Моя бабушка (1929) WEBRip [H.264/720p-LQ]Производство: СССР, Госкинпром Грузии Жанр:драма, сатира, немое кино
Режиссер: Котэ Микаберидзе Актеры: Александр Такайшвили, Белла Чернова, Е. Ованов, Акакий Хорава, Михаил Абесадзе, Г. Абсалиамова, К. Лаврецкий
Описание: Сатирическая комедия, высмеивающая протекционизм в советских госучреждениях. Один из наиболее ярких антибюрократических гротесков в истории грузинского кино 20-х годов.
Возраст:0+ (для любой зрительской аудитории)
Продолжительность: 01:03:16 Качество видео: WEBRip Субтитры: русские (интертитры)
Фильм, переживший второе рождение и первое настоящее признание в 70-е годы. А в 1929 фильм был запрещен к показу как «антисоветская картина» с «троцкистским отношением к загниванию советской системы». Теперь понимаешь насколько эта оценка была верна и как смертельно опасна она была тогда. Зловещая тень первого публичного политического процесса «Процесса Промпартии», последовавшие за ним аресты и чистки в промышленности и госаппарате, борьба с троцкизмом — вот, что повлияло на судьбу фильма. Так же как на «Государственного чиновника» Ивана Пырьева. В борьбе за выход фильма на экран, Пырьев просто превратил всех бюрократов и старых спецов во вредителей, чем испортил его во многом. А «Моя бабушка» легла на полку в первозданном виде и дождалась лучших времен. Когда, отбросив злободневную проблематику борьбы с бюрократизмом, заинтересовались формой и эстетикой фильма. А здесь было на что посмотреть.
Фильм стал режиссерским дебютом Котэ Микаберидзе — звезды немого грузинского кино, партнера красавицы, любимицы публики — Нато Вачнадзе. 0н покланялся поэтическому и сатирическому дару великого земляка Владимира Маяковского. «Моя бабушка» родственная киноопытам поэта, его новаторским, сатирическим сценариям конца 20-х годов. Они не получили равноценного своим литературным качествам экранного воплощения. Зато дали материал знаменитым «Клопу» и «Бане».
Поиски «бабушки», не милой старушки, а «руки», которая и письмецо напишет и теплое местечко выбьет — вот и вся история. Но не в сюжете дело, а в жанре, стиле, языке фильма. Сатирическая фантасмагория, мрачный гротеск, ожившая карикатура, игра — как способ осмеяния и разоблачения.
За огромным круглым столом собрались взрослые люди, повадками напоминающие подростков. Один возится с игрушечным автомобилем, а другой пытается его отнять; двое режутся в карты; третий кидает бумажных голубей в молоденькую пишбарышню. На спинке кресла у каждого дощечка, какие бывают на дверях служебных кабинетов: «Нач. канцелярией», «Главбух», «Заседание», «Кончил дело, гуляй смело», «Не мешать» и так далее, в том же духе. Этот круг «игры в деятельность» и был моделью советского учреждения. Сюда пришел рабочий с каким-то заявлением. Бумага вырывалась из его рук, летала от одного чиновника к другому и, наконец, сама «ложилась под сукно». Разгневанный пролетарий, монументализированный ракурсом съемки, светом, представал неумолимой, карающей силой. В этой роли статуарен и величествен был будущий великий трагик, незабываемый Отелло, Акакий Хорава.
Многочисленные трюки режиссер использовал остроумно, со вкусом, технически безупречно. С начала до конца он выдержал ритм, органичный для комедии такого типа. Щедрой, буйной фантазии Микаберидзе были явно тесны рамки игрового фильма. И он включил в него элементы мультипликации. Рисованные человечки, живущие под кроватью в доме ищущего «бабушку», оказывались соседями его по коммунальной квартире, немедленно разносящие весть о его увольнении со службы. Оживали детские куклы и вмешивались в семейную сцену между мужем и женой. Микаберидзе первым в грузинском кино использовал здесь объемную мультиплиикацию. Условные декорация, контрастные свето-теневые эффекты, вывихнутые ракурсы. Форма фильма была предельно заостренной. Естественно и игра актеров была отмечена условностью. Движения были угловатыми, механистичными, как у марионеток. Среди них не оказалось места для актера Котэ Микаберидзе, исполнителя романтических и героических ролей. Интересно работали А. Такайшвили, М. Абесадзе. Блеснула Елена Чернова.
Константин (Котэ) Микаберидзе — из старинного дворянского грузинского рода, из большой дружной тифлисской семьи, жил достойно, не суетно, славы не искал. Она его нашла после выхода «Моей бабушки» в прокат, показов за рубежом. Этот фильм занял свое место среди классических произведений грузинского кино.