Элла Джейн Фицджеральд (Ella Jane Fitzgerald; 25 апреля 1917, Ньюпорт-Ньюс, Виргиния, США — 15 июня 1996, Беверли Хиллз, Калифорния, США) — американская джазовая певица, известная также как «Леди Элла» и «Первая леди джаза».
Родилась в Ньюпорт-Ньюсе, Виргиния, США. Была воспитана матерью-одиночкой в штате Нью-Йорк.
В 17 лет дебютировала на сцене нью-йоркского театра Аполло. До 1942 года выступала преимущественно в составе бигбэндов
(в том числе Каунта Бэйси). В конце 1950-х записала практически все песни классического американского репертуара — несколько альбомов были специально посвящены шлягерам братьев Гершвинов (Айра заявил, что именно она раскрыла ему подлинную глубину его песен), Дюка Эллингтона (который лично аккомпанировал ей) и Ирвинга Берлина. Тогда же вышли два альбома, записанные вместе с Луи Армстронгом: «Ella and Louis» и «Ella and Louis Again». Особенно известен их дуэт на «Summertime» Гершвина.
"Первая Леди Песен" - так звали Эллу Фитцджеральд.
Ее вокал по праву считается самым изящным во всей истории джаза, хотя многие могут поставить на высшую ступень также Sarah Vaughan или Billie Holiday. Наделенная природой великолепным голосом с широким диапазоном, Элла могла перепеть кого угодно.
Она была непревзойденной скат-певицей и обладала практически идеальной элоквенцией.
Люди всегда понимали, что именно она поет, каждое ее слово.
Единственным ее постоянным недостатком (к слову, немного курьезным), было то, что Элла была крайне жизнерадостной и не могла петь слишком лирически, как того требовал текст песни. Даже в композиции Love For Sale она звучала весело и счастливо.
Как бы то ни было, если оценивать ее карьеру целиком, то певиц такого класа больше попросту не было, В начале своего творческого пути Элла Фитцджеральд никогда не отличалась жестким голосом, который был присущ Billie Holiday.
Из-за сильной нищеты в определенный момент Элла осталась по-настоящему бездомной. В пении наступил большой перерыв.
В 1934 году она выступает в Аполло театре, в Гарлеме, где побеждает в любительском конкурсе с песней Judy, которую она исполнила в стиле своего идола ~ певицы Солпее Boswell. После непродолжительной работы с Tiny Bradshaw, Benny Carter (посетивший "Аполло") представил Эллу вниманию музыканта по имени Chick Webb. Его не очень впечатлила внешность девушки, и он с неохотой предложил 17-летней Элле попеть в клубе с его оркестром. Испытание было пройдено успешно, и известный барабанщик очень быстро понял, что она обладает серьезным коммерческим потенциалом.
Начиная с 1935 записывалась с Webb's Orchestra. С 1937 года большая половина песен группы исполнялась с ее участием.
В 1938 году они записали хит "A-Tisket, A-Tasket", а чуть позже популярнейшую песню "Undecided".
В это время Элла представляла собой поп-свинговую певицу, сильную в балладах, с необыкновенно юным голосом.
Ее голос уже набрал должную силу, но до импровизаций и ската она еще не дошла. Эти таланты проявились позднее.
16 июня 1939 года Chick Webb скончался. По всеобщему решению Элле пришлось возглавить оркестр,
и это несмотря на то, что до этого она мало занималась репертуаром и наймом и увольнением музыкантов.
Ей удалось удержать популярность, и когда в 1941 году она распустила группу, то не составило большого труда начать сольную карьеру.
Она начала выступать и сотрудничать с Ink Spots, Louis Jordan и Delta Rhythm Boys,
затем с 1946 году вместе с Norman Granz's Jazz at the Philharmonic. Granz стал ее менеджером, но для того, чтобы переманить певицу на собственный лейбл, ему понадобилось около 10 лет. За это время в пении Эллы случились большие изменения.
Во время тура с биг-бзндом Dizzy Gillespie она освоила би-боп и в ее манере пения появились моменты нового стиля.
В то же самое время она начала использовать скeт-пение в своих сетах.
Записи 1945-1947 "Lady Be Good, How High the Moon" и "Flying Home" стали очень популярными и в результате быстро сделали Эллу одной из лучших джазовых певиц. В 1948-1952, после свадьбы с басистом Ray Brown, Элла начинает выступать вместе с трио своего мужа. Кроме того, в 1950 и 1954 годах она записала несколько пластинок в дуэте с Ellis Larkins, где спела в своей манере песни Джорджа Гершвина.
После участия в фильме "Pete Kelly's Blues" в 1955 году Элла подписала контракт с лейблом Verve и последующие несколько лет издала серию альбомов под общим названием "Songbooks", где исполняла песни того же Гершвина, а также Cole Porter, Rodgers and Hart, Duke Ellington, Harold Arlen, Jerome Kern и Johnny Mercer. Тем не менее, за исключением перепевок Эллингтона, этот проект нельзя назвать главным джазовым проектом Эллы Фитцджеральд. Зато этот престижный проект сделал певицу очень популярной.
В пик своей карьеры, в 60-х, Элла записала в Берлине живую пластинку "Mack the Knife", очень веселый альбом, во время записи которого она полностью забыла слова и придумывала на ходу собственные. Этот альбом впоследствии стал классикой.
Записи Эллы для лейблов Capitol и Reprise, выпущенные в 1967-1970 года, были более низкого уровня.
В этот период она пыталась привнести в свой репертуар популярные песни (вроде "Sunny и I Heard It Through the Grapevine"), но звучала откровенно незамысловато. Далее спада карьеры не последовало, потому как Norman Granz решил создать новый лейбл и подписать на нем Эллу. Фирма назвалась Pablo. Начиная с концерта в Санта-Монике в 1972 году(с невероятной версией С Jam Blues) Элла Фитцджеральд стала считаться достоянием джаза и выступала, к примеру, с Count Basie, Oscar Peterson и Joe Pass.
По прошествии 70-х годов голос Эллы стал заметно увядать, и в 80-х годах карьера певицы подошла к закату, да и возраст, естественно, давал о себе знать.
Проблемы со зрением и сердцем временами заставляли надолго забывать Эллу о музыке, но ее редкие выступления всегда отличались великолепным чувством свинга и неизменной радостью в голосе.
В1994 году Элла Фитцджеральд окончательно ушла на пенсию, а через два года скончалась, но по сей день ее имя остается слишком хорошо известным.
Большое количество сделанных ею записей было переиздано на компакт-дисках.