sorath ®
Стаж: 17 лет 2 мес.
Сообщений: 249
Ratio: 34.419
Поблагодарили: 6059
100%
Откуда: Одесса
|
Prime Test CD 1 - Тестовый аудиодиск
Жанр: Тестовые диски для настройки аудиоаппаратуры Продолжительность: 01:19:54 Наличие сканов в содержимом раздачи: Нет Кодек: APE Битрейт: Lossless Тип рипа: image + .cue Описание:Диск состоит из двух частей. Первая часть представляет собой экспресс-тест, собранный из 45 фрагментов разнообразных композиций. Здесь не использовались композиции, встречающиеся в других главах этого раздела, а также композиции, фрагментирование которых приводит к существенной потере художественного содержания. Порядок фрагментов не случаен: переход между контрастно звучащими записями, смена настроения даёт больше информации о звучании тракта, чем случайное прослушивание. Фрагменты выбраны из контекста так, чтобы передать максимум особенностей звучания за минимальное время. Безусловно, этот экспресс-тест не идеален и позволяет лишь быстро получить представление об основных характеристиках тракта. Для более подробного анализа звучания рекомендуется дополнить его, например, диском The Best of Linn Records, композициями со сборника Prime Test CD #2 и других тестовых дисков данного раздела. Вторая часть диска – набор откалиброванных испытательных сигналов максимально возможного для формата CD-Audio качества. Среди них импульсы, идеальный розовый шум и его третьоктавные полосы, ряд синусоидальных сингалов, меандр разной частоты. Будьте осторожны при использовании некоторых спецсигналов: их прослушивание, а также проведение соответствующих измерений следует осуществлять при небольшом уровне громкости, иначе в лучшем случае результаты измерений будут некорректны, а в худшем аппаратура выйдет из строя. Оригинальная статья Треклист: К каждому трэку (если нашел) есть ссылка на дискографию или альбомы этого исполнителя, имеющиеся на трэкере! Этот фрагмент не зря стоит на первом месте. Перезвон записан очень натурально и довольно громко. Если слышны искажения, АС «кричат», удары раздражают, – значит, выбранный для прослушивания уровень громкости слишком велик. Отрегулируйте его так, чтобы, с одной стороны, чётко слышать мелкие детали, а с другой – чтобы они воспроизводились легко, без напряжения. Нижний регистр под конец фрагмента может обнаружить неудачное расположение АС в помещении наличием «подбубнивания» или гула. Удары должны быть «плотными» и вместе с тем уходящими довольно глубоко по НЧ. Данный фрагмент взят с известного альбома «Dark Side of the Moon» 1973 года. Чуть позже прозвучит ещё несколько отрывков с этого замечательного диска. Pink Floyd - The Dark Side Of The Moon & Wish You Were Here DVD AudioДискография Pink Floyd Большое количество мелких призвуков, особенностей тембров электронных инструментов и обработанных голосов, а главное, чёткая локализация источников на звуковой сцене позволяют точнее оценить правильность расположения АС, специфику акустики помещения, привыкнуть к ней. В общем, трек достаточно сложный для воспроизведения, но при этом чисто аудиофильский. Прислушайтесь к тембру вступительных нот. Сколько нот одновременно звучит? А если две, то не слишком ли мешает задержка фазоинвертора? Затем вступают тарелки – оцените их звучание, локализацию. Возможно, придётся откорректировать расположение АС. Резкие вставки, вроде той, что на 15-й секунде, капризны к ВЧ динамикам. Впрочем, слушайте сами – здесь много необычных мелочей. В частности, поэтому музыка Yello так не любит сжатие с потерями (вроде mp3). Данный трек взят с альбома «Zebra» 1994 года (диск 522 496-2), – довольно интересный альбом, успешно дополняющий «Motion Picture» в фонотеке аудиофила или инсталлятора акустических систем. дискография Yello Энергичный фрагмент с ярким электронным басом. Тембр басового аккомпанемента, с одной стороны, позволяет отметить естественность/неестетсвенность спада НЧ в тракте, а с другой стороны, уточняет специфику НЧ в помещении для прослушивания. На отметке 0:46 бас довольно глубок и может потерять свой колорит.
Ведущие ритм тарелки, отлично слышимые в начале фрагмента, ненастоящие. Обратите внимание на звучание голосов, их некоторый контраст с электронным аккомпанементом, различие партий солиста и хора.
К концу этого фрагмента слушатель уже привыкает к помещению и особенностям стереопанорамы в нём. Напрасно говорят, что поп звучит «попсово» на любой акустике. Композиции Стинга – яркий пример простой, но качественно записанной и довольно эмоциональной музыки. В данном фрагменте интересно звучит вокал: помимо чувствительности к тембральному балансу тракта, свойственной любой хорошей записи вокала, здесь заметно влияние согласования динамиков, качества звучания ВЧ-динамиков. Дело в чуть заметной хрипотце голоса Стинга: не обращая на неё внимания, мы, тем не менее, воспринимаем часть эмоций через её игру, поэтому её окраска либо подчёркивание (это, кстати, может вызвать и усилитель) выливается в неадекватное восприятие композиции. В частности, если за время звучания этого фрагмента вы не прониклись настроением композиции (с учётом впечатлений от трёх предыдущих отрывков), значит, либо в тракте есть проблемы, либо вы не подготовлены к прослушиванию. Sting - Brand New Day [DTS]Sting - Brand New Day 2003[DVD Audio]Sting - Sacred Love (2004) Вообще-то этот трек нужно слушать целиком. Однако и этот фрагмент позволяет многое узнать. Вокал Высокцого здесь очень здорово поставлен, он поёт настолько эмоционально и чисто, что настроение передаётся мгновенно. В голосе не должно быть «подзвона», «сипения». На многих АС Высоцкий поёт словно через ткань, голос получается «тухловатым» – этого не должно быть. Дискография Владимир Высоцкий С первого же звука вы узнаёте эту композицию, так как уже много раз её слышали. Но помещение, в котором играют музыканты, – его акустика по-прежнему не может не впечатлять. Реверберации позволяют даже оценить его размеры. Сохраняется ли во второй половине фрагмента этот эффект присутствия? Если нет, то ищите решение проблемы в лучшем случае в угле разворота колонок, в худшем – в сведении динамиков. Фирменное многоголосие «Песняров» передать полностью достаточно тяжело. Владимир Мулявин немало сил отдал на то, чтобы аранжировать композиции именно голосами. Вы слышите каждый голос, узнаёте их по тембрам, или звучит просто безликий хор? Песняры - The Belarussian Folk-Rock Group Запись очень натуральна и динамична. Помимо крупномасштабных перемен в громкости оркестра и хора, позволяющих оценить динамический диапазон системы, на высококачественном тракте сказываются мелкие громкостные перепады (особенно в хоре), усиливающие эффект до десятков фон и добавляющие адреналин.
