На сегодняшний день в мире существует только два общепризнанных полных собраний сочинений Баха:
Тот факт, что изданий два на одного композитора, объясняется не алчностью издателей, а следующим, цитирую:
Цитата: |
Сегодня исполнители музыки Баха разделены на два лагеря: предпочитающие аутентичное исполнение, то есть с использованием инструментов и методов эпохи Баха, и исполняющие Баха на современных инструментах. Во времена Баха не было таких больших хоров и оркестров, как, например, во времена Брамса, и даже наиболее масштабные его произведения, такие как месса си минор и пассионы, не предполагают исполнение большими коллективами. Кроме того, в некоторых камерных произведениях Баха вообще не указана инструментовка, поэтому сегодня известны очень разные версии исполнения одних и тех же произведений. В органных произведениях Бах почти никогда не указывал регистровку и смену мануалов. Из струнных клавишных инструментов Бах предпочитал клавикорд. Он встречался с Зильберманом и обсуждал с ним устройство его нового инструмента, внеся вклад в создание современного фортепиано. Музыка Баха для одних инструментов часто перекладывалась для других, например, Бузони переложил органную токкату и фугу ре минор и некоторые другие произведения для фортепиано. Википедия |
Т. е., оба издания являются полноценными полными собраниями, но это (Teldec) выполнено на инструментах эпохи Баха, а Hnssler — осовремененное звучание. Например, при жизни композитора была распространена лютня, которая "пропала" в современных ансамблях, тоже касается клавира: сейчас большинство работ, написанных Бахом для клавира, исполняются на фортепьяно.
Различное количество дисков и общее время звучания объясняется следующим:
- Все диски имеют одинаковый технический объём, но не все они заполнены музыкой на весь этот объём;
- Классика допускает разный темп исполнения;
- В издании Hnssler некоторые композиции воспроизведены дважды (например, чисто в органном исполнении и чисто в инструментальном);
- Нельзя не отметить, но в издании Hnssler на несколько сочинений больше, правда, абсолютное большинство из них отмечены буквами "a" (альтернативный вариант) и "R" (восстановленный).
Безусловно, всем любителям классической музыки будут интересны оба обозначенных издания. Тем же, кто только познаёт это великое искусство, критерий выбора таков: если от слов Средневековье, рыцарство, королевство, у вас ёкает сердце — качайте эту (Teldec) раздачу; если нет, то Hnssler.