильме обвиняемый в предательстве красноармеец, не только не кается, а, наоборот, бросает в лицо своим обвинителям гневные слова об их вине в гибели бронепоезда, никак не вязалось с реальными «пролетарскими судами», на которых от подсудимых требовалось лишь признание своей вины. Фильм оказался несвоевременным еще и потому, что неосмотрительно предсказывал (и осуждал) ту звериную ярость, с которой советские люди будут требовать «расстрелять как поганых собак» тех, кого недавно называли своими героями. А участвующие в суде пионеры с винтовками, разворачивающие плакат «Нам не нужны такие отцы!» - не предчувствие ли это грядущих отречений от «родителей – врагов народа»? И как легко и охотно откликается зал суда на призыв обвинителя с лицом и повадками Торквемады – «Убить этого гада!»… Да, случись история с фильмов немногим позже, неизвестно еще, увидели бы мы «Летят журавли», «Верные друзья», «Неотправленное письмо»… Впрочем, Калатозову долго пришлось «отрабатывать» проявленную к нему «милость» - вплоть до 1956 года, когда вышел его панегрик «славным чекистам» - «Вихри враждебные».
Фильм «Гвоздь в сапоге» примечателен не только своим сюжетом, но и его визуальным воплощением. И здесь следут назвать имя оператора Шалвы Апакидзе (Афакидзе), чья работа в этом фильме и сегодня поражает экспрессивной композицией кадра, неожиданностью и смелостью ракурсов, живописной, даже несколько «щегольской» работой со светом и тенью. Увы, ни в «Кинословаре», ни в Интернете мне не удалось найти биографических данных этого замечательного мастера, работавшего с такими режиссерами, как Давид Рондели, Сико Долидзе, Михаил Чиаурели – цветом грузинского кинематографа 30-х годов. Последняя его работа, фильм «Дружба» датирована 1940-м годом…