Испугались барабана? А второй раз? Грамотно настроенная трансмиссионная линия отыгрывает этот барабан просто изумительно. Звучание хора на этой записи капризно, далеко не каждая АС отыграет его по-настоящему натурально. Потрясающее качество записи живого звука, и не менее впечатляющее мастерство исполнителей. Казалось бы – рояль, контрабас и ударные, что можно на них сыграть? Но запись поражает своей красотой и ёмкостью, слаженностью работы исполнителей, а главное – живостью инструментов. Вспомните, как вы впервые слушали живое исполнение на рояле, вам тогда наверняка казалось – как странно он звучит, раньше это звучание представлялось по-другому. А живой рояль именно таким должен быть. И на этой записи он именно такой. Оцените резкость верхних нот, богатство тембра нижней си на 57-й секунде... Редкий фазоинвертор хорошо играет контрабас. Примечательный момент: на 35-й секунде контрабас берёт ре, и затем, после удара – это не передать словами, дух захватывает! А при плохом балансе по НЧ слышно лишь некое завывание. Об ударных и сказать нечего. Это талант – так чётко улавливать игру других, где-то вести их, где-то подыгрывать, и всё это с динамикой, импровизацией и невероятной живостью. Качественный тракт передаёт всё это автоматически, вам не приходится задумываться, анализировать игру музыкантов. Если же приходится догадываться и домысливать – это уже самообман и внушение. Jacques Loussier Trio. Bach: The Brandenburgs (2006)Jacques Loussier Trio. Handel:Water Music & Royal Firework (2002) Фрагмент композиции одного из лучших отечественных композиторов-электронщиков. Вообще, электронные композиции хороши в качестве тестовых благодаря тому, что и композитор, и исполнитель, и звукорежиссёр, и автор концепции – один человек, а потому эмоциональная картина очень точна и зачастую лучше выявляет недостатки тракта, чем инструментальная музыка или вокал. Но у них есть и недостаток: в большинстве случаев нельзя говорить о натуральности звучания, т.к. не бывает идеальных синтезаторов, а также редко удаётся выделить композицию из контекста альбома, а ещё реже – фрагмент из контекста композиции без потери музыкального содержания. В художественном плане именно этот фрагмент (взятый с сингла «Тайны Марса») не даёт представления о композиции, т.к. был выбран из-за спецэффектов. Здесь начинается серьёзная работа сабвуфера. Именно сабвуфера, – никакие обычные колонки, кроме, быть может, Genesis APM-1, не воспроизведут полноценно нижний регистр во второй половине фрагмента. Запись скомпрессирована и звучит натянуто, форсированно. Однако АС с запасом по мощности отыгрывают её спокойно, без надрыва. Если, конечно, питание усилителя в порядке. Климковский Андрей - Меркурий (2003)Климковский Андрей - Алые паруса (2000)Климковский Андрей - На окраине Галактики (1997) Обилие чисто записанных инструментов, разнообразие в звучании фортепиано. Сможете подобрать его партию на слух? Хорошие АС помогают в этом, не искажая атаку и чётко фиксируя в вашей памяти аккорды мелодии. Удар на 13-й секунде не должен шипеть.
В целом фрагмент капризен в натуральности звучания инструментов, но легко передаёт эмоциональный подтекст, зажигательность. Этот и предыдущий фрагменты чем-то похожи, но в характере звучания контраст очень резок.
[urlhttp://www.nnm-club.me/forum/viewtopic.php?t=46801]Acoustic Alchemy 16CD (1987-2007)[/url] Интересная и насыщенная нюансами запись женского вокала. Он здесь не богат эмоциями, но зато есть оттенок, позволяющий догадаться, сопереживает певица тексту песни или думает в первую очередь над выразительностью своего голоса. Этот оттенок довольно сложно передать.
Голос должен звучать свободно, легко. Ощущение пения «в нос» либо почтенного возраста поющей – явный признак отсутствия верного тонального баланса. Очень динамичная и богатая деталями композиция. Если она вам кажется звучащей на одном уровне громкости, тускло – значит, тракт плохо передаёт динамику тембров.
Эта композиция заметно по-разному звучит на разных трактах. Чем-то стиль её звучания похож на стиль Yello, но здесь разнообразие инструментов не умаляет их индивидуальности. Отрывок из альбома Горана Бреговича «Music for Films» 2000 года. Вообще говоря, композиции из этого альбома желательно слушать целиком, но, с другой стороны, без их фрагментов экспресс-тест сильно пострадал бы. Вы чётко слышите, когда две флейты играют вместе, а когда играет одна? При этом флейты вовсе не одиноки: общую атмосферу создаёт причудливый аккомпанемент на заднем плане. Натуральность этих звуков на качественных АС просто поражает. Goran Bregovic - дискография (1989-2002) И ещё один фрагмент из Yello. На этот раз насыщенность нюансами, мелкими деталями, динамика и чёткость переходят все границы. С первого мгновения фрагмент будоражит, ведь предыдущий был намного тише и спокойнее. Говорить о деталях подробно не представляется возможным – ими богат каждый участок фрагмента. Разнообразные звуки всевозможными способами сочетаются в общем винегрете, но вместе с тем не мешают друг другу, каждый сохраняет свой колорит, реверберации. Довольно оригинально обыграны их источники на стереопанораме. Обратите внимание на нижний регистр в конце записи. В целом композиция сложна для воспроизведения, хотя и не содержит особого смысла. Вся её сущность – в самом звучании, и оно должно доставлять удовольствие просто своей потешностью. В соседнем разделе приведён весь альбом «Motion Picture», с которого взят этот фрагмент. дискография Yello Эта запись была сделана прямо в концертном зале и не подвергалась никаким обработкам. Известный гитарист Paco de Lucía с потрясающим мастерством исполняет свою версию «Concierto de Aranjuez» на акустической гитаре под аккомпанемент оркестра. Безусловно, это произведение следует слушать целиком, и представленный фрагмент служит скорее для ознакомления, но, тем не менее, он годится в качестве тестового. Динамика записи здесь очень капризна к качеству тракта. Многие ошибаются, утверждая, что акустическая гитара имеет узкий динамический диапазон. Гитара говорит, выплёскивает эмоции почти как человек. По красоте она, пожалуй, не уступает арфе. Но на многих АС слышно просто обычное бренчание. Оркестр вступает очень грандиозно, но адекватно передать массив звучания струнных – нелёгкая задача. В подготовленном помещении ощущается пространство концертного зала. Paco De Lucia & Group Live 1996 Теперь звучит электрогитара. Это один из ранних альбомов Joe Satriani, «Surfing with the Alien» (1987 год), соло из простой по сюжету, но заметно привередливой к акустическому тракту композиции. Об особенностях воспроизведения «тяжёлой» музыки будет сказано далее, здесь же стоит отметить, что музыка вовсе не тяжела, и на хорошем тракте вместе с динамикой и сочностью гитарного соло слышно её приподнятое настроение, даже какой-то оттенок шутки, и название композиции воспринимается в положительном смысле, давая заряд бодрости.
