Шади Абдель Салям родился в 1930 году в Александрии. После окончания престижного колледжа "Виктория" в северной столице Египта поступил на факультет изящных искусств в Каирском университете – рисовать он начал еще в детстве.
Получив диплом инженера-архитектора, Шади Абдель Салям поехал в Лондон, где изучал драматургию. Вернувшись в Египет, стал мечтать о работе в кино, которое переживало в те годы свой "золотой век".
Одним из самых известных режиссеров того времени был Салах Абу Сейф. Он оказался соседом Шади по каирскому району Замалек. И вот однажды молодой человек отправился к именитому режиссеру с визитом и во время беседы с ним сказал: "Я не хочу работать архитектором, я хочу работать в кино".
Салах Абу Сейфом предложил Шади должность ассистента. Правда, в первом фильме ("Сильный", 1958 г.) его работа заключалась только в том, что он записывал продолжительность кадра. Затем Шади стал помощником режиссера.
Корабль КлеопатрыКак-то на съемках киноленты режиссера Хельми Халима "Рассказ о любви" (1959 г.) художник-постановщик по какой-то причине не смог продолжить работу, и Шади попросили его заменить. Когда фильм вышел на экраны, декорации в нем произвели большое впечатление. После этого Шади стали приглашать в качестве художника-постановщика. Он проектировал декорации, разрабатывал костюмы. Его признали лучшим декоратором в Египте, стали приглашать за границу мастера с мировыми именами.
В начале 60-х американский режиссер Джозеф Манкевич приступил к съемкам фильма "Клеопатра". В качестве художника-постановщика был приглашен Шади Абдель Саляма. Он спроектировал корабль времен Клеопатры. Съемки фильма должны были проходить в Александрии. Туда Шади и отправился, чтобы руководить постройкой этой масштабной декорации.
Однако работа с Джозефом Манкевичем ограничилась только созданием одного корабля – снимать "Клеопатру" в Египте запретили. Причиной тому послужили антиарабские высказывания исполнительницы главной роли Элизабет Тейлор. Съемки фильма перенесли в окрестности Лондона и Рима. А корабль, изготовленный по проекту Шади, вывезли по частям в Италию, где его и собрали.
Несмотря на неудачу с "Клеопатрой", египетская тема вновь "нашла" Шади. В Польше приступили к съемкам фильма по роману Болеслава Пруса "Фараон". Режиссер с мировым именем Ежи Кавалерович пригласил Шади консультантом по историческим костюмам и декорациям. Картина вышла на экраны в 1966 году и имела большой успех.
Вскоре после "Фараона" последовала новая работа – на этот раз вместе с итальянским классиком неореализма Роберто Росселлини, снимавшим серию документальных телефильмов о различных цивилизациях.
Связь времёнПараллельно с работами художника по костюмам и декорациям Шади создавал свой собственный мир – он рисовал, писал сценарий.
Главная мысль его будущей кинокартины заключалась в том, что между Древним Египтом и последующими поколениями египтян не утрачена связь. Она не была новой: начиная с 20-х годов XX столетия представители египетской интеллигенции пытались связать прошлое и настоящее страны. Они хотели напомнить о том, что Египет имеет свою древнюю историю, отличающуюся от истории других арабских государств.
Эту мысль высказывали писатель Таха Хусейн, драматург Тауфик Эль-Хаким, а также известные философы и художники, получившие образование на Западе. И надо отметить, что подобного рода идеи были совершенно чужды подавляющему большинству египтян.
Шади Абдель Салям выразил мысль о связи с Древним Египтом на художественном уровне. Он написал сценарий (на английском языке, перевод на арабский осуществил Алаа Эль-Дип – Прим. авт.) будущего фильма "Мумия", в котором показал, что не только образованные, но и простые египтяне заботятся о сохранении древнеегипетского наследия.
Вскоре в Каир по приглашению министра культуры Египта Саруата Окаши приехал Роберто Росселлини. Шади Абдель Салям показал ему сценарий. Росселини одобрил его и посоветовал Шади самому поставить этот фильм.
Вместе они отправились к министру культуры. Выслушав маститого итальянского режиссера и прочитав сценарий, Саруата Окаши обещал помочь с финансированием, хотя прекрасно понимал, что эта картина не будет кассовой.
Жизнь и так сложна – считает большинство египтян. Поэтому они ходят в кинотеатры, чтобы расслабиться и посмеяться. Самый популярный жанр в стране – это
комедия, особенно музыкальная. К тому же египетское кино – актерское, а не режиссерское. Зрители идут смотреть на любимых актеров.
Вот почему, когда Шади представил список съемочной группы, где не было известных имен, в министерстве культуры сказали: "Но у вас же нет ни одной звезды!" Таким образом, выходило, что государство финансирует заранее провальный фильм. Вместе с тем пригласить звезду на фильм со скромным госбюджетом – утопия. Ситуация возникла тупиковая.
Но выход нашелся. Известная в то время актриса Надия Лотфи хорошо знала Шади Абдель Саляма, верила в его талант и дала согласие на участие в фильме "Мумия". Но в сценарии оказалась только одна эпизодическая роль – женщины легкого поведения, не очень-то подходящая для египетской кинозвезды. Тем не менее, Надия Лотфи сыграла и этот персонаж, причем совершенно бесплатно. Она появляется в картине всего на полторы минуты, что позволило задействовать её имя в рекламе.
Новая жизнь "Мумии"В 2009 году легендарный Мартин Скорсезе объявил о создании Всемирного фонда кино – некоммерческой организации, в задачу которой входит сохранение кинонаследия. В частности, реставрация старых кинолент. И одним из первых фильмов, который выбрала организация для этих целей, стала "Мумия" Шади Абдель Саляма. Причем сам руководитель фонда Мартин Скорсезе проявил инициативу.
Реставрацию киноленты провели на средства фонда, а египетское государство выделило деньги на изготовление трех негативов по новой технологии "Technicolor".
Отреставрированная "Мумия" была показана на Каннском фестивале, где перед началом просмотра выступил с высокой оценкой фильма Мартин Скорсезе. Затем кинокартину продемонстрировали на фестивале в Катаре и на Каирском фестивале. Причем ее показ состоялся в самих Великих пирамидах. Это вызвало негативную реакцию Мартина Скорсезе, который отказался присутствовать при демонстрации фильма, заявив, что нельзя серьезное кино превращать в туристический бизнес.
http://worldcinemafoundation.org/films/momia