Обратите внимание на ход, динамичное построение соло, важность каждой мелкой, как бы невзначай сыгранной нотки. Тембр гитары подобран очень удачно: юморной оттенок завуалирован и проявляет себя лишь на хороших колонках. Не меньшее внимание следует обратить на ритм-секцию: она не должна смешиваться с басом, как часто происходит на АС с низкокачественными динамиками. Короткий и показательный фрагмент. Точно передать аккомпанемент скрипок, не умаляя выразительности звучания виолончели, довольно сложно. А под конец фрагмента, когда виолончель берёт верхнее ми, – почувствуйте, как она его тянет, старается, – скрипки не должны этому мешать! Это сложный момент, даже АС высокого класса на нём спотыкаются. Не обольщайтесь, услышав гул проезжающей мимо машины. Этот гул ещё способен выдать помещение, где производилась запись. Но это происходит только в хорошо заглушенной комнате для прослушивания. Чайковский - Музыка к балету Щелкунчик Наиболее интересный фрагмент со всего альбома «Dark Side of the Moon», как ни странно. Вокал здесь очень необычен и при этом погружён в пучину мелодии. Большинство АС просто орут вместо того, чтобы передать шквал эмоций, оставляющий неизгладимые впечатления особенно после того, как будет подчёркнут последними вздохами и затуханием мелодии. В этом плане должна быть хорошо заметна разница между транзисторными и ламповыми усилителями. Pink Floyd - The Dark Side Of The Moon & Wish You Were Here DVD AudioДискография Pink Floyd И снова Брегович, «Music for Films». Здесь можно было бы просто написать «Без комментариев», – так ясны отличия в звучании этого отрывка на разных АС. Чистый тембр, невероятная натуральность и недвусмысленный эмоциональный окрас звучания как отдельных инструментов, так и духового оркестра в целом рисуют музыкантов в воображении слушателя вплоть до выражения их лиц. Большинство нежелательных призвуков и общих тональных перекосов выявляется на этом фрагменте очень быстро. Но при этом желательно наличие опыта прослушивания этого же отрывка на действительно качественном тракте. Вообще именно народные мотивы с их колоритом, оригинальностью и непосредственностью при надлежащем мастерстве исполнения и как можно более коротким трактом записи – отличный материал для тестирования акустических трактов. И Горан Брегович доказывает это альбомом «Tales and Songs from Weddings and Funerals», фрагменты из которого – ещё более сложные! – прозвучат чуть позже. Goran Bregovic - дискография (1989-2002) Это реставрированная запись 1968 года. Техническое её качество низкое, однако уникальный тембр голоса Игоря Пени сохранён, и на хороших АС слышно, как вокалист владеет голосом, насколько этот голос чист и богат. В нём не должно быть ни металлических призвуков, ни «тухлости», ни форсажа. И никаких прочих эмоций, кроме любви к родному краю. Сложнее с этим во второй половине отрывка: система может не выдержать шквала аккомпанемента и «провалить» звучание вокала. Песняры - The Belarussian Folk-Rock Group Отрывок из сборника Ave Maria: Geistliche Lieder, запись можно считать документальной: она не подвергалась никаким обработкам. На тракте среднего качества запись кажется глухой, голоса – неестественными и похожими один на другой, слова сливаются в гул, подчёркиваются отдельные звуки, моменты. Струнные заглушают хор. Ничего этого не должно быть на тракте высокого качества. А если вы ощутите естественность реверберации записи и сможете «увидеть» помещение – считайте, вам очень повезло как с самими АС, так и с их расположением. Mozart - Complete Works 170CD Умиротворённость предыдущего фрагмента разрывает вторая композиция альбома «Soundchaser» группы Rage. Этот резкий контраст вызывает некоторый страх и вместе с тем восхищение точностью и чистотой обрушивающегося звука, он идёт как бы «стеной», а не «из пространства», как в предыдущем фрагменте. Ещё более сильный контраст наблюдается в эмоциональном окрасе звучания. Насладитесь ритм-гитарой, проработанной фактурой её звука. За ней вступают остальные инструменты, вокал. Всё быстро и чётко, но при этом никакого шума, ничего лишнего. Редкая двухполосная система способна передать такой мощный поток, ничего не замаскировав, не исказив, не смешав в какофонию агрессивную, но стройную звуковую картину. Rage - (1986 - 2006) 18CD Ещё один фрагмент из творчества Андрея Климковского, из альбома «Алые паруса» 2000 г. (диск NR 0901). Этот альбом был написан не так, как большинство других. Он получился быстрее, сам собой, плодом мимолётного вдохновения, и это ставит альбом на высокую планку, несмотря на технически невысокое качество синтезаторов и мелкие дефекты записи в ВЧ диапазоне. Спокойный и ненасыщенный, этот фрагмент полон эмоциями, за считанные секунды снимающими «шок» от предыдущего отрывка. Удивительно, но немногие АС адекватно передают живой шум моря, ощущение мечты, романтики в глубине души. Небольшой перекос в согласовании динамиков – и музыка начинает резать слух, превращается в попсовый мотив. Климковский Андрей - Меркурий (2003)Климковский Андрей - Алые паруса (2000)Климковский Андрей - На окраине Галактики (1997) Приготовьтесь вжаться в кресло. Уровень громкости на этой записи сильно завышен, но компрессия сделана очень грамотно. Весь частотный диапазон пестрит множеством деталей и оттенков. Драйв, скорость, гитарные и синтезаторные переливы, бешеный ритм, истошный вокал – как страшно и как красиво!.. Вместе с тем эмоциональный настрой композиции позитивный, нет такой депрессивности, как у Graveworm или Dark Tranquility, несмотря на «чёрный» текст композиции, – он воспринимается, можно сказать, как декорация. Очень редкая АС не смешает здесь в кучу ритм и бас, гитару и клавиши; и голос, и ударные должны звучать бритвенно чётко (конкретно на этом отрывке даже вполне разборчивы слова), а мощный низкочастотный хит на 17-й секунде вгоняет слушателя в кресло ещё глубже. Хорошим критерием разборчивости для тех, у кого хорошая акустическая память, может служить сложное соло на гитарах/клавишах во второй половине фрагмента. При чистом звучании каждый звук хорошо откладывается в памяти, и уже после второго-третьего прослушивания вы сможете разобрать это соло по нотам. Children of Bodom - Дискография Колорит этой композиции из альбома «Tales and Songs from Weddings and Funerals» – это нечто особенное. Зажигательность исполнения настолько мощна, что мгновенно вызывает улыбку, а в момент 0:22 может вызвать приступ искреннего смеха. Оцените тембральную насыщенность духовых, их естество, юморное звучание, особенно когда большие трубы берут нижние ноты. Даже если вы безнадёжный флегматик, отрывок даст заряд бодрости и хорошего настроения. На референсном тракте. Goran Bregovic - дискография (1989-2002) Очень интересная, оригинальная, показательная запись. Эффект присутствия, который ей создаётся, не передаётся словами, это надо слышать. Флюгельгорн материализуется прямо перед глазами. Но мало того – практически в нетронутом виде присутствует акустика большого помещения. Сами по себе послезвучия хорошо слышны уже на тракте среднего качества, но вот их характер, естественность, рисующая этот зал, достигается далеко не везде.
В наиболее громких моментах (0:36, 0:55, 1:05) присутствует лёгкая окраска: это небольшой дефект записи. На хороших мониторах он должен быть заметен. Отрывок из альбома Jacques Loussier Trio - Satie: Gymnopédies/Gnossiennes. Безусловно, этот альбом лучше слушать полностью, – французский импрессионизм требует внимания, проникновения, воображения. Этот же фрагмент приведён просто как пример звучания контрабаса. На самом деле не так просто воспроизвести щипковую игру контрабасиста. Само по себе звучание этого инструмента завораживает спокойной мощью, объёмом, своеобразным «дыханием» инструмента. Оно даёт почувствовать мягкость струны, дерево корпуса. Редкая АС не привнесёт в это звучание чего-то своего, не принадлежащего ни струне, ни корпусу. Обычно это банальный гул, бубнёж. Иногда звучание просто искажается, становится «толстым» либо «задохнувшимся». В конце фрагмента появляется рояль. Ненадолго, но здесь достаточно лишь вступления. Если он появился как-то неожиданно, звучит будто в другом помещении – значит, неверен баланс между нижней серединой и средними частотами. Jacques Loussier Trio. Bach: The Brandenburgs (2006)Jacques Loussier Trio. Handel:Water Music & Royal Firework (2002) Этот фрагмент взят с альбома «Arizona Dream» 1993 года. Прежде всего он интересен оригинальным вокалом, но надлежащее его звучание описать трудно. Вокал Игги слишком специфичен, но это не умаляет естественности его звучания на действительно хорошем тракте. Бывают ситуации, когда обычный и даже оперный вокал отыгрывается системой отлично, в то время как данный фрагмент обнаруживает несоответствия. Благодаря этому отрывок удобен при сведении полос в АС. Особого секрета в этом нет: всё дело в формантном составе вокала, он заметно отклоняется от среднестатистического. Похожую картину мы имеем, например, у Эдит Пиаф. Goran Bregovic - дискография (1989-2002) Альбом «Making Movies» 1980 года, наиболее яркая первая композиция. Это ещё один фрагмент, который мало содержит в сравнении с полноценной композицией. Но, по меньшей мере, в нём отражена эмоциональная развязка. Как и в отрывке из композиции «News», здесь Нопфлер выражает всё своим голосом. Здесь оттенок ностальгии, ожидания, надежды. Быть может, кого-то этот отрывок и оставит равнодушным, – многое ведь зависит от темперамента слушателя, его отношения к каким-то ситуациям, событиям. Ведь сопереживание на этом и основано. Dire Straits - Brothers In Arms (1985) [DVD-Audio]Dire Straits - Brothers In Arms (1985)Dire Straits - Sultans of swing (the very best of) 5.1 DTSDire Straits - Sultans Of Swing - The Very Best Of Dire StraitsDire Straits - Communique (1979)Dire Straits - Making Movies (1980)Dire Straits - Money For Nothing (1988)Dire Straits - On Every Street(1991) «Меркурий» – один из последних альбомов этого композитора, довольно удачный как в техническом плане, так и в художественном. Фрагмент взят из первой композиции. Музыка погружает слушателя в медленное межпланетное путешествие. Мелодия кажется простой, но она аккуратно обрамлена множеством сопутствующих звуков. Здесь слышна и теплота аналоговых синтезаторов, и холод Космоса. Но в единое полотно все звуки объединяет – лишь в электронной музыке такое возможно! – шум. Да, именно он здесь является ведущим звеном эмоционального образа, именно он убаюкивает, но предостерегает. Он на первый взгляд однороден, но на самом деле постоянно изменяется. Он как бы шепчет. Этот эффект проявляется далеко не на всех АС, но за какой параметр он отвечает – пока трудно сказать. Возможно, дело в том, что в ВЧ области этот шум похож по природе на женский вокал. Климковский Андрей - Меркурий (2003)Климковский Андрей - Алые паруса (2000)Климковский Андрей - На окраине Галактики (1997) Один из лучших тестов на натуральность звучания. Как известно, натуральность в первую очередь следует проверять на скрипке, оперном вокале и рояле. В нижнем регистре хороши контрабас, ударные. Но сейчас речь идёт о скрипке. Точнее говоря, о двух солирующих скрипках и струнном же аккомпанементе. Слышна ли каждая скрипка? Они не должны звучать порознь, но должны быть узнаваемы. Т.е. музыка звучит целостно, играет квартет, а не отдельные инструменты, но вместе с тем при последующем мысленном воспроизведении можно легко восстановить партии первой и второй скрипки, альта и виолончели, записать их нотами. Если вы не часто слышите живое звучание хорошей скрипки с канифолью, то стоит этот фрагмент предварительно прослушать на референсном тракте. Goran Bregovic - дискография (1989-2002) Задорная и насыщенная композиция с оригинальным и очень богатым тембром вокала. Отрывок практически всегда отыгрывается неполноценно: страдает либо эмоциональный настрой, либо натуральность пёстрого аккомпанемента, либо выразительность вокала, особенно его уникальные тембральные переливы после 35-й секунды. В целом, эти последние отрывки – наиболее сложные для воспроизведения, и тракт, адекватно отыгравший первые три десятка фрагментов, здесь может оказаться беспомощным. Goran Bregovic - дискография (1989-2002) Оригинальная и очень эмоциональная запись: четыре виолончелиста на старинных инструментах исполняют «Unforgiven» группы «Metallica». Мало того, что виолончель сама по себе – очень волнующий, эмоциональный инструмент, здесь их сразу четыре, и каждая по-своему звучит, – нет, рыдает, стонет... подбирайте эпитеты сами, у меня нет слов. С этим отрывком безупречно справятся разве что очень хорошо сведённые трёхполосные АС. Здесь мало не смешать звучание в кашу, мало материализовать четыре настоящие виолончели перед взглядом слушателя. Вы должны услышать действительно старинные инструменты, увидеть сжатые губы на лицах исполнителей. Безусловно, требуется опыт прослушивания живой музыки, сыгранной на подобных инструментах, иначе приукрашенное звучание сможет показаться лучшим, более правильным, хотя на самом деле будет дальше от реальности. Apocalyptica - дискография И последний контраст. Запись совершенно другого плана, вы сразу её узнаёте, но не сразу к ней привыкаете после предыдущих фрагментов. Редкое качество вокала, а также документальность записи ставит все компоненты тракта в жёсткие условия. Послушайте и другие композиции с этого интересного сборника. Если вибрато оказывается в тему, а динамика громкости «чувствуется кожей», то тракт уже неплох. Но если при этом звуки [ф], [т], [с] не выделяются «сыканием», а естественны – то звучание системы на этом отрывке можно охарактеризовать как хорошее. Если же обнаруживается зал с инструментами и настоящей Элли Амелинг, а предыдущие фрагменты не обнаружили существенных недостатков тракта – сообщите об этом Franz Schubert - Masterworks 40CD Финал. Это запись аплодисментов в концертном зале, сделанная без обработки. Материал хорошо знаком слушателям – ведь вы не раз слышали живые аплодисменты – а потому в его звучании сразу узнаётся фальшь, если таковая присутствует. Здесь именно не шум аплодисментов, а живые, натуральные аплодисменты, восхищённые возгласы в концертном зале. Вы слышите, как они аплодируют – сидя или стоя? Paco De Lucia & Group Live 1996 Это первый испытательный сигнал. Все испытательные сигналы следует воспроизводить на пониженном уровне громкости во избежание некорректности результатов измерений и повреждений аппаратуры.
Данная запись содержит шесть идеальных положительных импульсов на фоне цифровой тишины, записанных с 5-секундным интервалом в порядке убывания интенсивности. Сигнал моно, поэтому все импульсы должны исходить из центра сцены. Обратите внимание, чтобы первый импульс не был на слух как-либо окрашен в сравнении с последующими, в противном случае следует уменьшить уровень громкости.
Каждый последующий импульс на 18 дБ слабее предыдущего. Выразительность и локализация источника шестого импульса позволяет оценить уровень перманентного шума в тракте и помещении. Если импульс слышен нечётко, не похож на предыдущие, не локализуется либо вообще не слышен – значит, уровень перманентного шума слишком велик, причём шумит именно тракт, если импульс не удаётся расслышать, находясь в непосредственной близости от АС.
Отключив один из каналов, можно записать воспроизведение импульсов трактом при различном положении микрофона относительно динамиков работающей АС. Анализ фронтов сигнала на полученных записях позволяет получить импульсную характеристику, а также «мгновенную» АЧХ канала. При подключении к усилителю отдельных динамиков появляется возможность оценить «waterfall».
Точные значения относительных уровней громкости в дБ, вычисленные с учётом 16-битной разрядности, соответственно равны -0.000265, -18.00052, -36.00565, -54.05073, -72.2472, -90.309. Далее следует серия шумовых сигналов, записанных со среднеквадратичной амплитудой, соответствующей относительному уровню -12 дБ. Этот уровень вычисляется как отношение среднего квадрата амплитуды, выраженной в единицах значений отсчётов (которые изменяются от -32768 до +32767), к числу 229 = 536870912. Для перевода этого отношения в децибелы следует взять его десятичный логарифм и результат умножить на 10.
Здесь правый канал пуст, в левом же записана полоса идеального розового шума 3.00 Гц – 22049.97 Гц длительностью 30 секунд. Значение нижней границы, равное 3 Гц, было выбрано из соображений компромисса между полнотой спектра шума и избежанием избыточного хода диффузора и нежелательного воздействия постоянного тока на усилитель. При ограничении в 3 Гц ход диффузора примерно соответствует его режиму работы при воспроизведении мощных ударных партий и спецэффектов в фильмах, что ещё находится в допустимых рамках, но вместе с тем позволяет оценить нелинейность подвижной системы НЧ динамика. А именно: на слух шум должен звучать однородно, без колебаний и выбросов, послезвучий. Если ход диффузора слишком велик – уменьшите уровень громкости.
Человеческое ухо является наиболее совершенным подавителем розового шума и способно различить в нём мельчайшие детали. Вслушайтесь в шум, в его течение, постарайтесь уловить в нём какие-либо тона. Как правило, при наличии крупных неровностей АЧХ уже в течении первого десятка секунд слушатель способен уловить тона, призвуки, соответствующие этим неровностям. Они чаще всего напоминают отдалённое эхо, отголоски флейты, шелест, шум поезда на большом расстоянии.
Изрезанность АЧХ отражается в своеобразной «зернистости», грубости шума. Этого не должно быть, шум должен быть «мягким», не беспокоящим, как бы естественным.
Общий тональный баланс с помощью шума на слух уловить тяжело, здесь необходимо помнить, как должен звучать ровный, неокрашенный шум, чтобы судить об окраске. Гораздо удобнее для этого воспользоваться микрофоном: спектральный анализ полученной записи даст приблизительную «усреднённую» АЧХ канала.
Звук записан лишь в левом канале и должен исходить точно из левой АС. Источник звука не должен «плясать» при поворотах головы слушателя, иначе АС имеет слишком узкую направленность. Отключите левую АС и прислушайтесь, не звучит ли правая. Возможно, ваш усилитель слегка смешивает каналы. Прочитайте комментарий к предыдущему треку. Здесь ситуация аналогичная, только сигнал записан в правом канале. Сходу оцените различия в звучании шума. Сигналы идентичны, но несимметричное расположение АС либо их несогласованность может привести к различной подаче шума. Вполне вероятно, что нижний регистр в одном из каналов будет звучать выразительнее, чем в другом, за счёт резонансов помещения.
При обнаружении каких-либо особенных призвуков в ходе воспроизведения шума правым либо левым каналом, возможно, свидетельствующих о неисправности тракта, подключите АС в обратном порядке. Если призвук перейдёт в другой канал, значит, причина в усилителе либо в источнике, иначе – в колонке. Теперь этот же сигнал звучит в обоих каналах. Кажущийся источник звука должен находиться строго посередине стереосцены. Если рядом с ним появляются какие-либо другие источники (как правило, издающие посторонние призвуки), то АС либо неправильно размещены, либо не согласованы между собой.
Обратите внимание, что шум звучит в общем не так, как из одной АС. Это нормально, поскольку излучение отдельных каналов теперь взаимодействует. Здесь справедливы рассуждения, аналогичные приведённым в комментарии к треку №47, однако уже для стереосистемы. Этот трек аналогичен предыдущему, но в нём инвертирован один из каналов, вследствие чего шум излучается каналами в противофазе во всём диапазоне частот. Это приводит к спаду интенсивности шума в низкочастотном диапазоне, а также к трансформации кажущегося источника звука. Звук идёт как бы отовсюду, в том числе словно из головы слушателя. Никаких посторонних источников не должно наблюдаться, а эффект «звук вокруг» должен быть устойчивым к лёгким поворотам головы. Треки с 51-го по 81-й представляют собой третьоктавные полосы розового шума, расположенные в порядке возрастания среднего геометрического граничных значений частот. Среднеквадратичная амплитуда по-прежнему соответствует уровню -12 дБ, а продолжительность звучания равна 30 секунд (без учёта пауз между треками). Оба канала идентичны (в т.ч. синфазны).
Третьоктавные полосы розового шума очень хороши при настройке АС. С помощью них можно исследовать АЧХ, резонансы системы, локализовать возможные повреждения и неисправности. Они имеют преимущество перед синусоидальными сигналами в том, что, подобно реальной музыке, динамичны во времени, легко обнаруживают склонность к резонансам, а при должном качестве сигнала позволяют лучше оценить КГИ. Псевдошумовые сигналы, имеющие постоянную амплитуду, несмотря на их популярность, дают менее надёжные результаты, т.к. в некотором смысле подобны бегущему синусу с его недостатками.
Данные сигналы, так же, как и вышеописанный широкополосный розовый шум, были синтезированы с 64-битной точностью с помощью специально созданной программы в течение двух суток работы ПК на базе Athlon XP 1600+. Расчёт мог бы занять ещё большее время, если бы код не был соптимизирован средствами ассемблера. Единственный источник погрешности в этих сигналах – разрядность формата CD-Audio (16 бит), а также граничные эффекты в момент появления сигнала и в момент его окончания. При желании вы можете с помощью аудиоредактора удалить паузу в конце любого из этих треков и продублировать сигнал сколько угодно раз, увеличивая продолжительность до нужного значения: места «склейки» никак себя не проявят (если, конечно, вы отключите в аудиоредакторе опцию сглаживания сигнала при вырезании/склеивании).
Уровень -12 дБ является довольно высоким и может представлять опасность для аппаратуры на высоких частотах, т.к. в реальной музыке ВЧ-составляющие редко имеют столь высокую интенсивность, поэтому заблаговременно уменьшите уровень громкости перед началом измерения либо прослушивания.
Полоса «20 Гц» содержит частоты от 17.83 до 22.43 Гц. Эти частоты практически не встречаются в музыке и лишь иногда используются в спецэффектах. Человеческое ухо не способно воспринимать эти звуки как тона, оно ощущает их как «живое» движение воздуха, отдающее нездоровостью. Физиологически эти частоты воздействуют задолго до того, как становятся осознанно слышны, и могут вызвать чувство страха, головокружение, тошноту.
Если вы слышите гудящие призвуки, пусть и низкой частоты, – это гармоники, возникающие как в помещении, так и в АС (особенно с фазоинверсным оформлением головок). Если же не слышите ничего – значит, АС не рассчитаны на воспроизведение столь глубокого баса, не стоит увеличивать уровень громкости в попытках расслышать что-либо: ход диффузора на этих частотах очень велик, и есть шанс повредить динамик. В любом случае, адекватное прослушивание столь низких частот возможно лишь в специально подготовленных помещениях. Полоса «25 Гц» содержит частоты от 22.30 до 28.03 Гц. Здесь уже можно расслышать некое подобие гула, но всё ещё далёкое от понятия «тон». Вторая гармоника уже слегка маскируется основным сигналом, хотя при наличии опыта распознаётся на слух. В музыке частоты этого диапазона встречаются редко. Как правило, это нижнее «ля» (27.5 Гц) в электронной музыке, органных произведениях. См. также комментарий к предыдущему треку. Полоса «31.5 Гц» содержит частоты от 28.07 до 35.33 Гц. Наверняка при воспроизведении этого и следующего трека будут хорошо улавливаться резонансы помещения. Чётко слышна их природа: они как бы подчёркивают места всплесков амплитуды, слышен «разгон» помещения. Далее, на более высоких частотах, резонансные явления будут проявлять себя по такому же механизму, только всё будет происходить быстрее. Лишь на самых высоких частотах резонансы будут проявляться в виде изменённого спектрального состава полосы.
Нижние ноты контрабаса, большие барабаны частично попадают в этот диапазон. Можно количественно оценить высоту звука, но чёткого ощущения тона нет, чувствуется лишь «уплотнение» воздуха. Если, конечно, сигнал не приукрашен гармониками. А гармоники уже хорошо маскируются: их наличие приводит как бы к большей ясности звучания низкочастотного сигнала, но сами они при этом почти не слышны. Полоса «40 Гц» содержит частоты от 35.67 до 44.87 Гц. Этот диапазон уже широко используется в музыке, его часто называют «напольным басом», т.к. редкие полочные АС воспроизводят эти частоты полноценно. Маскировка гармоник, особенно второй, здесь очень сильная, и на слух определить гармонические искажения становится очень трудно. Гораздо проще воспользоваться микрофоном, но нужно быть уверенным в отсутствии заметного влияния помещения на воспроизведение НЧ. Полоса «50 Гц» содержит частоты от 44.57 до 56.10 Гц. Сюда довольно часто попадают частоты настройки резонансных элементов оформления АС – фазоинверторов, лабиринтов и т.п., что даёт возможность заметить отличия в подаче низкочастотного сигнала при различном оформлении.
Этот бас, в отличие от предыдущих сигналов, звучит мощнее, увереннее, словно пронизывая тело. Он уже не давлеет над слушателем, а как бы возбуждает его, – этот эффект часто используют звукорежиссёры, делая низкочастотные вставки в напряжённых моментах фильма. Полоса «63 Гц» содержит частоты от 56.13 до 70.70 Гц. Здесь активно играют бас-бочка, контрабас, участвует бас-гитара. Этот диапазон у многих ассоциируется с «ливеротрясением», дрожанием стен и потолков. Такой бас иногда называют «раскатистым», «нутряным». Именно его любят выпячивать некоторые производители АС, рассчитывающие на «моду на бас» в среде молодёжи. Полоса «80 Гц» содержит частоты от 71.30 до 89.77 Гц. Ещё более насыщенный диапазон: появляется мужской вокал, виолочнель, многие другие инструменты. Эффект маскировки гармонических искажений слегка снижается. Важно проследить, чтобы уровень этого и последующего диапазона не был завышен, т.к. в противном случае нижняя середина будет замаскирована. Хороший пример этому – музыкальные центры, в которых район 80-100 Гц, как правило, умышленно приподнят (так называемый «попсовый бас»). Полоса «100 Гц» содержит частоты от 89.10 до 112.23 Гц. Основные резонансы помещения здесь сходят на нет, однако ещё сказываются побочные. Этот и последующий диапазоны в значительной степени отвечают за «бубнение» АС. Иногда проблему «бубнения» удаётся решить размещением АС (в простом случае - отодвиганием от стен), но при этом не восстанавливается разборчивость НЧ регистра. Полоса «125 Гц» содержит частоты от 111.37 до 140.30 Гц. Начало верхнего баса. В этом и последующих диапазонах играет уже большое количество инструментов, соотношение интенсивностей этих полос определяет правильность их тембров. Настройка звучания в верхнем басе – довольно специфическая задача, связанная прежде всего с оформлением динамика, т.к. номиналы элементов фильтров, работающих на этих частотах, слишком велики. Полоса «160 Гц» содержит частоты от 142.57 до 179.57 Гц. Здесь сказывается влияние отражений от пола: наблюдается некоторый спад интенсивности из-за полуволновой разницы между прямым и отражённым НЧ-излучением. То же можно сказать и о следующем диапазоне. Полоса «200 Гц» содержит частоты от 178.20 до 224.47 Гц. Некоторые считают этот диапазон завершением басового регистра, определяя бас как полосу от 27.5 до 220 Гц. Однако существует и другая градация, по которой бас ограничивается частотой 300 Гц, соответствующей максимальному росту направленности слуха. В любом случае, данный диапазон не менее сложен в настройке, чем два предыдущих. Избыточность давления в этом диапазоне приводит к «бочкообразному», гулкому звучанию.
Как правило, многие АС советского производства «грешили» неровностями АЧХ на верхнем басе, и с этим пытались бороться, обрабатывая стенки корпуса АС звуко-, вибро-поглотителями. Однако в большинстве случаев полностью выровнять верхний бас без доработки самих динамиков не удаётся. В то же время доработка динамиков изменяет их АЧХ в СЧ-диапазоне, что приводит к необходимости дорабатывать фильтры. Это одна из причин долговечности споров по поводу доработки советских акустических систем. Полоса «250 Гц» содержит частоты от 222.73 до 280.60 Гц. Пограничная область между басом и серединой. Начиная с этих частот и на протяжении примерно октавы сказывается эффект дифракции акустического излучения на передней панели АС, известный под названием «Baffle Step». Это переходная область между частотами, на которых излучение распространяется практически во все стороны от динамика (в «пространство», 4π стерадиан), и частотами, на которых передняя панель АС препятствует распространению волн в сторону корпуса и, наоборот, отражает их вперёд, в результате чего динамик излучает лишь в «полупространство» (2π стерадиан). Полоса «315 Гц» содержит частоты от 280.63 до 353.57 Гц. Начало нижней середины. От баланса АЧХ в области этого диапазона сильно зависит характер звучания мужского вокала, натуральность контрабаса и виолончели. Довольно паразитным является излучение задней стороны диффузора в этом и следующем диапазоне, что часто является причиной вывода порта фазоинвертора на заднюю панель. По этой же причине следует серьёзно отнестись к правильности размещения звукопоглотителя внутри корпуса АС.
Импеданс НЧ динамиков довольно низок в этой области частот и может привести к излишней нагрузке на усилитель. Полоса «400 Гц» содержит частоты от 356.37 до 448.97 Гц. Примерно с этих частот начинается форманта рояля, отвечающая за раскатистоть, «рокот» нижних нот. Здесь также начинается область максимальной направленности слуха: четвертьволновое расстояние на частоте 400 Гц примерно соответстует расстоянию между ушными раковинами. Полоса «500 Гц» содержит частоты от 445.47 до 561.20 Гц. Избыток этих частот приводит к «трубному», «туннельному» звучанию, сильно искажает игру электрогитары, рояля, мужского вокала. То же относится и к следующей полосе частот. Полоса «630 Гц» содержит частоты от 561.27 до 707.13 Гц. Полоса «800 Гц» содержит частоты от 712.73 до 897.97 Гц. Полоса «1 кГц» содержит частоты от 890.90 до 1122.43 Гц. Полоса «1.25 кГц» содержит частоты от 1113.63 до 1403.07 Гц. Полоса «1.6 кГц» содержит частоты от 1425.47 до 1795.93 Гц. Полоса «2 кГц» содержит частоты от 1781.80 до 2244.90 Гц. Полоса «2.5 кГц» содержит частоты от 2227.27 до 2806.13 Гц. Полоса «3.15 кГц» содержит частоты от 2806.33 до 3535.73 Гц. Полоса «4 кГц» содержит частоты от 3563.60 до 4489.83 Гц. Полоса «5 кГц» содержит частоты от 4454.50 до 5612.30 Гц. Полоса «6.3 кГц» содержит частоты от 5612.67 до 7071.50 Гц. Полоса «8 кГц» содержит частоты от 7127.20 до 8979.67 Гц. Внимание! Высокий уровень сигнала!
Полоса «10 кГц» содержит частоты от 8909.00 до 11224.60 Гц. Середина ВЧ диапазона. Здесь продолжают играть тарелки, звучит треугольник. Верхние гармоники большинства инструментов находятся в этом диапазоне уже на незначительном уровне. Исключения – скрипка, альт, саксофон.
На подачу ВЧ, начиная примерно с этого диапазона, заметно влияет тип конденсаторов в фильтрах. Это связано с природой установления равновесия между носителями зарядов по мере прохождения тока через конденсатор. Чем инертнее (грубо говоря) система, тем менее точно вторая обкладка откликается на поведение потенциала первой.
Наиболее «беспорядочным» является шумовой ВЧ сигнал, поэтому именно на тарелках и перкуссии, а именно на натуральности их звучания влияние конденсаторов (особенно электролитических) наиболее заметно. На данном испытательном сигнале (и двух последующих) подобное влияние обнаружить сложно, т.к. полоса шума такой частоты в пределах разрешения слухом деталей по времени – почти стационарный сигнал, в то время как тарелки и щётки представляют собой совокупность атак и затуханий.
В некоторой степени похожие процессы наблюдаются при прохождении сигнала по кабелям. Поверхность металла, покрытая слоем оксида, а затем слоем изоляции, представляет собой и конденсатор, и электрохимическую ячейку. Поэтому низкое качество поверхности проводника, наличие следов влаги, а в особенности наличие химически активных компонентов в изоляции (например, ПВХ) приводит к неравновесным эффектам на микрофронтах сигнала, увеличению мгновенного эффективного сопротивления кабелей и ухудшению звучания. В заметной степени эта проблема решается использованием устройств компенсации сопротивления проводов.
Помимо этого, на верность звучания влияет качество разъёмов и пайки. По сути, этим влияние кабелей на качество звучания исчерпывается, однако многие фирмы до сих пор продолжают распространять мифы о влиянии на звучание индуктивности кабелей, статического электричества на них и т.п., поскольку вполне реально продавать кабели по цене, сравнимой с ценой усилителя, в то время как их себестоимость составляет в лучшем случае один-два процента от этой величины. Внимание! Высокий уровень сигнала!
Полоса «12.5 кГц» содержит частоты от 11136.27 до 14030.77 Гц. Этот диапазон в значительной степени отвечает за «твёрдость» либо «мягкость» звучания. Здесь присутствует верхняя форманта женского вокала, в частности, оперного; звучание скрипки и саксофона также зависит от верной постановки этого диапазона частот. Обнаруживается разница между тканевыми и металлическими куполами ВЧ динамиков; она заметна и на предыдущей полосе. Внимание! Высокий уровень сигнала!
Полоса «16 кГц» содержит частоты от 14254.40 до 17959.37 Гц. Последний хорошо слышимый человеком диапазон частот. Дисбаланс между ним и другими частотами уже не привязывается к конкретным инструментам, он обнаруживается в ощущении «пушистости» (подъём АЧХ) либо «нераскрытости» (провал АЧХ) звучания.
На слух сигнал заметно тише предыдущего: частоты выше 15 кГц фильтруются перед попаданием в кортиев орган со спадом около 50 дБ на октаву. У пожилых людей эта частота среза понижена, а также понижена концентрация клеток, реагирующих на частоты этого диапазона, поэтому они могут уже не расслышать данный сигнал. Внимание! Высокий уровень сигнала!
Полоса «20 кГц» содержит частоты от 17818.00 до 22049.97 Гц. Эти частоты практически не воспринимаются на слух большинством людей старше 30 лет, и сигнал будет ощущаться как еле заметный, очень тонкий свист. Однако это не значит, что на ВЧ динамик не идёт колоссальная нагрузка, поэтому будьте осторожны.
Наличие посторонних призвуков, вероятнее всего, свидетельствует о низком качестве ЦАПа источника сигнала. Запишите воспроизводимый трактом сигнал и сравните его спектр с исходным спектром: наверняка будут заметны существенные отличия.
Впрочем, для полноценной передачи этого диапазона уже недостаточно частоты дискретизации 44100 Гц, реализованной в формате CD-Audio. Теорема Котельникова справедлива лишь для идеальных ЦАПов, обрабатывающих весь сигнал сразу, а не в реальном времени. Поэтому в большинстве аудиозаписей на частотах около 20 кГц и выше наблюдается спад интенсивности, предотвращающий добавление ЦАПом «мусора».
Следует отметить, что подобное поведение ЦАПов наблюдается в некоторой степени и на других частотах, которым кратна частота дискретизации. Это район 14700 Гц, район 11025 Гц. Судя по всему, именно этот факт является основной причиной разницы в качестве звучания CD и SACD дисков (см. также комментарий к треку 98). Следующие шесть треков (а также шесть бонусных) содержат более широкие полосы розового шума и отражают условное разделение частотного диапазона на нижний, средний и верхний регистры. С помощью этих сигналов можно проверить фазировку отдельных полос АС, оценить общий тональный баланс.
Логичнее было бы разместить эти треки перед третьоктавными полосами, но при этом сдвинулись бы номера последних, и по ним было бы не так удобно определять частоту, как сейчас (если вы ещё не догадались, как это сделать, то обратите внимание, что, например, полосы 2.5, 3.15, 4, 5 и 6.3 кГц соответствуют номерам треков 72, 73, 74, 75 и 76 соответственно, а при сдвиге на 10 треков частоты изменяются в 10 раз).
Полосу 20 Гц – 80 Гц именуют нижним басом. Её можно использовать при размещении и настройке сабвуфера. Наиболее простой способ размещения – установить сабвуфер в точке прослушивания, а потом найти место в помещении, где бас звучит наиболее верно, – туда и следует установить саб. Если подходящего места нет, можно переключить фазу и повторить эксперимент. Однако при этом следует использовать не только полосы розового шума, но и музыкальный материал, где нагружен НЧ регистр.
Если сигнал воспроизводится слишком тихо, значит, перепутана фазировка низкочастотных головок либо АС в целом. Верхний бас. Комментарий. Нижняя середина. Комментарий. Верхняя середина. Комментарий. Внимание! Высокий уровень сигнала!
Верхние ВЧ. Комментарий. Далее следуют чистые синусоидальные сигналы, записанные с тем же уровнем -12 дБ (кроме бонусных и 94-го). Во всех треках правый и левый каналы идентичны.
Частота 1 кГц является стандартной, относительно неё принято измерять частотные характеристики, поэтому сохраняйте уровень громкости неизменным (но существенно пониженным) в ходе измерений. Синусоидальный сигнал экспоненциально возрастающей частоты. Скорость возрастания равна одному полутону (100 центам) в секунду, что соответствует одной октаве в 12 секунд, или пяти октавам в минуту. Начальное значение частоты равно 3.01 Гц; частота в произвольный момент времени может быть вычислена как 3.01*2t/12, где t – время в секундах от начала трека.
Обратите внимание на ход диффузора. Усилители с широкой полосой частот выдают слишком высокий уровень напряжения на этой частоте, проследите за регулятором громкости. В течение полуминуты не должно быть слышно абсолютно ничего. Высокочастотные призвуки и шум, возможно, меняющийся в такт ходу диффузора – свидетельство низкого качества разводки усилителя либо источника. Появление же низкочастотных звуков раньше времени говорит о недостатках оформления.
При наличии в АС резонансного элемента НЧ оформления (чаще всего фазоинвертора) можно оценить частоту его настройки. Как правило, ход диффузора постепенно уменьшается, достигая минимума в определённый момент времени. Момент, когда ход диффузора перестаёт уменьшаться, примерно соответствует частоте резонанса. Для того, чтобы это можно было заметить невооружённым глазом, в течение всей процедуры потребуется использовать повышенный уровень громкости, – не забудьте затем вернуть регулятор в исходное положение, иначе рискнёте сжечь ВЧ динамики во второй половине трека.
Начиная со второй минуты, кажущийся источник звука всё точнее локализуется в центре сцены. Замечайте его отклонения, моменты появления призвуков, изменений громкости, их характер. Этот трек, как правило, обнаруживает множество источников резонансов в помещении: мебель, полка с дисками, дверь. Не менее чётко он фиксирует подъёмы и спады АЧХ. Возможно, придётся прослушать трек не один раз, записывая подозрительные моменты. Впоследствии их будет несложно перевести в соответствующие значения частот. Краткое описание различных частотных поддиапазонов было дано в комментариях к трекам 51 – 81.
В самом конце трека, после исчезновения высокочастотного писка, продолжайте пристально вслушиваться. Все высокочастотные тона, в т.ч. идущие вниз по частоте, – мусор, вносимый источником.
Анализ записи звучания АС на этом сигнале позволяет получить «долговременную» АЧХ системы (в противоположность «кратковременной» и «усреднённой», см. комментарии к трекам 46 и 47 соответственно). Обратите внимание на то, что в тракт входит и помещение, поэтому здесь, как и выше, нельзя говорить об измерении АЧХ собственно АС. Следует также помнить о зависимости АЧХ от точки измерения. Внимание! Высокий уровень сигнала!
Та же запись, но обращённая во времени. См. комментарий к предыдущему треку; возможно, некоторые артефакты будут звучать яснее при обратном ходе частоты. Этот трек аналогичен 89-му, только рост частоты в нём идёт в 12 раз быстрее, на октаву в секунду, и начинается с частоты примерно 3.07 Гц.
При быстром изменении частоты картина резонансов может оказаться другой; в частности, ВЧ-резонансы становятся более явно слышимыми (как своеобразные щелчки). Внимание! Высокий уровень сигнала!
То же, что трек 91, но в обратном направлении, начиная с частоты 22050 Гц и заканчивая 3.07 Гц. Название этого трека говорит само за себя. Здесь записана сумма двух синусоидальных сигналов: частота одного постоянна и равна 20 кГц, а частота другого линейно растёт от 19 кГц в начале трека до 21 кГц в конце. В момент 15.00 частоты совпадают, а сигналы при этом оказываются в противофазе. Среднеквадратичный уровень по-прежнему равен -12 дБ, но на этих частотах это очень высокая нагрузка, будьте осторожны, не повредите ВЧ-головки.
При воспроизведении этого сигнала, как правило, появляется обширный набор синусоидальных волн различных частот ниже 19 кГц (которых быть не должно). Их интенсивность, характер изменения, распределение по спектру и прочие параметры могут многое рассказать как об источнике сигнала, так и об усилителе. Очень неплохим подспорьем в данном тесте является качественный спектроанализатор. Идея создать этот последний синусоидальный сигнал возникла в спорах о динамическом диапазоне формата CD-Audio. Здесь, в течение 25 секунд, сигнал частотой 1 кГц плавно нарастает от уровня -150 дБ до уровня 0 дБ (внимание, опасность выхода АС из строя), соответственно, со скоростью 6 дБ в секунду.
Вас смутила цифра 150 дБ? Ведь, говорят, диапазон 16-битной записи всего 96 дБ, да и то лишь теоретический, а на практике лезут гармоники и в звуке появляется «цифровая жёсткость»...
Нет! Это не совсем так. Цифровая «жёсткость» обусловлена другими причинами: качеством оцифровки (АЦП, цифровой мастеринг), качеством записи на носитель (джиттер, BLER), качеством ПКД – как головки (лазер, сервосистема), так и ЦАП (питание, джиттер). А «винил» звучит «мягче» вовсе не из-за мифической узости динамического диапазона и мифических же гармонических искажений CD-Audio, а по причине более короткого тракта записи-воспроизведения и психоакустической маскировки искажений.
На слух (сигнал должен быть значительно усилен) тон 1 кГц проступает сквозь шум уже на третьей секунде трека (-140..-135 дБ); на спектрограмме же полоса 1 кГц видна, начиная с нулевой отметки (параметры спектрограммы). Что самое важное – отсутствуют пресловутые гармоники, на качественном тракте слышен чистый синус на фоне белого шума. Первое время уровень шума растёт, но не так быстро, как уровень сигнала, и отношение сигнал/шум улучшается. К 10-й секунде уровень шума стабилизируется, а вскоре появляется необходимость вернуть в исходное состояние выкрученные на максимум регуляторы громкости. Трек заканчивается щелчком, т.к. сигнал обрывается мгновенно (хотя и в точке нулевой амплитуды).
Впрочем, прослушивание этого сигнала – не более, чем опасное развлечение. Реально его можно использовать, подключив к усилителю вместо АС осциллограф. Здесь будут видны и динамический диапазон, и гармонические искажения, вносимые усилителем (и, возможно, источником). Треки 95 – 98 представляют собой меандр различной частоты. Меандром является сигнал прямоугольной формы, т.е. мгновенное значение звукового давления постоянно по абсолютной величине, но периодически меняет знак.
В идеальном меандре ряд гармоник простирается до бесконечности, поэтому при дискретизации необходимо отфильтровать частоты, превосходящие предел Найквиста, либо же заранее не вносить их при синтезе. Именно последним путём и были получены эти четыре сигнала.
Меандр имеет своё особенное, неповторимое звучание именно благодаря крутым фронтам сигнала и отсутствию чётных гармоник. Оно очень капризно к изрезанности АЧХ системы, к фазочастотной характеристике тракта, к качеству динамиков.
Сигнал 100 Гц имеет достаточно низкую частоту и обнаруживает также недостатки питания усилителя. Его кажущийся источник очень чётко локализуется в центре сцены. Спектр сигнала богат и содержит 110 гармоник. Рекомендуется предварительно послушать этот сигнал на референсном тракте, чтобы запечатлеть в памяти характер его верного звучания. На слух тембр меандра 300 Гц слегка отличается от предыдущего сигнала частотой 100 Гц: в записи уже содержится лишь 37 гармоник из прежних 110, и расположены они реже.
Неверный тональный баланс, а в особенности изрезанность АЧХ в области средних частот легко разбрасывает этот сигнал на отдельные группы тонов. Слышен как бы основной тон и дополнительные, диссонирующие с ним; может появиться иллюзия присутствия в записи высокочастотного шума. Меандр 1 кГц довольно популярен среди настройщиков акустических систем. В его записи содержится 11 гармоник, соотношение которых на слух позволяет оценить баланс между СЧ и ВЧ областями, фазовое согласование динамиков, степень изрезанности АЧХ в верхнем диапазоне частот.
Верное звучание меандра 1 кГц поражает своей чистотой, в то время как большинство АС, отыгрывая его, порождают неприятные ощущения, слышна «грязь», диссонанс. Кажущийся источник звука часто разрывается, формируется в стороне, «пляшет»; здесь меандр подчёркивает недостатки слишком высокого либо слишком низкого раздела полос АС. Всего четыре составляющих – 3, 9, 15 и 21 кГц – формируют данный сигнал, причём последняя гармоника оказывается за пределами слышимого диапазона. Однако это не значит, что отсутствие этой частоты никак не скажется на тембре. Сигнал позволяет обнаружить степень завала АЧХ на верхней границе диапазона, обнаружить дисбаланс между верхней серединой и ВЧ, недостатки ВЧ динамиков.
Строго говоря, на тембре прямоугольного сигнала сказываются и более высокие частоты, не попадающие в диапазон частот компакт-диска. Например, синус 8 кГц на слух отличается от реального меандра 8 кГц, хотя в последнем гармоники начинаются с частоты 24 кГц, лежащей далеко за пределами восприятия. Объясняется это недостатками модели звуковосприятия, основанной на принципе спектрального анализа.
Имеются также свидетельства о том, что диапазон слышимости меандра заканчивается выше, чем диапазон слышимости синусоидального сигнала. Это значит, что при удачном стечении обстоятельств человек способен косвенно обнаружить на слух наличие ультразвуков. Т.е. если, например, человек уже не слышит синус частотой 20 кГц, но всё ещё слышит меандр такой же частоты и интенсивности, то он, по сути, обнаруживает на слух присутствие звука частотой 60 кГц. Однако проверить эту информацию без специального оборудования не представляется возможным. На последней дорожке тестового диска записаны 30 секунд идеального белого шума со среднеквадратичным уровнем -12 дБ. Оба канала идентичны.
Есть множество алгоритмов генерации белого шума, однако почти все они страдают определёнными недостатками (компрессия, неравномерность АЧХ на краях диапазона, фазовые корреляции и т.д.) из-за стремления к высокой производительности.
Синтез данного сигнала занял сутки компьютерного времени, но зато в нём нет недостатков, кроме присущих самому формату CD-Audio, а также слабых граничных эффектов в моменты появления и исчезновения шума. Впрочем, последние могут быть устранены повторением 30-секундного сигнала в аудиоредакторе сколько угодно большое количество раз подряд (главное при этом – отключить сглаживание сигнала при вырезании/склеивании); см. также комментарий к треку 51.
Шум содержит полосу частот от 0.03 до 22049.97 Гц, т.е. отсутствуют постоянная (0 Гц) и неопределённая (ЧД/2) частотные составляющие. Преимущество этого сигнала перед треком №49, во-первых, в полноте частотного диапазона, а во-вторых, в отсутствии необходимости взвешивать результат измерения АЧХ: для белого шума огибающая частотная кривая горизонтальна, а для розового имеет спад в сторону высоких частот 3.01 дБ на октаву. Последняя ближе по характеру к т.н. музыкальной кривой, описывающей усреднённое распределение нагрузки по частотам в музыкальном материале, поэтому именно розовый шум используется при измерениях и настройке АС; для усилителей же и источников предпочтительнее использовать белый шум.
Реставрация релиза: Georgiiy |
|
|
|